Ирина Николаевна Пожалюк
НОД по звуковой культуре речи в подготовительной группе «Дифференциация звуков [г] и [х]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: ЗКР. Дифференциация звуков «г», «х».
Цели: 1. упражнять детей в произношении звуков «г» и «х» отдельно, в слогах и в словах; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слово на заданный звук.
2. Совершенствовать слуховое внимание, укреплять голосовой аппарат, совершенствовать речевое дыхание.
3. Воспитывать интерес и любовь к родному языку и занятиям по звуковой культуре речи.
Словарная работа:
Публикация «НОД по звуковой культуре речи в подготовительной группе „Дифференциация звуков [г] и [х]“» размещена в разделах
- Буква Х и звук [Х], [Х’]. Конспекты занятий
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2016
Обогащение: пароход, подсолнух, черепаха.
Закрепление: скороговорка, хата.
Активизация: халва, грач.
Материал к НОД: двусторонние карточки-фонарики с красной и синей сторонами.
-Дети, А хотите поиграть со мной в игру, которая называется «Покатаемся на лошадках»? Когда лошадки идут по дороге они цокают копытами вот так (образец). Давайте, когда я скажу «поехали» вы приоткроете рот и будете щелкать кончиком языка, а когда скажу «остановитесь» вы перестанете щелкать. (Повторение упражнения 2-3 раза).
- Молодцы, ребята, С вами очень весело играть. А скажите-ка мне а какие бывают звуки? (гласные и согласные). Правильно. А с какими звуками вы познакомились на прошлом занятии (р, л)Какие же это звуки (согласные). А какие еще согласные звуки вы знаете? (Ответы детей). Сегодня я предлагаю вам познакомиться с новыми звуками «г» и «х». Послушайте, как я их произнесу.
-Дети, язычок у нас находится за зубами. Когда мы произносим звуки «г» или «х», то звук вылетает вместе с воздухом, мы как бы выдыхаем. Давайте попробуем произнести сначала звук «г», а затем»х». (Дети произносят звуки).
А теперь будьте очень внимательны. Я буду произносить звук «г», а вы звук «х» и наоборот. (повторение упражнения 2-3 раза).
А теперь поиграем в еще одну игру. Я буду произносить фразу, а вы должны будете повторить несколько раз последний слог последнего слова в этой фразе. Послушайте. Мне купили сапоги. Вы повторяете ги- ги-ги. Давайте продолжим.
Мне купила сапоги (ги-ги-ги).
Одна нога (га-га-га).
Я хожу по кругу (гу-гу-гу).
Я сижу наверху (ху-ху-ху).
Много смеха (ха-ха-ха).
-Хорошо. А теперь вы будете придумывать слова со звуками «г» и «х». Ответы нескольких детей
Хорошо. А теперь давайте с вами придумывать слова со звуками «г» и «х». Дети придумывают слова и за это получают фишки. Количество полученных фишек определяет победителя.
Молодцы. Послушайте, какое стихотворение я начну читать, а вы поможете мне его продолжить. Будьте внимательны. Это слово должно подходить по смыслу стихотворения и в нем должен быть звук «Г».
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду (в гости).
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине.
Кот кататься не привык
Опрокинул (грузовик).
Физкультминутка (игра малой подвижности).
-А теперь я хочу узнать, кто из вас самый внимательный. Я буду называть слово, а вы будете поднимать фонарики красной стороной, если услышите звук «г» и синей, если услышите звук «х».Будьте внимательны. ( Слова: хорошо, горка, лампа, хлеб, яблоко, хворь, друг, ухо, пароход, смородина, верх, группа).
Замечательно вы ребята справились с этим не простым заданием. Предлагаю вам теперь разучить несколько скороговорок. Сначала мы будем произносить слова медленно, а затем все быстрее и быстрее.
Быстро Егорка говорит скороговорку.
У дверей хат стоит ухват
На каждую хату по ухвату.
-У вас очень хорошо получается. Дома этим скороговоркам научите своих мам и пап. А сейчас будет задание для очень сообразительных детей. Я буду загадывать вам загадки, а вы должны их отгадать и сказать, какой из звуков «г» или «х» есть в отгадке.
Не куст, а с листочками
Не рубашка, а сшита
Не человек, а рассказывает. (книга).
Бел, да не сахар
Ног нет, а идет (снег).
Живет спокойно, не спешит
На всякий случай носит щит,
Под ним не зная страха
Гуляет (черепаха).
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков (горох).
Напомните мне, с какими звуками вы сегодня познакомились(«г» и «х»). Какие это звуки? (согласные).
Молодцы. Вы сегодня хорошо отвечали на все мои вопросы, были внимательными и активными.