Пашкова Ирина Анатольевна
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшей группы «В поисках науки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по образовательной области
Описание: Данная методическая разработка может быть полезна воспитателям, специалистам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Квест-игра дает возможность каждому ребенку получить индивидуальный опыт исследователя и изобретателя. Кроме игровых методов, используются практические, проблемно-поисковые, а также практическое экспериментирование.
Цель: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.
Задачи:
Образовательные
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
- Формировать новые и закреплять имеющиеся знания детей о предметах и явлениях окружающего мира;
- Продолжать формировать у детей интерес к экспериментальной деятельности.
- Поддерживать познавательную и речевую активность в процессе работы с предложенными материалами и предметами.
Развивающие
- Развивать у дошкольников познавательную активность, умение анализировать, делать выводы;
- Развивать логическое мышление, творческие и конструктивные способности;
Воспитательные
- Формировать навыки взаимодействия со сверстниками;
- Учить соблюдать правила техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
- Воспитывать аккуратность при проведении опытов.
В результате участия в игре у ребенка появится интерес к исследованиям, он получит первые (или новые) представления о физических и химических явлениях вокруг нас.
- обогатить словарь детей новыми словами.
Словарная работа: лаборатория, опыты.
Материалы и оборудование:
• ноутбук;
• экран и проектор для презентации;
• музыкальное сопровождение;
• карта;
• Мягкие модули;
• схема для конструирования;
• карточки со слогами «НА», «КА», «У»;
• три ёмкости с водой (в одной ёмкости вода соленая);
• 3 стакана на каждого ребенка; (Всего 30);
• 10 яиц перепелиные;
• «профессорские» шапочки;
• Шапочки лаборантов;
Ход игры:
I. Мотивационная часть.
Воспитатель: Здравствуйте, друзья! Маленькие и взрослые, веселые и серьезные, тихие и шумные, красивые и умные. Давайте познакомимся! Я – Валентина Михайловна. А сейчас я буду называть имена, а вы, если услышите свое имя, выполните задание:
- Саши, Юли и Кириллы– покажись! (ручки выше)
- Юли, Даши и Полины - улыбнись!
- Киры, Софьи и Никиты – поклонись!
- Кати, Оли и Настёны – Ну-ка помяукайте!
- А Артемы и Алеши – Ну-ка все похрюкайте!
- Про кого я не сказала, и сегодня промолчала,
Как единая семья дружно крикнем громко: «Я»!
Воспитатель: Теперь и я знаю ваши имена. Сегодня я жду в гости свою давнюю знакомую – королеву Науку. Что-то она опаздывает…. Давайте ей позвоним.
(звонит по телефону)
Воспитатель: Алло! Добрый вечер, королева Наука. Ты где?
Королева Наука : Здравствуй, Валентина Михайловна. Кажется, я сбилась с пути и заблудилась. Не могла бы ты мне помочь?
Воспитатель: Конечно, сейчас мы с ребятами что-нибудь придумаем.
Ребята, как же мы можем помочь королеве Наук?
Дети: Надо отправится на ее поиски
Я с вами совершенно согласна и нам в этом поможет вот эта карта с планом маршрута, по которому должна была идти Королева Наука.
.
Воспитатель: Но в путь я возьму только самых сообразительных, внимательных и спортивных ребят! Вы сообразительные? (дети отвечают) И внимательные? (дети отвечают). Сейчас проверим!
Игра «Так – не так»
Воспитатель: Если я правильно скажу, то вы хлопайте, если нет, то топайте! А я буду вас запутывать (Воспитатель все делает наоборот, чтобы запутать детей)
- Караси в реке живут (ХЛОПАЮТ)
-На сосне грибы растут (ТОПАЮТ)
-Любит мишка сладкий мед (ХЛОПАЮТ)
-В поле едет пароход (ТОПАЮТ)
-Дождь прошел – остались лужи (ХЛОПАЮТ)
-Заяц с волком крепко дружит (ТОПАЮТ)
-Ночь пройдет – настанет день (ХЛОПАЮТ)
-Маме помогать вам лень (ТОПАЮТ)
-Праздник дружно проведете (ХЛОПАЮТ)
-И домой вы не пойдете (ТОПАЮТ)
-Нет рассеянных средь вас (ХЛОПАЮТ)
- Все внимательны у нас! (ХЛОПАЮТ).
Воспитатель: Какие молодцы. Ну что, я вижу, все вы готовы отправиться в путешествие. Тогда в путь
II. Основная часть.
После выполнения заданий на каждой остановке воспитатель дает детям карточку со слогом.
Воспитатель: Друзья мои давайте посмотрим на карту. Я вижу, что Королева Науки в первую очередь побывала у Самоделкина. Посмотрите на карту. Куда нам нужно идти? (определить с детьми, какого цвета маршрут).
Дети отвечают: По желтому.
Воспитатель: Верно. Пойдемте.
1 остановка «Наука и техника»
Самоделкин. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Самоделкин, и я очень рад встрече с вами. Мы с моей командой очень любим, изобретать разные полезные конструкции. Изобретательство – целая наука. Чтобы что-нибудь изобрести, надо хорошо знать математику, физику, черчение и многое другое. А вы что знаете и умеете? Вот хочу проверить, умеете ли вы конструировать.
Задание детям: построить из модулей «Волшебный замок» для Королевы Науки. (Дети выполняют по схеме)
Самоделкин. Молодцы, ребята, замечательный замок вы построили. Кстати, совсем недавно Королева Наука была здесь, и кое-что оставила для вас. (ребята получают карточку со слогом НА)
Воспитатель: Хорошо ребята, отправляемся дальше. Куда потом пошла Королева Наука? Какого цвета тропинка?
