Гузель Сагитова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Дифференциация звуков [Л]-[Л’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему :
Дифференциация звуков Л – Ль (звуковая культура речи).
Программное содержание: закрепить положение органов артикуляции при произношении звуков Л и Ль. Совершенствовать фонематический слух. Дифференциация звуков в слогах, словах, во фразовой речи. Продолжать работу над силой голоса, дикцией, интонационной выразительностью речи при разучивании скороговорки.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Дифференциация звуков [Л]-[Л’]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2015
Ход НОД
Воспитатель: В одном простом городе, а может и не очень простом городе, жили девочки-сестрички Элла и Эльза. Эльза была девочкой доброй, ласковой и всегда напевала песенку, от которой вокруг становилась светлее и теплее, вот такую: -ля-ля-ля-ле-ле-ле-ли-ли-ли! Сейчас я вам раздам зеркала, только вы ими не играйте. Держим зеркала как я. А теперь вы ребята спойте песенку Эльзы (поют песню). Скажите в каком положении находятся губы, зубы, язык когда мы произносим звук «Ль»(Губы в улыбке, между зубами щель, язык за нижними зубами). Держим зеркала в руках. А девочка Элла, почему-то всегда грустила и пела песенку, от которой становилась грустно и холодно: ла-ла-ла-ло-ло-ло. Держите зеркала прямо перед ртом и споем песню Эллы. Где находятся губы, зубы и язык, когда мы произносим звук «Л»(губы улыбаются, между зубами щель, язык твердо упирается в верхние зубы).(Собрать зеркала)
–Чем похожи эти звуки? А чем отличаются? (Л – язык твердо упирается в верхние зубы, он твердый, а «Ль» - язык мягко прижимается к нижним губам, он мягкий). (Закрепить)
А теперь споем песенку Эллы тихо (громко, протяжно, отрывисто, споем песенку Эльзы тоже тихо (громко, протяжно, отрывисто).
У девочек есть любимая собака Лизун, а звали ее так, потому что она была очень добрая и при встрече хороших людей старалась лизнуть. Как-то раз девочки играли на лугу со своим другом Лизуном, вдруг вокруг все потемнело и поднялся ураган. Закружился ветер со страшной силой и подхватив собаку, унес ее. А напустила этот страшный ураган злая колдунья. Заплакали девочки и не знают, что делать. Но тут появилась добрая волшебница и сказала, что Лизуна можно вернуть, если вылить воды на злую колдунью, все ее чары сразу исчезнут.
Девочки решили идти спасать друга, а волшебница дала им клубок, который будет показывать дорогу. Долго шли девочки, но вот оказались перед большими воротами, которые охраняют странники. «Пропустим» - сказали они, но нужно выполнить задание. Ребята, поможем девочкам. А задание такое: я буду говорить слова, а вы угадывать какой звук? Лопата (тв, лимон (мяг, лист (мяг, лыжи (тв). Почему твердый? Мягкий? Как узнал (а?
Молодцы, ребята, помогли девочкам! Странники открыли ворота и девочки снова пошли за клубочком. Вдруг на дорогу выполз страшный паук и преградил девочкам дорогу. И паук дал девочкам задание, если выполнят, то пропустит дальше. А задание такое: правильно прочитать смешные стихи. (Прочитать). Теперь я буду начинать, а вы закончите.
Зеленые поля – ля-ля-ля
Катались на осле – ле-ле-ле
Летели журавли – ли-ли-ли
Мила в лодочке плыла – ла-ла-ла
Нам от солнышко тепло – ло-ло-ло
Рада Милочка теплу – лу-лу-лу
Песни Милочки слышны – лы-лы-лы
А знаете, паук оказался не таким уж и страшным, он даже похвалил девочек попросил их помочь ему. Эльзе он предложил выбрать те картинки, в названии которых есть звук «Ль», а Элле картинки, в которых есть звук «Л». Поможем девочкам выполнить это задание. (Дети выбирают и откладывают на стол картинки со словом «Л», «Ль» в другую сторону).
Отпустил паук девочек. Идут дальше, видят идет старый человек, подошли к нему девочки и спросили про Лизуна. А странник говорит: «Расскажите мне какая была у вас собака, какого цвета, с каким характером, как любила играть, может я т встречал такую?»
Ребята, поможем девочкам рассказать страннику про Лизуна, но так, чтобы в наших рассказах было как можно больше слов со звуком «Л» и «Ль» (Рассказы детей).
Понравились страннику рассказы о собаке и припомнил он, что видел похожую собаку недалеко от сюда, в замке, у старой злой женщины, собака лаяла на нее и никого к себе не подпускала.
Поспешили Элла и Эльза в замок, увидели колдунью в саду у колодца, подбежали к ней и толкнули ее в колодец. Зашипела в этот миг вода, а потом пузырьки по ней побежали. Ничего не осталось больше от колдуньи, кроме этих пузырьков. Подбежали девочки к своему другу, отвязали его и отправились в обратный путь. Далеко ушли от замка, идут смеются, вспоминают свое путешествие. Видят на ветке белка. Помахали ей рукой.
Разучивание скороговорки
Белка спряталась в дупло
В нем и сухо и тепло.
Ребята мы сейчас с вами разучим эту скороговорку.
И девочкам, и Лизуну очень понравилось, как вы разучиваете скороговорку. Они говорят вам большое спасибо и прощаются с вами.
Ребята: - какие звуки мы научились различать?
- чем они отличаются?
- «Л» - какой звук?
- «Ль» - какой звук?
Отметить активных детей!
- Молодцы ребята, вы можете идти играть!