Шанкова Суджата Мухадиновна
Конспект НОД «Поможем елочке» в средней группе
Непосредственно – образовательная деятельность
Тема:
«Поможем ёлочке»
Разработала воспитатель высшей категорий Шанкова Суджата Мухадиновна
Кабардино-Балкарская республика г. о. Нальчик
Программное содержание
Публикация «Конспект НОД „Поможем елочке“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Развивать эмоционально – чувственную сферу с помощью ТРИЗ. Закрепить знание о связи растения с окружающим миром. Что нужно дереву для жизни? Умение целенаправленно рассматривать, видеть цвет и форму в природе. Фиксировать смысл увиденного. Воспитывать способность к образному восприятию красоты природы и ее передаче в рисунке. Активизировать сенсорную память.
Методы и приемы
Создать игровой ситуаций.
Использовать приемы сказкотерапии.
Использование методов «ТРИЗ»
Использовать наглядно – практических и поисковых методов.
Моделирование (использование схем).
Словарная работа
1. Фруктовое дерево
2. Дубочек, разноцветные листочки
3. Родничок, великое, радостное, довольное, грустное, жалостливое, печальное, гребок – боровичок.
Предварительная работа
Чтение художественной литературы: С. Михалков «Ёлочка».
Заучивание стихотворений
1. И. Токмакова «Дуб», «Ель», «Береза».
2. А. Бунин «Листопад»
3. А. Кондратьева «Осенний лес»
4. Ф. Тютчев «Листья»
5. Песенка «Родничок», «Дождик, дождик»
Беседа на тему
«Как вести себя в лесу»
«Как вести себя в саду»
Рассматривание картины
«Лесные деревья»
«В саду»
Сравнение лесных и фруктовых деревьях.
Классификация «Деревья в саду», «Лесные деревья».
Дидактические игры
«Что где растет?»
«Угадай на ощупь»
«Разные тропинки»
«Кому что?»
«С какого дерева листочек?»
«С какого дерева плод?»
Посадка семян желуди, ели, березы
Экскурсия в парк.
Наблюдения за деревьями дуб, ель, береза, яблоня, груша.
Рассматривание семян ели.
ИЗО деятельность
Рисование деревья нетрадиционным методом
(пальчиком, палочкой, пластилином, кистью)
Аппликация «Волшебное дерево» (обрывное)
Лепка «Фрукты», «Лепим ветки ели, дуба»
Чтение методической литературы.
Материалы
1. Корзина, украшенная листьями (дубовые, березовые, кленовые, еловые ветки)
2. Грибок – боровичок костюм для персонажа.
3. Деревья плоскостные и объемные дуб, ель, яблоня, груша, береза.
4. Семена деревья (желуди, шишки, яблоко, груша)
5. Тропинка (из материала; внутри – камень, листья, ветки)
6. Дуб с дуплом (объемный)
7. Зонт (украшенный осенними листьями)
8. Листья для игры (дубовые, березовые, кленовые)
9. Предметно – схематическая модель «Рост и развития ели»
10. Карточки для «Угадай какое дерево?»
11. Родник фольга, вода, тазик.
12. Ёлочка костюм для персонажа.
13. Письмо.
Рисование
1. Альбомные листы разного оттенка
2. Кисточки – тонкие, толстые.
3. Пластилин
4. Палочка
5. Салфетка
6. Краски
7. Клеенка
8. Стаканчики для воды
(Стук в дверь – появляется Грибок – боровичок)
Грибок Боровичок
Здравствуйте ребята! Я нашел в лесу корзинку, не ваша ли?
Опишите свою корзину.
Дети:
Наша корзина большая. Украшено разными осенними листьями.
Дети:
Корзина наша украшено дубовыми, березовыми листочками и еловой веточкой.
Грибок Боровичок
Да, ребята это ваша корзина
(из корзины достает письмо)
Воспитатель
А здесь письмо. Почитаем, что нам пишут.
Д\С № 71 детям средней группы.
Приглашаем вас, ребята в осенний лес – полон сказок и чудес.
Воспитатель
А вот как мы попадем в лес?
Дети:
Можно с помощью волшебного цветка.
Можно еще на ковре самолете.
Воспитатель
Этого всего у нас нет.
Грибок Боровичок
Не расстраивайтесь, я вам помогу.
Путь – дорогу покажу.
В лес осенний провожу.
Но прогулка будет не обычная
И поможет нам Чудо – Дуб (показывает дерево)
Дети
Это не дуб, а яблоня.
Грибок Боровичок
А как вы узнали?
Дети:
На яблоне растут яблоки – это фруктовое дерево.
