Ирина Липатова
Конспект НОД в рамках образовательной области «Речевое развитие» «Экологический калейдоскоп»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности
в рамках образовательной области «Речевое развитие».
Тема: Экологический калейдоскоп.
Цели:
Продолжать формировать представление о правилах отношения к окружающей среде.
Задачи:
1. Расширять и уточнять знания детей о правилах поведения в лесу, о жизни живой и неживой природы.
Публикация «Конспект НОД в рамках образовательной области „Речевое развитие“ „Экологический калейдоскоп“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
2. Закреплять умение отвечать на вопросы, использовать в речи сложные предложения разных видов.
3. Воспитывать культуру речевого общения.
4. Развивать логическое мышление, внимание, память, сообразительность.
5. Формировать устойчивый интерес к природе.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
Сегодня я вам предлагаю немножко отдохнуть. А где самый лучший отдых? Да на природе.
1. Дыхательная гимнастика под сопровождение звуков леса.
Под музыку плавно вдыхаем носом, а выдыхаем ртом.
И совершить увлекательное путешествие в лес нам поможет познавательная игра «Экологический калейдоскоп».
«Экология» — это наука об окружающей среде. И только зная законы и тайны природы, мы можем стать её верными друзьями и помощниками. Экологический калейдоскоп-это интересные игры, вопросы, это ваши знания, эрудиция и находчивость.
Наш девиз: Путешествуй, познавай, край родной оберегай.
Воспитатель: Итак, за плечами рюкзаки, настроение отличное, каждый из вас чувствует себя знатоком природы и наверняка сможет это доказать? Давайте попробуем.
Дети садятся.
2. Игра «Назовите правила поведения в природе».
Дети поочерёдно называют правила, а воспитатель выставляет картинки на доске.
Воспитатель: Молодцы ребята, правила поведения мы вспомнили, и я надеюсь, что вы никогда их не будете нарушать.
Вы знакомы со словом «природа». А что оно означает?
Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа, и приводят примеры (солнце, воздух, вода, птицы, растения).
Воспитатель: А что нельзя назвать природой? (То, что сделано руками человека) — это рукотворный мир.
Природа-это то, что существует без помощи человека, а «неприрода» — это всё что сделано руками человека.
Воспитатель: Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на «природу». Например:
Вертолёт — похож на стрекозу,
Подводная лодка — на кита,
Крыша дома — на крону дерева,
Электрическая лампочка – на солнце,
Душ ванне — на дождь,
Бассейн — на озеро.
(Дети продолжают этот ряд.)
Воспитатель: Всю природу земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой природы и мир живой природы. Живая природа — движется, растёт, развивается, размножается, дышит, питается, умирает.
3. А сейчас ребята поиграем в игру «Живая и неживая природа».
Сейчас я буду называть вам предметы «живой» и «неживой» природы. Если предмет относится к «живой природе» – вы хлопаете, а если к «неживой природе» – вы топаете.
Итак, начнем: человек, камень, солнце, стол, цыпленок, дом, цветок, замок.
Наше путешествие продолжается, на нашем пути встретятся разные герои сказок, животные, насекомые, они будут задавать вам разные вопросы, Вы готовы с ними поиграть?
4. Игра называется «Слушай во все уши».
• Кот Василий из сказки «Кошкин дом», задаёт вам первый вопрос.
Невзрачный цветок
Растёт у российских дорог.
Дороги спешат за курганы,
Дорогам конца не видать,
И важно, что путника раны
Умеет цветок врачевать.
Листок оторви осторожно
И жгучую боль утоли.
Упрямый цветочек,- да как же
Растёшь ты в пыли?
О каком растении говорится в стихотворении?
Дети. О подорожнике.
• Второй вопрос задаёт вам Незнайка.
К нам поступила жалоба обитательницы сада, леса, огорода;
«Сама знаю, что не красавица я. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё камнем бросят или ногой пнут.
А за что? Не всем же быть красивыми. А польза от меня людям большая».
Необходимо разобрать жалобу, назвать имя жалобщицы и ответить, обоснована жалоба или нет.
(Жаба. Многие с пренебрежением относятся к этому животному. Одна жаба охраняет от гусениц и слизней целый огород. Если в доме завелись тараканы – принеси жабу, они исчезнут.)
Дети отвечают
• Третий вопрос – загадка от Старичка — Лесовичка.
Мы, лесные жители,
Мирные строители,
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью.
О каких животных говорится в загадке? Какую пользу или вред они приносят?
(О муравьях. Это полезное насекомое. Они являются санитарами леса; уничтожают огромное количество гусениц, собирают мелкий мусор в свой домик муравейник.)
Дети отвечают.
• Четвёртый вопрос задаёт Вини – Пух.
Почему у стрекозы такие большие глаза?
(Она хищница, ловит насекомых на лету, поэтому должна хорошо видеть.)
Дети отвечают.
Воспитатель: А сейчас ребята у нас привал. Давайте немножко отдохнём.
Обернитесь вокруг себя и превратитесь в медвежат.
5. Физминутка «Медвежата в чаще жили».
Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так – головой своей крутили (Поворачиваем голову вправо и влево)
Медвежата мёд искали
Дружно дерево качали
Вот так, вот так – дружно дерево качали (наклоны туловищем вправо и влево)
И в развалочку ходили
И из речки воду пили
Вот так, вот так и из речки воду пили (Наклоны вперёд)
А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так кверху лапы поднимали! (Поднимаем попеременно ручки)
Вот болотце на пути! Как его нам перейти?
Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок! (Прыжки вверх)
Как закончилась игра за работу нам пора.
6. Слон предлагает нам поиграть в игру «Подбери нужное слово»
Сравнивая черты характера и качества человека с животным.
Трудолюбивый, как (муравей).
Смелый, как (лев).
Верный, как (собака).
Трусливый, как (заяц).
Глупый, как (баран).
Хитрый, как (лиса).
Толстый, как (медведь).
7.. Следующая игра с Мартышкой. «Какие звуки издают лесные жители».
Медведь (рычит, ревёт, бормочет).
Голубь (воркует).
Гусь (гогочет).
Овца (блеет).
Лошадь (ржёт).
Олень (ревет).
Лиса (лает).
Индюк (балакает).
Воспитатель: Ну что ж наше путешествие продолжается, мы почти у цели.
8. .На нашем пути еще одна игра «Увлекательный мяч».
Вопросы:
• Какие времена года вы знаете?
• Какой сейчас месяц?
• Какой это месяц по порядку?
• Назовите следующий месяц?
• Какие изменения происходят в природе зимой?
• Какие изменения происходят в природе весной?
• Какие изменения происходят в природе летом?
• Какие изменения происходят в природе осенью?
• Какие осенние месяца знаете?
К сожалению, наше путешествие подходит к концу.
.- Вам ребята понравилось сегодня путешествовать?
-А что вам больше всего запомнилось?
-Что вы узнали нового?
-В какие игры мы играли?
Воспитатель: Ребята, вы сегодня, очень старались, активно работали, мне с вами было интересно путешествовать. Спасибо вам большое. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить правила поведения в природе, а когда пойдёте в школу поделитесь своими знаниями со школьными товарищами. Расскажите им, как надо бережно относиться к родной природе.
Ой, чуть не забыла, дети вам сказать к нам сегодня утром в группу приходил Старичок — Лесовичок и передал вам в путешествие вот эту «волшебную шкатулку».
А как вы думаете, что в ней лежит?
Ответы детей
Воспитатель: А в этой шкатулке лежат медали «Знаток природы», которыми вы сегодня награждаетесь, за любознательность, старания и знания. Молодцы ребята!