Лариса Савчук
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Путешествие в волшебную страну Рисовандию»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (изобразительная деятельность – рисование) с детьми старшего дошкольного возраста
Конкурс "Воспитатель года"
Тема: «Путешествие в волшебную страну "Рисовандию»
Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие»
Вид деятельности: изобразительная (рисование)
Публикация «Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе „Путешествие в волшебную страну Рисовандию“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
Тип деятельности: интегрированная
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-личностное развитие», «Физическое развитие»
Цель: развитие изобразительного творчества старших дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования
Задачи:
Образовательные:
1. Расширять представления детей об изобразительных техниках, познакомить с техниками нетрадиционного рисования: по сырому, кляксография (выдувание трубочкой, оттиск мятой бумагой, печать тычком, с их выразительными возможностями.
2. Учить способам изображения в нетрадиционных техниках
3. Формировать умение создавать свой неповторимый образ, сочетая в одном рисунке несколько нетрадиционных техник, выполнять изображение в определённой последовательности, объединять индивидуальную работу в коллективную композицию
Развивающие:
1. Развивать интерес к изобразительной деятельности, художественный вкус, эмоциональные чувства, образное эстетическое восприятие и образные представления, композиционные умения, цветовосприятие.
2. Развивать познавательную активность, внимание, коммуникативные умения
3. Развивать мелкую моторику рук, дыхание, удовлетворять потребность детей в двигательной активности.
Воспитательные:
1. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, чувство эмпатии, отзывчивость, стремление к достижению результата.
2. Воспитывать чувство радости и удовлетворения от творческой работы
Материал и оборудование. Воздушный шарик с цветными ленточками по количеству детей; плакат с изображением страны Рисовандии; изображение яблони; письмо, загадки; поднос; детские рисунки выполненные в нетрадиционных техниках изображения. На каждого ребёнка: силуэты яблок белого цвета, тонированные листы бумаги (поляна, лес, краски гуашь, кисти, флакончики с цветной жидкой краской зелёного, красного цвета, коктельные трубочки, бумажные трубочки-тычки, небольшие листы бумаги, палитра, бумажные салфетки, салфетки для рук, гелевые шарики на каждого ребёнка, красивый мешок для шариков. Звукозаписи голоса волшебника, музыкальных мелодий.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Организационный этап
Дети заходят в группу, становятся полукругом перед воспитателем.
- Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте, друзья!
Всех вас видеть очень рада я!
- Сегодня у нас необычный день. Мы с вами отправимся в удивительно интересное путешествие - в дивную, волшебную страну РИСО-ВАН-ДИЮ! Там нас ждут различные испытания. Вы не боитесь испытаний? (Нет). Как вы думаете, мы справимся с ними? Хотите отправится в Рисовандию? (Да).
- А путешествовать мы будем на воздушном шарике! (гелевый шарик).
- Возьмитесь каждый за ленточку. Итак, в путь! (под веселую музыку дети идут по кругу за взрослым, держась за ленточки привязанные к шарику)
Крепко за ленточку шарик держи!
В страну "Рисовандия" с нами лети!
Мы летим на шаре в чудесную страну
Добрую, веселую Ри-со-ван-дию!
Основной этап
- Вот мы и прилетели! Как здесь красиво! (обратить внимание детей на плакат)
Направо и налево –
Везде лежит она,
Цветная Рисовандия
Волшебная страна.
Здесь всем ребятам рады,
Не бойся, заходи,
И за руки друзей своих
Сюда же приведи.
- Ребята, она самом деле - волшебная! В этой стране живут сказочные волшебники, по улицам разгуливают нарядные девочки-кисточки и мальчики-карандаши, бегают непоседы краски, гордо вышагивают листы бумаги. Ярко светит солнце и всё вокруг переливается всеми цветами радуги! Дома здесь тоже разноцветные. Кто скажет, какого цвета дома? (Жёлтые, красные, зелёные, синие).