Грибок Боровичок
Да это не дуб, пойдем дальше.
Вот дуб, ствол толстый и желуди.
Дети:
А вот и нет, это грушевое дерево и не толстый ствол. И на ветках растут груши.
Грибок Боровичок
Да, ребята вы правы.
Дети:
Вот же дуб – ствол толстый, желуди и дупло.
Грибок Боровичок
Молодцы, ребята, это мой дружок – Чудо – дубок с дуплом.
Голос дуба:
Чтобы попасть в осенний лес - полон сказок и чудес, вы дупло моё пройдите и немного отдохните.
(Дети, проходят через дупло, а Грибок встречает и читает стихотворения).
«Листопад» Бунин
Сегодня так светло кругом,
Такое мирное молчание
В лесу и в вышине
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршание.
Лес, словно терем расписной-
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной.
Воспитатель
Проходим осторожно, на цыпочках. Замрите. Всмотритесь в осенний лес. Послушаем тишину.
(Полная тишина несколько секунд)
Давайте вспомним стихотворение «Осенний лес» А. Кондратьева.
Но рассказывать его будем шепотом, чтобы никого в лесу не потревожить.
В лесу такая тишина
Как будто лес пустой.
Чтоб тишина была слышна
Тихонечко постой.
(ветер дует)
Воспитатель
Но что это?
Грибок Боровичок
Это в лесу прошел ветерок, начали качаться веточка, зашелестели листики.
Покажем, как шелестят листики на веточках.
(Дети превращаются в деревья, качают руками, делают движения кистями рук – шелестят листья)
Воспитатель
А ветер всё сильней, сильней
О, буйный ветер
Скорей, скорей
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, улетите
Мы ждать не хотим,
Летите! Летите!
Мы с вами летим.
Грибок Боровичок
(подкидывает листья)
Наконец - то ветер утих. Посмотрите, как много листьев сорвал он с деревьев. Подберите по три листочка.
Воспитатель
У нас в руках осенние букеты. И в лесу так хорошо дышится!
Давайте погуляем. Правда, вот беда – осенью погода часто меняется. А как она меняется?
Дети:
То, светит солнышко, то идет дождь.
Грибок Боровичок
Я вам дети помогу и свой зонтик подарю.
Если услышите звуки дождя, бегите прятаться под зонт.
А теперь мне пора, у меня еще дела. По тропинке проходите, в лес осенний заходите.
Воспитатель
Вот и тропинка. Ребята, идите все друг за другом аккуратно.
Игра «Угадай, на что наступает?»
Воспитатель
Смотрите, тропинка к полянке привела. Вы, наверное, устали – посидим, отдохнем, а потом гулять пойдем.
Посмотрите вокруг. Какие деревья нарядные и красивые.
А чем они похожи?
Дети
У всех деревьев есть ствол, ветки, корень, семена (плод).
Воспитатель
Да, ребята вы, правы, а вот чем они отличаются?
Дети:
• Ствол разного цвета и разной толщены.
• Листья разной формы.
• Семена разные.
Игра «Угадай по силуэту дерево»
1 ребенок
Говорили на опушке
Две залетные кукушки:
"Дуб зеленый, почему
Не летишь за нами?
Будет грустно одному
Зимними ночами".
Дуб зеленый услыхал,
Долго думал думу,
Долго ветками махал,
Много было шуму.
За ночь листья пожелтели
И наутро облетели.
В. Бояринов
2 ребенок
Белая береза
Мамина сестра
У березы белой
Тоже ест коса!
4 ребенок
Стройная красавица
В хвою наряжается,
Летом жарким и в метель
Любит цвет зеленый ель
5 ребенок
Возле речки у обрыва
Плачет ива, плачет ива.
Может, ей кого-то жалко?
Может, ей на на солнце жарко?
Может, ветер шаловливый
За косичку дернул иву?
Может, ива хочет пить?
Может, нам пойти спросить?
Воспитатель
Слышите, кто – то стонет, кому – то плохо. Кто же это?
Ё лочка:
Это я, плачу. Я самое несчастное дерево, мне плохо, помогите.
Смотрите, вокруг все деревья выросли такими высокими, а я осталась низкая, маленькая, слабая, хилая, не выросла.
Воспитатель
Ёлочка, не плачь, ребята тебе помогут. Сначала, дети, давайте вспомним, как растет Ёлочка?
Ё лочка:
Это очень интересно. (выкладывают схему все дети).
1. Ребенок С ёлочки упала шишка. Белка или птичка подобрали. Из шишки упали семена.
2. Ребенок Дождик полил, солнышко пригрело, семена проросли, и появился росток.
3. Ребенок Затем выросла несколько веток. И на ветке нежные иголки.
