Наталия Терпугова
Конспект по образовательной области «Речевое развитие» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. «Помощь лесным жителям»
Цель. Развитие связной, грамматически правильной речи. Обогащение словаря по теме.
Задачи.
Обучающие. Учить образовывать названия детенышей животных с помощью суффикса «–онок».Упражнять в понимании и употреблении пространственного предлога «в». Продолжать знакомить детей с жизнью диких животных в природе, называть места обитания, жилища.
Публикация «Конспект по образовательной области „Речевое развитие“ в младшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Развивающие. Развивать речевое внимание. Развивать умение отгадывать загадки.
Воспитывающие. Воспитывать культуру речевого общения; доброжелательность, сдержанность, умение слушать собеседника. Воспитывать интерес к диким животным.
Активизация словаря: дикое животное; лисенок, бельчонок, ежонок, медвежонок; в берлоге, в дупле, в норе.
Здоровьесберегающие технологии:Использовать физкультминутку, двигательные упражнения с целью восстановления работоспособности детей, улучшения их самочувствия, повышения внимания, предупреждения утомляемости.
Тип ООД: интегрированная.
Интеграция образовательных областей :
«Познавательное развитие» - формирование познавательных интересов детей и любознательности, совершенствование первичных представлений о животном мире.
«Речевое развитие» -обогащение словаря по теме. Развитие связной, грамматически правильной речи.
«Физическое развитие» -способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы на занятии.
«Социально – коммуникативное развитие» - формировать умения доброжелательного общения в коллективе.
«Художественно – эстетическое развитие» - воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку.
Методические приемы:
Словесные:введение в игровую ситуацию, постановка проблемного вопроса, загадывание загадок, вопросы к детям, поощрение.
Наглядные: рассматривание картинок «дикие животные и их детеныши», оборудованная лесная полянка.
Игровые: сюрпризный момент, физкультминутка, двигательные упражнения.
Форма ООД: фронтальная, занятие –путешествие.
Предварительная работа:беседа о жизни диких животных, чтение коротких рассказов, сказок, рассматривание картинок и иллюстраций, разучивание игр.
Оборудование:дерево, пенек, мольберт, флеш-накопитель с записями песен, проигрыватель (телевизор, картинки с изображениями диких животных и их детенышей, картинки с изображением жилищ зверей; корзинка с угощением.
Содержание ООД
1. Организационный момент
- Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости, они рады вас видеть, они вам улыбаются. Давайте и мы подарим нашим гостям свои улыбки и поздороваемся с ними. (дети здороваются)
- Ребята, сегодня я шла в детский сад и встретила Сороку и вот, что она мне рассказала.
«В лесу поднялся шум, гам и рёв. Прилетела Сорока и застрекотала: - «Что такое? Что случилось? Почему здесь шум такой?»Посмотрела Сорока вниз на полянку, а там сидят и плачут: лисёнок, бельчонок, медвежонок и ежонок. Сорока спросила зверят - «Почему вы плачете?».
Зверята:- «Мы бегали по лесу и заблудились и теперь незнаем как найти свой дом, как отыскать свою маму?»
- Ребята, поможем малышам?
2. Вводная часть (мотивационный этап)
- Но для этого нам надо попасть в лес. А как мы это можем сделать?
(можно пойти пешком, поехать на велосипеде, на машине, на автобусе, на поезде).(в случае затруднений помогаю и подсказываю).
- Ребята, наш лес находится недалеко, давайте прогуляемся пешком. Нам нужно теплее одеться, ведь в лесу холодно, и отправляться в путь! Ребята, а какую одежду носят люди в холодную погоду (ответы детей)
- Молодцы! Правильно! Давайте одеваться!
Двигательное упражнение «Одеваемся на прогулку»
(выполнение движений по тексту)
В лес пойдем с тобой гулять. (шаги на месте)
Я надену шапку, (имитируем движение «надеваем шапку)
Я надену курточку (показываем, как надеваем курточку)
Я надену шарфик, потуже завяжу («завязываем» шарфик)
А потом красивые, теплые, пушистые, (показываем кисти рук)
Крошки – рукавички на ручки натяну (поглаживаем тыльную сторону ладоней)
И хотя я маленький (руки на пояс)
У меня есть валенки (ноги поочередно выставляем на пяточку)
Звучит музыка, воспитатель с детьми подходят к лесной полянке, на которой находятся пенечек, елочка и дерево, на котором висят «волшебные» листья с заданиями.
3. Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
- Вот мы с вами и в лесу. Посмотрите, какое чудо-дерево. Какие необычные листочки выросли на нем. А листочки не простые, а волшебные, и чтобы помочь лесным малышам нам надо выполнить задания, которые написаны на них. Листик какого цвета мы выберем первым?
(предлагаю ребятам выбрать первый листочек)
- Какого цвета листик (ответы детей)
- И что же за задание нам предлагается выполнить?
- Чтобы помочьзверятам, сначала нам нужно отгадать загадки.
(отгадывая загадку, прикрепляем картинку с изображением животного на мольберт)
1) Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. (БЕЛКА)
2) Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса! А зовут её… (ЛИСА)
3) Вместо шубки лишь иголки. Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек, звать его, конечно… (ЁЖИК)
4) Он зимой в берлоге спит, потихонечку храпит,
А проснётся, ну реветь, как зовут его?. (МЕДВЕДЬ)
- Молодцы, ребята! Все загадки отгадали! А, как одним словом можно назвать этих животных ( ответы детей: дикие животные)
- Правильно, ребята. А почему они называются дикими (они живут в лесу и ищут еду себе сами, и жилище строят сами)
- С этим заданием справились. Но нам не удалось еще помочь лесным малышам.
- Посмотрите, на дереве ещё листочки волшебные остались. Выбирайте следующий, с заданием.
(предлагаю ребятам выбрать второй листочек)
- Какого цвета листочек? (ответы детей)
- И вот какое задание нам предлагается выполнить. (Составление предложений с предлогом «В»). «Игра кто, где живет»
- Мы с вами должны рассмотреть картинки, определить в каком из домиков живут наши зверята? (предлагаю рассмотреть картинки – берлога, нора лисы, дупло, норка ежа под пенечком и определить, кто из животных в каком живет. Помогаю при затруднениях)
- Лиса живёт в норе.
- Белка живёт в дупле.
- Медведь живёт в берлоге.
- Ежик живет под старым пнем.
(Прикрепляем на мольберт картинки в соответствующем порядке)
- Ребята, где живет лиса?
- А где живет белка?
- А медведь, где живет?
- А ежик живет где? (хоровые и индивидуальные ответы)
- Молодцы ребята, еще одно задание выполнили.
- Ребята, вы, наверное, уже устали? Тогда давайте немного отдохнем и поиграем с лесными жителями.
Проведение физкультминутки
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте).
И листочки собираем (наклоны вперед).
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)
- Ребята, а мы с вами все листочки с волшебного дерева собрали? (ответы детей)
- Да, еще один листочек остался. Ну что ж, надо поскорее выполнять задание, а то мамы лесные, уже заждались своих детенышей.
(Показываю картинки, на которых изображены детеныши).
- Я буду называть маму, а вы ее детеныша.
(Прикрепляем соответствующие картинки на свои места)
- У мамы медведицы детёныш …. (медвежонок)
- Он косолапый, неуклюжий.
- У мамы белки детёныш…. (бельчонок)
- Он с пушистым хвостом и с кисточками на ушках.
- У мамы лисицы детёныш… (лисёнок)
- Он рыжего цвета и с пушистым хвостом.
- У мамы ежихи детёныш… (ёжонок)
- Он очень похож на свою маму и такой же колючий.
- Молодцы, ребята! И это задание выполнили! Всех детёнышей правильно назвали!
4. Заключительная часть (рефлексивный этап)
- Мы с вами выполнили все задания, дикие животные стали весёлые, радостные. Малыши нашли своих мам и вернулись к себе домой. И животные вас благодарят за помощь и дарят вам корзинку грибочков.
- Давайте скажем лесным жителям спасибо и попрощаемся с ними.
(спасибо, до свидания лесные жители)
- Ну и нам надо возвращаться в детский сад.
Под музыку идем вокруг «лесной полянки»
- Вот, ребята, мы с вами вернулись в наш любимый детский сад. Давайте раздеваться?
Двигательное упражнение «Раздеваемся с прогулки»
Мы вернулись в детский сад (шаги на месте)
Нужно нам раздеть ребят (шаги на месте)
Рукавички нужно снять (поглаживание тыльной стороны ладоней)
Шарфик дружно развязать («развязываем» шарфик)
Курточку снимем, и шапочку тоже (имитация движений «снимаем» шубу, шапку)
И сапожки снять мы можем. (имитация снимания обуви)