- Как вы думаете, чем жители страны любят заниматься? (Они любят рисовать).
- Правильно. А вы любите рисовать? (Да). Чем любите рисовать? Что любите рисовать? (Высказывания детей)
И в шесть, и в десять лет и в пять,
Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует Всё, что его интересует,
Цветы, машину, дом и лес,
Все нарисуют, были б краски
Да лист бумаги на столе.
И мир в семье и на земле
- Отправляемся дальше по волшебной стране? (Да). Возьмитесь за ленточки.
(звучит музыка «Полёт на шаре»)
Крепко за ленточку шарик держи!
По стране Рисовандия с нами лети!
- Ребята, посмотрите, что это у нас на пути? (конверт с письмом)
- Интересно, от кого же письмо? Давайте прочитаем его.
«Здравствуйте, ребята! Мы, жители Рисовандии очень рады видеть вас у себя в гостях! А что бы вы смогли продолжить свой путь, вам надо отгадать загадки. Желаем успеха!»
- Ну, что попробуем отгадать все загадки? (Да).
1. Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы. (краски)
2. Очень страшен ей огонь,
Ненавистна влага.
Для рисунков и письма
Всем нужна. (бумага)
3. Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (кисть)
4. Если ей работу дашь,
Зря трудился карандаш. (Резинка)
5. Если ты его поточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? (Карандаш)
- Молодцы ребята! Правильно отгадали все загадки, значит, мы можем продолжить наше путешествие. Возьмитесь за ленточки. (Звучит музыка).
Крепко за ленточку шарик держи!
По стране Рисовандия с нами лети!
(шум дождя)
Игра-экспериментирование с красками «Волшебный дождь»
- Ой, кажется, в волшебной стране дождь начинается. Идите скорее все сюда!
- Ребята, дождь здесь тоже не простой, а цветной. Его капли падают и образовывают лужи. Какие? (красные, синие, зелёные….) (Показ).
- Посмотрите, красная и жёлтая капельки соединились, и получилась лужица… какого цвета? (оранжевого). А если смешаются синяя и жёлтая капельки то, какого цвета получится лужица? (зелёного).
- Хотите попробовать? (Дети капают разноцветной краской на мокрый лист бумаги, наблюдают).
"Лужицы" после высыхания
- Дождь, покапал и прошел, солнце засияло. Отправляемся дальше в путь.
(звучит музыка «Полёт на шаре»)
Крепко за ленточку шарик держи!
По стране Рисовандия с нами лети!
На пути дети встречают изображение яблони с зелёной кроной и силуэтами не закрашенных яблок на ней.
- Посмотрите, ребята - перед нами дерево. Как оно называется? (Яблоня). Но почему же она такая грустная? Как вы думаете? (Предположения детей).
Раздаётся голос:
Ха- ха - ха!
Это я, злой волшебник страны Рисовандия - Ляпсус-Тяпсус.
Похититель всех цветов.
Взмахнул плащом, померк весь свет
И ярких яблок больше нет!
- Что же делать? Как, помочь яблоне? Как победить Ляпсуса-Тяпсуса? (Высказывания детей: раскрасить яблоки в яркие цвета)
- Правильно! Но для этого вам надо сначала превратиться в маленьких волшебников и научиться творить чудеса. Вы согласны? (Да)
- Тогда закройте глаза и повторяйте волшебное заклинание:
Топ–топ,
Хлоп–хлоп,
Вокруг себя повернись
В маленького волшебника превратись!
(Дети выполняют действия).
- Вот, теперь-то мы сможем помочь яблоне. Какого цвета бывают яблоки? (жёлтого, красного, зелёного). Верно.
Упражнение «Волшебное яблоко»
- Я предлагаю сделать яблоки жёлтого цвета с красным бочком. Согласны? (Да)
- Рисовать мы будем по мокрому слою бумаги. Для этого, сначала намочим силуэт белого яблока в воде, потом проведём по нему кистью с краской жёлтого цвета, затем капнем из флакончика краской красного цвета. Капелька растеклась и …. скучное, белое яблоко стало…. Каким? (Ярким, разноцветным, румяным)
- Теперь вы, ребята возьмите силуэты яблок и раскрасьте их.
