Наталья Алексеева
Конспект НОД для дошкольников подготовительной группы «Дифференциация звуков [р]-[р’], [л]-[л’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД для дошкольников подготовительной группы на тему: «Дифференциация звуков Р, Р’ – Л, Л’».
Цель: закрепить навыки четкого различения и произношения звуков (Р, Р’) и (Л, Л’) в словах, слогах, во фразовой речи.
Задачи:
1. Развивать навыки звукослогового анализа слова (характеристика звука, подбор слов, содержащих данный звук, определение места звука в слове, деление слов на слоги);
2. Способствовать развитию фонематического слуха, внимания, мышления;
Публикация «Конспект НОД для дошкольников подготовительной группы „Дифференциация звуков [р]-[р’], [л]-[л’]“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
3. Развивать умение взаимодействовать в коллективе.
Оборудование и материалы:
Ноутбук, колонки, музыкальная запись «Кукла», «Релаксация», «умная ширмочка» «Алфавит», игрушечный поезд, кукла в синем платье, кукла в зеленом платье, зеленые и синие карточки для обозначения твердых и мягких согласных звуков на каждого ребенка, картинки со звуками «р, р’ – л, л’», карточки с буквами для составления слов на каждого ребенка, цветной песок, клей, кисточки для клея, салфетки, подставки для кисточки и клея, листы белой бумаги, тарелки для цветного песка.
Предварительная работа:
Развитие навыков различения звуков р, рь, л, ль в ходе предыдущей НОД; развитие умения делить слова на слоги, составление и чтение слов из букв, слоговое чтение, разучивание физкультминутки «Кукла», рисование картины цветным песком.
Методы:
Словесный (рассказ, беседа, объяснение).
Наглядный (метод демонстраций).
Практический метод (выполнение практических заданий).
Технологии:
- технология использования в обучении игровых методов;
- технология проблемного обучения;
- здоровьесберегающие (ритмопластика - танец «Кукла», релаксация, пальчиковая гимнастика).
Виды детской деятельности:
Коммуникативная, игровая, художественная деятельность, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская.
Интеграция областей:
Художественно-эстетическое развитие:
Музыкальная деятельность (прослушивание музыки: спокойной, расслабляющей для релаксации, разучивание танцевальных движений для физкультминутки «Кукла»).
Рисование и аппликация: рисование букв цветным песком.
Речевое развитие:звукослоговой анализ слов (характеристика звука, подбор слов, содержащих данный звук, определение места звука в слове, деление слов на слоги, составление и чтение слов, нахождение нужного звука в слове.
Социально-коммуникативная деятельность: знакомство и приветствие с гостями, умение общаться, договариваться друг с другом, взаимодействовать в команде и коллективе вцелом.
Познавательное развитие: закрепление навыка количественного счета.
Физическое развитие:
- Способствовать развитию мелкой моторики рук.
- Способствовать формированию правильной осанки во время образовательной деятельности.
-Способствовать снятию эмоционального и физического напряжения.
Ход НОД:
Воспитатель: Я рада сегодня видеть всех детей нашей группы здоровыми, весёлыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для этого мы все должны чаще улыбаться, радоваться друг другу. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. От улыбки станет всем светлей!
-Ребята, что это?
Дети: Это поезд!
Воспитатель: Этот поезд необычный, называется – «Алфавит»! Он везет буквы, по одной в каждом вагоне. Все буквы сидят четко по своим местам, как пассажиры в вагоне. Посчитайте и скажите, в каком вагоне едет буква «Л»(13 вагон)
-А в каком вагоне по счету едет буква «Р»(18 вагон)
(ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Хорошо считаете!
-Посмотрите, ребята, к нам в гости приехали две куклы, чтобы лучше было их видно, присаживайтесь на стульчики. Давайте отгадаем, как их зовут. Куклав синем платье сказала, что ее имя начинается со звука «Р». Как мы ее назовем?
Дети: Роза, Руслана, Рая и т. д.
Воспитатель: Большинство из вас хотели бы, чтоб куклу в синем платье звали Роза.
- Имя куклы в зеленом платье начинается со звука «Л'». Ее как назовем?
Дети: Лена, Лиза, Люся и т. д.
Воспитатель: Многим из вас хотелось бы, чтобы куклу в зеленом платье звали Лена. Так ее и назовем.
-Дети, Роза хотела бы узнать все, что вы знаете о звуке «Р». Какой это звук?
Дети: Звук «Р»- согласный.
Воспитатель: Почему ты думаешь, что звук «Р» согласный?
Ребенок:Звук «Р» согласный, потому что при про его произнесении возникает преграда во рту – язык.
Воспитатель:Еще какой это звук-глухой или звонкий?
Воспитатель: Дети, давайте закроем уши руками и споем.