4. Ребенок Росла, росла ёлочка выросла большая.
На макушке появились детки – шишки.
Голос ё лочки:
Это, я ёлочка.
Воспитатель
Почему наша елочка не выросла?
Дети:
Вокруг елочки растут деревья дождик не попал к ней, и солнечные лучи слабо попадали.
Дети:
Ёлочке надо дать попить водичку.
Воспитатель
Да, ребята, вы правы, а здесь недалеко есть родничок.
(дети идут к родничку, подходят)
Послушайте песенку родничка (журчит родничок)
Дети:
В серебристом родничке
Слышен голосочек
Словно бьется в кулачке
Маленький звоночек.
Дай звоночек, родничок
Поиграть немножко.
Разожми свой кулачок
Покажи ладошку.
(набирают воду в ладошки)
Воспитатель
Дети, несите, не торопитесь, не пролейте водички, ладошки хорошо соединяйте. Осторожно, поливаем в корень, наклоняемся. Смотрите, ребята, ёлочке нравится, что мы поливаем. Ребята, какое настроение у ёлочки стало?
Дети
Хорошее, веселое, радостное, довольное.
Воспитатель
А когда вы встретили ее, какое настроение было?
Дети
Грустное, печальное, жалостливое.
Воспитатель
А почему у елочки хорошее настроение?
Дети
А потому что мы ей дали попить водичку.
Воспитатель
Ребята, а почему мы все пошли за водой?
Дети
Чтобы ёлочка выросла большая, высокая, нужно было много воды.
Воспитатель
Да, если бы кто – то один принес воду, ёлочка не напилась бы. Мы все дружно, вместе принесли, не проливая ни одной капли, поэтому выросла ёлочка.
А лучше всего будет, если пойдет дождь.
(слышатся звуки металлофона – кажется, дождик начинается)
Воспитатель
(открывает зонт)
Дети прячутся под зонтик.
Воспитатель и дети:
С неба капелька упала
Прямо в быстрый ручеёк,
Заблестела, заиграла,
Побежала - путь далё к:
Мимо камушков и кочек,
Мимо травки над рекой.
Интересно капле очень -
Этот мир такой большой.
(слушают звук металлофона, дождь стихает, зонтик закрылся)
Ёлочка
Спасибо, вам ребята! Вы мне помогли, спасли меня, а то бы я засохла.
Дети
Мы рады, что помогли тебе. Расти на радость всем нам, всем птичкам, всем зверям.
Ёлочка
Я приготовила вам гостинцы. Посмотрите - ка в корзину.
Дети
Спасибо тебе, Ёлочка.
Воспитатель
Мы погостили, и теперь нам пора обратно в Д\С. Попрощаемся с лесом.
Дети
До свидания, добрый лес!
Полно сказочных чудес!
По тропинкам мы гуляли
На полянке поскакали.
Подружились мы с тобой
Нам пора теперь домой.
Воспитатель
Где наш зонтик? Мы под зонтик соберемся и присядем, и закроем глаза. Покружись наш зонт волшебный, отнеси ты нас домой.
Дети
Зонтик, зонтик, ты постой.
Чудо своё нам открой.
Закружись, закружись.
У тропинки приземлись.
Воспитатель
Вот и наша тропинка. Осторожно проходим, помогаем друг другу. Вот и наш дубок с дуплом. (под музыку проходим)
Хорошо мы с вами погуляли по осеннему лесу, что нам понравилось и запомнилось?
Дети ответы детей.
Воспитатель
Ребята, давайте нарисуем нашу елочку и отправим ей портрет.
Работа за столом.
Воспитатель
А каких цветов у нас краски?
Дети
Зеленый, коричневый.
Воспитатель
А почему?
Дети
А потому, что у ёлочки ствол и шишки коричневые.
А иголочки зеленые.
Воспитатель
Ребята, а что вы нарисуете тоненькой кистью?
Дети
Тоненькой кистью нарисуем иголочки.
Воспитатель
Давайте, ребята, развесим вокруг зонтика и попросим Г- Боровичка, чтобы отправил наши рисунки елочке.
(появляется Грибок Боровичок)
Грибок Боровичок
Вы обо мне говорите?
Дети
Да, посмотрите какой портрет, мы нарисовали ёлочке.
Грибок Боровичок
(восхищается) Какие интересные работы.
Дети
Мы хотим рисунки отправить елочке, помогите, пожалуйста.
Грибок Боровичок
Я обязательно передам ваши рисунки елочке. Чуть не забыл, елочка передала в корзине угощения. А вы опять его забыли. А теперь, ребята мне пора свой лес. До свидания!