Дети выполняют работу под музыкальное сопровождение (Сказочная мелодия)
- Молодцы! Давайте выложим яблоки на блюдо. Посмотрите, какие они получились: яркие, сочные, как настоящие! Какое яблоко самое аппетитное? Какое самое румяное? (Ответы детей).
- Вы убедились, что способны творить чудеса? (Да). Нам удалось победить Ляпсуса-Тяпсуса? (Да). Отлично!
- Ребята, я знаю, что в стране Рисовандия есть чудесная поляна, на которой растут необыкновенно красивые цветы, а вокруг поляны сказочно красивый лес. И вот чудо! На поляне лето, а в лесу уже настоящая осень! Вот, туда - то давайте, мы с вами и отправимся. Хотите? (Да).
(Звучит музыка)
Крепко за ленточку шарик держи!
По стране Рисовандия с нами лети!
- А вот и поляна, и лес. Но посмотрите! На поляне растёт только трава, и деревья в лесу стоят все без листьев! Как вы думаете, что могло произойти? (Предположения детей)
Раздаётся голос:
«Да – да - да! Это я, великий волшебник - Ляпсус-Тяпсус, постарался - и залил все зелёным цветом, дунул - и с деревьев слетели все листья. А когда то, здесь действительно росли красивые цветы и деревья. А ещё, я похитил все кисточки и карандаши, какие были в Рисовандии, что бы вы, вредные, маленькие детки не смогли помочь жителям страны. Теперь, чем хотите, тем и рисуйте! Ха-ха-ха!»
- Вот досада! Как же нам быть? (Предположения детей)
- Ребята, но Ляпсус-Тяпсус наверное забыл, что вы маленькие волшебники и способны творить чудеса, а значит снова сможете сделать поляну красочной и волшебной.
- Ну что, попробуем рисовать без кисточек и карандашей? (Да). Чем можно ещё рисовать? (Высказывания детей). Давайте посмотрим, что у нас есть (Дети рассматривают изобразительный материал и перечисляют: краска, флакончики с жидкой краской трубочки).
- Трубочки эти не простые, а волшебные – они то и помогут нам изобразить цветы на поляне.
- Кто знает, как с помощью трубочек можно нарисовать цветы? (Предположения детей).
Объяснение и показ способа изображения
- Сначала, с помощью трубочки из-под коктейля нарисуем стебли способом выдувания кляксы. Для этого, из флакончика капаем несколько капель краски зелёного цвета внизу листа бумаги в разных местах.
Затем через трубочку выдуваем каждую капельку снизу вверх и в стороны. Так, у нас получаются стебли.
- Для изображения цветов мы возьмём другую трубочку, опустим один её конец в краску жёлтого цвета и сделаем отпечатки – сердцевины цветов на верхушке стеблей.
- Теперь краской другого цвета печатаем лепестки вокруг сердцевины. Трубочку можно перевернуть и её концом нарисовать лепестки другого цвета.
- Вот такие, красивые цветы получились.
- А теперь ребята, возьмите каждый часть поляны и пройдите на рабочие места.
(Дети берут листы бумаги и проходят на рабочие места).
- Прежде чем начнёте рисовать, давайте разомнём пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Пальцы делают зарядку»
Пальцы делают зарядку
Чтобы меньше уставать.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем, будем рисовать
- С чего начнёте выполнять работу? Что будите делать после? (Ответы детей)
Самостоятельная изобразительная деятельность детей под музыкальное сопровождение (звучит музыка Мелодия 2).
Проводится индивидуальная работа с детьми
- Молодцы, ребята! Вы отлично справились с работой. Теперь выложите из своих полянок большую поляну. (Дети выкладывают свои работы на полу рядом друг с другом – получается большая цветущая поляна).
