Наталья Скоропупова
Конспект НОД «Времена года» для детей старшей группы по образовательной области «Речевое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»
Старшая группа
Тема: «Времена года» (итоговое)
Публикация «Конспект НОД „Времена года“ для детей старшей группы по образовательной области „Речевое развитие“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Цель: Формирование связной речи и лексико - грамматического строя у дошкольников с ОНР по теме: «Времена года».
Программные задачи:
Обогащать и активизировать словарь детей по теме «Времена года».
Закреплять умение образовывать и употреблять в речи существительные в форме мн. числа Р. п.
Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно – ласкательным значением.
Продолжать учить детей отвечать на вопросы простым предложением.
Продолжатьформировать элементарные представления осезонных изменениях в природе.
Развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового о природе родного края.
Воспитывать доброжелательные отношения между детьми при выполнении коллективной работы.
Продолжать прививать детям любовь к родной природе, умение любоваться ее красотой.
Развивать общую моторику и мелкую моторику кистей рук.
Способ организации детей : сидя на стульях полукругом, стоя в кругу.
Оборудование: презентация на тему «Времена года», игра «Собери цветок» (серединка и лепестки по количеству детей, игра «Времена года», спокойная мелодия для проведения дыхательного упражнения, мяч, «Чудесный мешочек» (с муляжами овощей и фруктов)
Словарная работа: Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке за природными изменениями в природе, чтение художественной литературы по теме «Времена года», рассматривание иллюстраций и беседы о разном времени года.
Ход НОД
1. Открытый вход в деятельность
Логопед собирает детей.
- Дети, сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь.
Игра «Собрались все дети в круг…»
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
2. Вводно - организационный
Дети стоят в кругу.
Логопед: -Ребята! Сегодня к нам пришёл необычный гость, а чтобы узнать как его зовут вам необходимо отгадать загадку.
Знают взрослые и дети,
Что упал с другой планеты -
Фиолетовый зверек,
Детям маленьким дружок.
(Лунтик)
Логопед: -Молодцы! Ребята, Лунтик упал к нам с Луны и ещё не успел всего узнать. Сегодня он хотел бы узнать, что такое времена года. Давайте поможем Лунтику и отправимся в увлекательное путешествие по временам года.
Логопед:- На чем можно отправиться в путешествие?
(на машине, на автобусе, на поезде, на самолете)
3. Мотивация на деятельность
Дети садятся на стулья полукругом.
Логопед:- Сегодня я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие по временам года. А помогут нам его совершить солнышко и волшебные картинки, которые оно для вас приготовило. (Слайд 2- Солнышко)
- Ну, что вы готовы?
(Слайд 3 – Солнышко вращается)
4. Работа по теме. Расширение имеющихся знаний
Логопед:- И так, появляется первая волшебная картинка. (Слайд 4 – Осень)
- Что мы видим, на ней?
(желтые листья, идет дождь, птицы улетают)
- Как вы думаете, какое это время года?
(Осень)
Вспомните названия осенних месяцев. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
Логопед:-Сегодня я принесла «Волшебный мешочек», вмешочке лежат муляжи овощей и фруктов. Вы достаете один овощ или фрукт и называете его со словом «много».
Д/И «Один – много»
Слайд 16 (Дождь).
Пальчиковая гимнастика
Вышел дождик на прогулку. «Шагают» по ладони указательным и
средним пальцами рук.
Он бежит по переулку. Загибают по одному пальцу на руках
Барабанит по окошку, на каждую строку.
Напугал большую кошку,
Вымыл зонтики прохожих,
Крыши дождик вымыл тоже.
Сразу мокрым город стал. Встряхивают ладонями так, как будто
отряхивают с них воду.
Дождик кончился. Устал. Руки вдоль тела.
Логопед:- Ребята, пока мы играли, солнышко приготовило для нас следующую волшебную картинку. (Слайд 8-9- Зима)
- Какое время года вы видите?
(Зима)
- Как вы догадались?
(Все покрыто снегом, дети катаются на санках, на лыжах, на коньках)
- А еще зимой можно играть в снежки.
Игра «Назови ласково»
Логопед: - Я буду называть «зимние» слова, а тот, кому я брошу мяч, назовет это слово ласково.
(Снег – снежок, ветер -,снеговик -, гора –, санки –, елка –, шапка -, куртка -, комок -, сосулька -,)
Логопед: -Вспомните названия зимних месяцев (декабрь, январь, февраль)
Логопед: -Ребята мы с вами поиграли, устали, и я предлагаю отдохнуть.
5. Динамическая пауза
Логопед- Ой, пока мы отдыхали, стало как – то тепло. Посмотрите, солнышко уже показывает нам новую картинку. (Слайд 10-11 – Весна)
- В каком времени года, мы оказались?
(Это весна)
- После, какого времени года приходит весна?
- Назовите названия весенних месяцев.
- Какие приметы весны вы знаете? (Стало тепло, птицы прилетают из тёплых стран, закапали сосульки с крыш домов, дни стали длиннее, снег потемнел, стал рыхлым, появились проталины).
– Ребята, как вы думаете, почему тает снег, лёд, бегут ручьи? (Снег тает потому, что солнышко стало сильнее пригревать).
- Как называются первые цветы? (первоцветы)
- Какие цветы вы знаете? (подснежники, одуванчики, мать - и - мачеха, ландыши, нарциссы)
Игра со словом весна.
Игра «Добавь словечко»
• Пришла….
• Мы ждали….
• Мы рады…
• Мы встречали …
• Мы будем гулять….
• Мы поём песни о ….
Мы очень рады весне.
6. Гимнастика для глаз
7. Работа по теме. Расширение имеющихся знаний
Логопед:- А вот и еще одна волшебная картинка. (Слайд 13-14 – Лето)
- Какое время года вы видите?
- Вы ждете лето? Почему?
(летом тепло, можно купаться, загорать, собирать ягоды и грибы, кататься на велосипеде, на самокате, летом созревают фрукты и овощи, расцветают цветы).
8. Дыхательное упражнение.
Логопед:- Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте, что мы на цветочной поляне.
- Посмотрите, сколько кругом цветов. Давайте вдохнем их приятный аромат.
(Звучит тихая музыка, дети делают плавный вдох носом и быстрый выдох ртом.)
9. Практическая деятельность
Логопед:- Ребята, мы свами так сильно дули, что сдули все лепестки вот с этого прекрасного цветка. Чтобы вернуть лепестки на место нам надо вспомнить «Что можно делать летом?».
Игра «Собери цветок»
Дети берут по одному лепестку, вставляют его в серединку цветка и говорят,
«Что можно делать летом»
(Дети составляют предложения по образцу логопеда.)
(Летом можно любоваться природой. Летом можно загорать. Летом можно купаться. Летом можно кататься на велосипеде. Летом можно кататься на роликах. Летом можно кататься на самокате. Летом можно играть в песок и строить замки. Летом можно собирать ягоды. Летом можно собирать грибы.)
10 .Открытый выход из деятельности
Логопед:- Ребята, вам понравилось путешествие. А что было самым интересным? А какое задание было самым трудным? Но к сожалению наше волшебное путешествие подошло к концу. Лунтик и Солнышко прощается с нами. (Слайд 15) Они очень рады, что вы уже много знаете о временах года. А чтобы вы узнали еще что – то новое и интересное, дарит вам игру. После занятия мы можем в неё поиграть.