Наталья Михайлова
Конспект НОД по ФЭМП для детей подготовительной к школе группы «Состав числа 3»
▼ Скачать + Заказать документы
для детей подготовительной к школе группы «Радуга»
«Состав числа 3»
Основной вид деятельности: непосредственно – образовательная деятельность.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная.
Форма проведения: проблемная ситуация.
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП для детей подготовительной к школе группы „Состав числа 3“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 3. Состав числа три, счёт до трех
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
Интеграция содержания образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».
Цель: познакомить детей с составом числа 3.
Задачи:
Учить составлять число 3 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.
Продолжать знакомство с цифрами от 1 до 9.
Уточнить представления о многоугольнике, развивать умение находить его стороны, углы и вершины.
Закреплять представления о временах года и месяцах осени.
Воспитывать внимательность, желание оказывать помощь персонажу сказки.
Предварительная работа: чтение сказки А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино, игра «Танграм», беседа об осени.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Набор карточек с цифрами от 1 до 8 (на обратной стороне буквы, набор карточек с цифрами от 0 до 9, 3 желтых и 3 темно-желтых круга, квадрат, сделанный из счетных палочек, картинка с изображением золотого ключика, составленной из многоугольников, магнитофон, модель «Времена года», магнитная доска, магниты.
Раздаточный материал. Счетные палочки (по 4 шт. для каждого ребенка, 3 желтых и 3 красных круга (для каждого ребенка, пластилин, конверты с геометрическими фигурами.
Ход НОД
Организационный момент.
Ребята, когда утром я пришла на работу, то под дверью нашла конверт. На нем нет адреса, но на обратной стороне конверта написано «Расставь цифры по порядку». Давайте подойдем к магнитной доске и расставим цифры по порядку (перевернем карточки также по порядку). Ребята, вы наверное догадались, что письмо от Буратино.
Воспитатель достает письмо и читает. Он очень расстроен и боится, что кот Базилио и лиса Алиса снова его обманут, потому что не умеет считать. Когда Мальвина в очередной раз ему задала задачку, он опять от нее сбежал, потому что не смог ее решить.
Ребята, поможем Буратино разобраться в этом деле?
Мышки кошек испугались
По углам все разбежались:
Одна – в ящик, две за ней
Сколько спряталось мышей? (3)
Как быстро вы решили эту задачку. Сегодня мы с вами узнаем, а заодно и научим и Буратино как составить число 3 из двух меньших чисел.
Игровое упражнение «Составь число».
Воспитатель выкладывает на магнитной доске 3 желтых круга и сообщает, что это 3 золотых монеты, принадлежащих Буратино. Воспитатель уточняет: «Сколько всего монет? Сколько монет какого цвета? Как вы составили число три?» (Один, один и еще один.)
Воспитатель говорит детям, что лиса Алиса и кот Базилио, которые перехитрили Буратино и похитили его монеты, пытаются разделить монеты между собой. Воспитатель заменяет последний круг кругом темно-желтого цвета и спрашивает: «Сколько монет у Алисы? Сколько монет какого цвета? Как у Алисы получилось три монеты?» (Две и одна монета.)
Под монетами дети выкладывают соответствующие цифры.
«Кот Базилио предлагает разделить монеты по-другому: одна желтая монета и две темно-желтых, – продолжает воспитатель. – Сколько монет у Базилио? Сколько монет какого цвета? Как у Базилио получилось три монеты?» (Одна желтая и две темно-желтых.)
Дети выкладывают цифры 1 и 2.
Воспитатель продолжает: «Лиса Алиса утверждает, что два и один будет три и один и два тоже будет три. Права ли Алиса?» (Дети высказывают свои предположения.)
Игровое упражнение «Поможем коту Базилио и лисе Алисе разделить три монеты».
Воспитатель дает детям задание: «Составьте число три с помощью желтых и красных кругов: расположите круги одного цвета слева, а другого – справа».
После выполнения задания воспитатель уточняет у детей, как они составили число 3 (2 и 1, 1 и 2).
Затем воспитатель предлагает детям разделить 3 монеты между котом Базилио и лисой Алисой поровну. Воспитатель выслушивает ответы детей и делает вывод: «Нельзя разделить три монеты поровну, так как число три состоит из чисел два и один или один и два».
Подвижная игра «Чье звено соберется быстрее?».
Каждый ребенок берет по одной карточке с цифрой от 1 до 10. Остальные дети – судейская команда.
Дети выполняют разнообразные движения под музыку. С окончанием музыки дети строятся по порядку (от 1 до 10). Судейская команда проверяет правильность построения детей.
Затем дети меняются ролями и карточками и игра повторяется 2 раза.
В конце игры воспитатель обсуждает вместе с детьми, какие цифры они использовали для обозначения числа 10 и с какой стороны от единицы расположен 0.
Дидактическая игра «Танграм».
У детей 4 счетных палочки и кусочек пластилина. Воспитатель предлагает детям сравнить палочки по длине и соединить их с помощью пластилина. Затем уточняет: «Какая фигура у вас получилась? (Квадрат.) Что есть у квадрата? (Стороны и углы.) Сколько сторон у квадрата? Сколько углов?»
Воспитатель показывает такую же модель квадрата и объясняет (одновременно показывая, что точка соединения сторон квадрата называется вершиной. Воспитатель просит детей показать и сосчитать вершины у квадратов.
«Как еще можно назвать квадрат? – уточняет воспитатель.
Правильно, многоугольник (четырехугольник)».
Воспитатель предлагает детям достать из конвертов фигуры для игры «Танграм» и спрашивает: «Как называются фигуры? Как еще их можно назвать одним словом? Что есть у этих фигур? (Стороны, углы, вершины.)
Ребята, а что искал Буратино в сказке? (Золотой ключик)
Работа в паре.
А теперь давайте соберем из геометрических фигур золотой ключик. (Показывает образец).
Из каких многоугольников вы составили золотой ключик? (ответы детей)
Физкультминутка
Раз подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть – на место тихо встать.
Ребята, я приготовила для вас загадку, послушайте ее.
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке
Там три стула и три чашки
Три кровати, три подушки.
Догадайтесь без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
Какие вы еще знаете сказки, где встречается число 3? (Три поросенка, три толстяка, три орешка для Золушки и т. д.)
Игровое упражнение «Времена года».
Воспитатель показывает детям модель «Времена года»: квадрат, разделенный на 4 части (времена года, окрашенные в красный, зеленый, голубой и желтый цвета. Желтая часть разделена еще на 3 части, окрашенные в светло-желтый, желтый и желто-коричневый цвета.
Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько всего времен года? Назовите их по порядку. (Показывает времена года на модели, уточняя цвет и их названия.)
Покажите на модели осень. На сколько частей разделено это время года? Как вы думаете, почему здесь три части? Какие месяцы осени вы знаете? Последний месяц осени – ноябрь. Назовите месяца осени по порядку» (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)
Воспитатель показывает месяцы на модели.
Рефлексия.
Кто помнит, какая перед нами стояла задача?
Как вы думаете, мы смогли помочь Буратино рассказать о составе числа 3?
Давайте вспомним, как можно составить число 3? (1+1+1; 2+1; 1+2)
А что называется вершиной квадрата? (ответы детей)
Какое задание для вас было самым интересным?
Какое задание вызвало затруднения?
Какой совет дадите Буратино?