- У вас получилась очень красивая поляна! Так и хочется по ней походить, полюбоваться цветами, понюхать их, рассмотреть. Какие цветы вам больше всего нравятся? Почему? (Анализ работ детьми).
- Это ведь необычная поляна - волшебная, поэтому на ней может произойти любое чудо. Хотите превратиться в цветы? (Да).
Физминутка «Цветы»
Раз – два - три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебельки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)
Влево качнулись- низко прогнулись (наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись (наклоняются вправо)
Ветерок убегай! (грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (приседают)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики)
- Да, поляна у нас действительно чудесная. А вот деревья без листьев вокруг неё смотрятся очень скучными и мрачными. Каким способом нарисованы стволы деревьев? (Кляксография – выдувание через трубочку).
- Давайте, оденем их в красивый осенний наряд. Какие цвета будем использовать для изображения листвы? (Красный, жёлтый, оранжевый). Почему? (Ответы детей).
- С помощью чего можно нарисовать листву на деревьях? (Предположения детей). Вы рисовали когда-нибудь мятой бумагой? (Ответы детей). Давайте, попробуем.
Показ и объяснение способа изображения «мятой бумагой»
- Берём небольшой лист бумаги, хорошенько сминаем его и, обмакнув в краску, сначала жёлтого цвета рисуем крону дерева, потом краской другого цвета. Не забудем нарисовать и опавшие листья на земле.
- Теперь ребята, возьмите лист бумаги с изображением ствола дерева и проходите на места.
(Дети берут листы бумаги и проходят на рабочие места).
- Разомнём пальчики перед работой.
Пальчиковая гимнастика «Пальцы делают зарядку»
Пальцы делают зарядку
Чтобы меньше уставать.
Раз, два, три, четыре, пять
Будем, будем рисовать
Самостоятельная изобразительная деятельность детей под музыкальное сопровождение (Звучит спокойная Мелодия)
Проводится индивидуальная работа с детьми.
- Вижу, все уже закончили. Очень хорошо! Давайте выложим наши деревья вокруг поляны. (Дети выкладывают свои работы на полу вокруг поляны)
- Посмотрите, какой сказочно красивый лес у вас получился!
И поляна необыкновенно красивая! Вам нравится осенний лес и цветочная поляна? (Да). Мне тоже очень нравится!
Голос Ляпсуса – Тяпсуса:
Ну, ребята, молодцы, удивили от души! Я и не думал, что вы сможете рисовать без кисточек и карандашей. Вы – настоящие добрые волшебники. Придется с вами подружиться. Я обещаю, что больше не буду совершать вредные поступки. А за все ваши старания, знания, умения и помощь - вас в вашей группе ждёт сюрприз в знак благодарности от всех жителей страны Рисовандии! До свидания!
- До свидания!
Заключительный этап
- Вот и закончилось наше удивительное путешествие по стране Рисовандия. Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте произнесем волшебное заклинание и превратимся в обычных ребят.
Топ – топ, хлоп – хлоп,
Вокруг себя повернись
И в детишек превратись.
- Возьмёмся за ленточки и отправимся в группу. (Звучит музыка)
Крепко за ленточку шарик держи!
На шарике этом в группу лети!
- До свидания, чудесная, волшебная страна РИ-СО-ВАН-ДИЯ!
(под веселую музыку дети идут по кругу за взрослым, держась за ленточки привязанные к шарику)
Итог
- Вот мы и на месте. Вам понравилось наше путешествие? Что больше всего запомнилось? Что мы сегодня с вами делали? Чем рисовали? Какое у вас настроение? Вы многому научились?
- А вот и сюрприз от жителей Рисовандии. Давайте посмотрим, что там находится.
(В мешке лежат гелевые шарики на каждого ребёнка).
- Теперь каждый из вас сможет в любой момент, как только захочет попасть в удивительную, волшебную страну Рисовандию.