Ирина Котугина
Конспект НОД по ФЦКМ с детьми с ОВЗ (ЗПР) «Путешествие в волшебную страну» в подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в волшебную страну».
Программное содержание:
1. Продолжать расширять и активизировать словарь по лексической теме «Обувь».
2. Учить согласовывать числительные и слово ПАРА с прилагательными и существительными.
3. Продолжать учить образовывать и употреблять в речи относительные прилагательные.
4. Продолжать учить понимать и употреблять в речи антонимы.
5. Продолжать учить строить предложения с противительным союзом А.
6. Развивать мелкую моторику.
7. Развивать целостное восприятие предмета.
8. Продолжать учить обобщать и анализировать.
9. Развивать тактильные ощущения.
Публикация «Конспект НОД по ФЦКМ с детьми с ОВЗ (ЗПР) „Путешествие в волшебную страну“ в подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
10. Совершенствовать коммуникативные навыки, чувство товарищества.
Форма проведения: путешествие в волшебную страну.
Методические приемы:
1. Ритуал приветствия.
2. Игровой момент «Кто со мной?».
3. Сюрпризный момент «Золушка».
4. Дидактические игры и упражнения.
5. Помощь детям.
6. Ответы детей индивидуальные и хоровые.
7. Песочная терапия.
8. Вопросы детям с целью уточнения и закрепления.
9. Проблемная ситуация (ТРИЗ).
10. Поощрение детей.
11. Анализ с привлечением детей.
12. Музыкальное сопровождение.
Технологии:
1. Педагогические – психолого-педагогическое сопровождение, личностно-ориентированный подход,
2. Здоровьесберегающие – смена разнообразных видов детской деятельности, песочная терапия.
Предварительная работа: словарная работа, разучивание песни «Сапожник» на музыкальном занятии, изодеятельность, подготовка ребенка к роли.
Материал: разрезная картинка – туфелька Золушки, неразрезная картинка – туфелька Золушки, сундучок, корзинка, конверт, карточки «4 лишний», маркеры, бумажные «комочки» с изображением обуви, трафареты обуви (3 пары, песок, сумка с материалами, из которых шьют обувь, вырезанные трафареты обуви для подкладывания материала, картинки с изображением обуви для подбора антонимов, туфли для Золушки в коробке.
Ход деятельности
1. Ритуал приветствия.
Д. : - Давайте пожелаем друг другу доброго утра, возьмите друг друга за руки и загляните в глазки.
(доброе утро - моя принцесса, доброе утро - мой принц, доброе утро - моё солнышко, доброе утро - мой лучик, доброе утро - моя бабочка, доброе утро - мой цветочек).
Д. : - Ребята, давайте сегодня отправимся в путешествие в волшебную страну.
(Да.)
Коммуникативная игра «Кто со мной?».
Д. : - Кто хочет стать волшебником? Кто пойдет со мной в волшебную страну? (показывает кулак с поднятым вверх большим пальцем. Ребёнок берёт большой палец педагога в кулак, поднимает свой большой палец «Я пойду в волшебную страну! Кто пойдёт со мной?». Остальные дети поочерёдно выполняют это же движение и проговаривают те же слова, в конце логопед закрывает последний пальчик своей ладошкой).
Д. : - Ну всё, можно отправляться в путь (пошли по лесу, звучит музыка леса).
2. Постановка проблемной ситуации.
- Ой, ребята, кто-то плачет в нашей волшебной стране. (Стоит Золушка и плачет).
Д. и дети: - Золушка, ты почему плачешь, ведь ты такая красивая?
Золушка: - Я очень хочу побывать на балу. Добрая Волшебница подарила мне красивое платье. Но, когда злая мачеха узнала, что я собираюсь на бал, она заколдовала мои туфельки и теперь я не могу пойти на бал во дворец. (Золушка показывает заколдованную картинку. Перевёрнутая разрезная картинка – туфельки Золушки. Рядом лежит неразрезная перевёрнутая картинка туфельки Золушки).
Золушка: - Мои туфельки превратились в заколдованную картинку, а расколдовать её можно, только если преодолеть все препятствия.
Д. : - Ребята, давайте поможем Золушке, ведь она такая добрая, она должна попасть на бал.
Д. : - Золушка, не плачь, тебе очень повезло, мы маленькие волшебники. Мы сейчас же отправимся в путь, преодолеем все препятствия и расколдуем твои туфельки.
Золушка: - Спасибо, я жду вас.
Д. и дети: отправляются в путь и находят первое задание.
3. Практическая часть.
3.1. Дидактическая игра «4 лишний» - обвести контурное изображение предметов и назвать лишний предмет.
Д. : - Ребята, посмотрите, какой-то сундучок стоит. А может это и есть наше первое препятствие. Давайте сядем и посмотрим, что лежит в сундучке. (Открывают сундучок, а в нём карточки).
Д. : - Вот вам по одной карточке. Вам необходимо обвести лишний предмет.
Д. : - Какой предмет лишний и почему?
Д. : - Теперь мы можем пойти и перевернуть первую часть картинки.