Дети: Звонкий (проверяют, приложив руки к ушам).
Воспитатель: А еще какой этот звук?
Дети: Твердый.
Воспитатель: А мы знаем, что звук может быть и мягким. Сейчас, я называю слова и если в данном слове звук «Р» мягкий, то вы поднимаете зеленый квадрат, а если звук «Р» в слове твердый, то вы поднимаете синий квадрат. (Слова: робот, корабль, река, руль, круг, мороз, сирень, страна, принц, море, рыба, рисунок, шар).
-Звук «Р» обозначается знаком-буквой. Кто покажет букву «Р» на нашем паровозике?
-А вот кукла Лена хотела бы узнать о звуке «Л'». Какой это звук?
Дети: Звук «Л'» согласный.
Воспитатель: Почему ты думаешь, что звук «Л'» согласный?
Ребенок:Звук «Л'» согласный, потому что при про его произнесении возникает преграда во рту – язык.
Воспитатель: Еще какой это звук?
Дети: Звонкий (проверяют, закрыв уши руками).
Воспитатель: А еще какой этот звук?
Дети: Мягкий.
Воспитатель: Сейчас, я называю слова и если в данном слове звук «Л» мягкий, то вы поднимаете зеленый квадрат, а если звук «Л» в слове твердый, то вы поднимаете синий квадрат. (Слова: лес, клевер, лось, лук, клей, лопата, малина, белка, клоун, олень, стол, лев, ласточка).
Игра «Угощения для кукол».
Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, чем мы можем угостить наших кукол. Назовите угощения дляРиты, если в их названии слышится звук «Р».
Дети: сыр, рулет, торт, кефир, йогурт и т. д.
Воспитатель: Чем мы будем угощать Лену? Нужно, чтобы в названии продуктов был звук «Л'»?
Дети: лимонад, хлеб, лепешка, леденец и т. д.
Воспитатель: Ребята, а сейчас проведем речевую зарядку. Слушайте меня внимательно. (Сначала говорю я, потом все вместе. Затем кого-то одного прошу повторить.)
Ло-ло-ло - на улице тепло.
Лу-лу-лу – стул стоит в углу.
Ра-ра-ра – рама, рак, гора, нора.
Ро-ро-ро – роза, роща, рот, перо.
Физкультминутка «Кукла».
Игра «Разбери картинки».
Воспитатель: Рите и Лене подарили картинки. У Риты были картинки, в названии которых слышится звук «Р», «Р '», а у Лены – картинки со звуком «Л» «Л '», но их младший братишка все картинки перепутал, и теперь они не могут их разобрать. Ребята, помогите им пожалуйста!
-Дети, давайте договоримся, девочки помогут Рите. Они соберут картинки, в названии которых встречается звук «Р», «Р '». А мальчики помогут Лене собрать картинки, в названии которых слышится звук «Л», «Л '».
-А теперь вспомним место звука в слове.
(В процессе работы воспитатель спрашивает детей, почему взяли ту или иную картинку, где находится заданный звук: в начале, середине или конце слова.)
Игра «Собери слова».
Воспитатель: Рита и Лена хотели поиграть с вами в слова, но они рассыпались. Помогите их собрать. На столах у вас, лежат стопки карточек, на них Лена и Рита зашифровали слова. Составьте и прочитайте их.
-Прочитайте слово и давайте все вместе прохлопаем в ладоши столько раз, сколько слогов в данном слове. (спрашиваю 3-4 человека)
«Песочная терапия»
Воспитатель: Дети, наши куклы приехали к нам не с пустыми руками, а привезли цветной песок. Они предлагают нам нарисовать буквы цветным песком. Мальчики нарисуют букву «Р», а девочки будут рисовать букву «Л». Слушайте меня внимательно.
-Ребята, нарисуйте клеем буквы. Нарисовали?
Возьмите песок и струйкой сыпьте песок на букву. Излишки песка ссыпьте в емкость.
-Молодцы, ребята, очень хорошо занимались! Но, я думаю, что вы немного устали. А теперь давайте отдохнем.
Упражнение «Песчинки» на развитие мимических мышц лица.
Присели на коврик, слушайте меня внимательно, закройте глаза, представьте, что вы в пустыне. Вам трудно дышать и вы ловите ртом воздух. А теперь песчинки попали на правую щеку – надуйте ее. Упала на левую щечку – надуйте ее. Попали песчинки и на носик – наморщите его (вдыхая воздух, морщим носик). Попали песчинки на лоб – пошевели бровями. Попали на веки – поморгайте глазами. Убрали песчинки руками, встали и отряхнулись сами.
-Друзья мои, вы просто молодцы, справились со всеми заданиями на «отлично». Наши куклы приготовили для нас угощение-конфеты, которые называются как пустыня - «Кара-кум»!