Дети: Синяя.
Воспитатель: Правильно. Вперед ребята! Это тропинка привела нас к Поварёнку.
2 остановка «Вкусная наука»
Поваренок. Здравствуйте, друзья. Мне очень приятно, что вы заглянули на мою кухню. А что делают на кухне, знаете? А вы помогаете мамам готовить? Что именно? А вы знаете, что кулинария – это тоже наука? Сейчас я вам это докажу.
Задание команде: «Определите емкость с соленой водой».
Материал: 3 емкости с водой, в одной вода соленая; яйцо.
Поваренок. А сейчас я дам вам непростое задание - определите, в какой из этих банок вода соленая. Пробовать на вкус нельзя.
(соленая вода удерживает предметы на поверхности. Можно положить яйцо в емкости, там, где соленая вода, яйцо не утонет).
Поваренок. Молодцы, справились с заданием. А незадолго до вас у меня гостила Королева Наука. Она оставила вам вот это.
(ребята получают карточку со слогом У)
Воспитатель: Полпути мы уже прошли. И я предлагаю немного отдохнуть. Вы согласны?
Музыкальная физ. минутка
Воспитатель: Ну что двигаемся дальше? Ребята дальше мы идём по зелёной тропинке.
3 остановка «Волшебница вода»
Капелька. Добрый день, ребята я – Волшебница Вода. Меня и пьют, меня и льют, и всем я нужна, никто жить без меня не может. Приветствую вас в моей мастерской. У меня есть много разных секретов, которые я могу рассказать только самым любознательным. Есть среди вас такие? Любите секреты? А мои узнать хотите? Тогда я вам предлагаю првести интересный опыт.
Ребята вы видите тазы, в котором плавают интересные загадочные цветы.
Дети подходят к столу, на котором стоят — 1 таз с плавающими кувшинками, 2 таз с водой, на столе кувшинки.
Воспитатель: Ребята, что это за цветы?
На пруду большой цветок
С жёлтой сердцевинкой
На воде растёт, растёт
Белая. (кувшинка).
- Правильно, ребята. Это кувшинка.
- А где ещё растут кувшинки?
Дети: На болоте, в озере, в пруду, в реке.
Воспитатель: - Посмотрите, пожалуйста, у нас тоже лежат кувшинки на столе, только с чего они сделаны.
Дети: - Из бумаги.
Воспитатель: Ребята, скажите мне, а чем отличаются эти кувшинки, от тех которые в пруду.
Дети: - Кувшинки в пруду раскрыты, а эти спят. У них лепесточки закрыты.
Воспитатель: - Правильно ребята. А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы наши кувшинки тоже проснулись, раскрыли свои лепесточки.
Дети: - Их нужно опустить в воду.
Опыт «Цветущие лилии».
Воспитатель: - Возьмите по одной кувшинки, все вместе скажите волшебные слова «Эй, цветочки, просыпайтесь, лепесточки раскрывайтесь» и опустите в воду. А теперь внимательно, внимательно наблюдаем, что сейчас будет происходить с кувшинками.
Дети: - Они просыпаются, раскрываются.
Воспитатель: - Ребята, скажите, как же такое происходит, что кувшинки начинают раскрывать свои лепестки?
Дети: - Потому что, лепестки намокают и становятся тяжелее. Бумага впитывает воду, и лепестки постепенно раскрываются.
Капелька. Молодцы. Перед вами ко мне заглядывала Королева Наука, и оставила для вас вот эту карточку. (ребята получают карточку со слогом КА)
IV. Заключительная часть.
Воспитатель: Что, ребята, нашли вы Королеву Науку? Нет? А попробуйте собрать слово из карточек, которые вам дали во время пути. Прочитайте его:
НАУКА.
Воспитатель: Значит, встретили вы Науку. Посмотрите вокруг! Всё, что мы видим: от крошки хлеба на столе до прекрасного голубого неба над головой можно рассмотреть с точки зрения науки. А вот, кстати, и она….
На экране появляется Королева Наука (звучит 1 куплет гимна науке)
Воспитатель: Ребята позвольте вам представить - Это Королева Наука. Она благодарит, за что вы помогли ей добраться до вашего детского сада. Она очень ценит добрых и отзывчивых людей, таких, как вы. А еще, я знаю, вы сегодня узнали много интересного. И я считаю, что вы достойны быть помощниками Королевы.
Королева Наука : Внимание! Для торжественного посвящения в младшие научные сотрудники встать смирно! Для произнесения клятвы в конце каждой фразы говорить слово: «Клянемся!»
Клятва: Мы, младшие научные сотрудники, клянемся:
• Прилежными быть (Клянемся)
• Много трудиться (Клянемся)
• Вести наблюдения (Клянемся)
• Делать открытия (Клянемся)
Звучит гимн науке
Рефлексия
- Ребята, напомните, пожалуйста, наш маршрут! (Наука и техника, Вкусная наука, волшебница вода)
- Мне очень интересно было с вами сегодня, а что было интересно вам?
- Как вы считаете, что нам удалось лучше всего?
- Как, по-вашему, кто сегодня был самым активным?
- Как вы думаете, пригодятся нам эти знания?
Воспитатель: Дорогие ребята! Вот и стали вы помощниками Науки и открывается вам путь в её волшебную научную страну. Здесь вас ждут открытия и чудеса. А сейчас нам пора прощаться. И в память о нашем путешествии Королева Наук дарит вам Блокноты для ваших научных наблюдений.
Воспитатель: До новых встреч!