3.2. Упражнение на развитие мелкой моторики «Что у кого?» - разглаживание бумажных комочков с изображением обуви.
Д. : - Ребята, посмотрите, на нашем пути – корзина, а в ней лежат бумажные комочки. Давайте сядем за стол и выполним следующее задание.
- Вам нужно разгладить комочки и сказать, что спряталось в комочке. Только сначала давайте вспомним, что означает слово ПАРА. Отвечая на вопрос, говорим, сколько пар и чего. (Дети разглаживают комочки и отвечают на вопрос).
Д. : - Что спряталось в комочке?
Дети: - У меня две пары женских сапог;
- У меня пять пар детских сандалий;
- У меня одна пара валенок;
- У меня две пары домашних тапочек;
- У меня четыре пары мужских туфель;
- У меня три пары женских босоножек;
- У меня одна пара спортивных кроссовок.
Д. : - Молодцы, вы хорошо справились и со вторым препятствием, и мы можем перевернуть вторую часть картинки.
Д. : - Можно идти дальше, у нас мало времени. А вот и новое задание.
3.3. Песочная терапия «Что в песке?» - найти трафарет обуви в песке на ощупь, назвать, что это, а затем найти себе пару.
(Дети ищут трафарет обуви в песке и называют, что это).
Д. : - Что у тебя?
Дети: - У меня женская туфля. (2р.)
- У меня детский ботинок. (2р.)
- У меня резиновый сапог. (2р.)
Д. : - А теперь встаньте вместе так, чтобы получилась пара обуви.
Д. : - Что это?
Дети: - Это пара женских туфель.
- Это пара детских ботинок.
- Это пара резиновых сапог.
Д. : - Пойдём скорей, мы можем перевернуть третью часть заколдованной картинки.
3.4. Дидактическая игра «Обувная мастерская» - образование относительных прилагательных.
Д. : - Смотрите, здесь какая то сумка, а в ней лежит материал из которого шьют обувь. Как вы думаете, кто ее потерял? (Сапожник. Это человек, который шьёт и ремонтирует обувь).
Д. : - Давайте сядем за стол и посмотрим, что это за материал?
- Это кожа. Обувь сшили из кожи. Какая это обувь? (кожаная).
- Это мех. Обувь сшили из меха. Какая это обувь? (меховая).
- Это войлок. Обувь сшили из войлока. Какая это обувь? (войлочная).
- Это резина. Обувь сшили из резины. Какая это обувь? (резиновая).
- Это джинса. Обувь сшили из джинсы. Какая это обувь? (джинсовая).
- Это замша. Обувь сшили из замши. Какая это обувь? (замшевая).
Д. : - Давайте поможем сапожнику – растеряше сшить обувь, он вернётся за сумкой, а обувь уже готова. (У детей трафареты и кусочки материала. Дети подкладывают под трафарет и называют, какая обувь у них получилась).
Д. : - Какая обувь у вас получилась?
Дети: - меховой сапог;
- войлочный валенок;
- кожаная туфля;
- джинсовый кед;
- замшевая туфля;
- резиновый сапог.
Проблемный вопрос.
- А обувь делают из стекла? Почему?
- А из чего еще нельзя сшить обувь? Почему?
Д. : - Вы справились и с этим заданием, мы можем перевернуть ещё одну часть заколдованной картинки. Смотрите, мы почти расколдовали нашу картинку, осталась последняя часть.
3.5. Игра «Скажи наоборот» - употребление антонимов, построение предложений с союзом А.
Д. : - Ребята, здесь лежит какой-то красивый конверт, а в нём задание. Нам надо сесть за стол и выполнить его. (Логопед показывает детям картинки, называет их и говорит, о чём здесь надо говорить, а дети строят предложения с антонимами по предложенным картинкам. По ходу проговаривания дети показывают величину предметов).
- У сапог голенище высокое, а у полусапог – низкое.
- У женских туфель носок узкий, а у мужских – широкий.
- У кроссовок подошва толстая, а у чешек – тонкая.
- У женских босоножек подошва длинная, а у детских сандалий– короткая.
Д. : - Мы правильно выполнили все задания, преодолели все препятствия, можем открыть последнюю часть нашей картинки.
4. Итог.
Д. : - Что у нас получилось?
Дети: - Туфелька для Золушки.
Д. : - А вот и её пара. Но в таких туфельках Золушка не может пойти на бал, мы же с вами волшебники, добрые волшебники, поэтому мы подарим ей эти туфельки. (Логопед достаёт туфли для Золушки, Золушка обувает их).
Золушка: - Большое спасибо за туфельки, они очень красивые, теперь я от души повеселюсь на балу.
Д. : - Золушка, если у тебя вдруг когда-нибудь порвутся туфельки или сломается каблук, ты всегда можешь позвать нас на помощь. Путешествуя по волшебной стране, мы многому научились, и даже ремонтировать обувь.
(Дети поют песню «Сапожник» и имитируют движения молотком).
(Золушка прощается и уходит на бал).
Д. : - Ребята, и нам пора возвращаться домой. Мы помогли Золушке и наше добро победило зло мачехи.
- А что вам больше всего понравилось в волшебной стране?