Марина Лобастова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук [Т] и буква «Т»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- познакомить со звуком и буквой «Т»;
- уточнить артикуляцию звука «Т»;
- учить характеризовать звук «т» по артикуляционным и акустическим признакам;
- развивать умение определять место звука в слове, называть слова на заданный звук, составлять и печатать букву;
- продолжать формировать правильное дыхание, учить составлять обратные и прямые слоги из символов и букв разрезной азбуки;
- развивать фонематический слух, восприятие, внимание, память;
- воспитывать интерес к учебному процессу и любовь к родному языку, умение действовать по инструкции и выслушивать друг друга до конца, не перебивая;
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи „Звук [Т] и буква „Т“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- предупредить утомляемость детей во время процесса.
Оборудование: презентация, мяч, раздаточный материал по количеству детей (зеркала, счётные палочки, тетради, ручки, символы звуков, кассы букв).
Ход НОД
(слайд 1-пустой)
1. Организационный момент.
Дыхательная гимнастика
- Ребята, встаньте в круг, чтобы всем было удобно. Сделаем дыхательную гимнастику:
на вдох – поднять правое плечо,
на выдох – опустить правое плечо, (повторить 3 раза)
на вдох – поднять левое плечо,
на выдох – опустить левое плечо, (повторить 3 раза)
на вдох – поднять оба плеча,
на выдох – опустить оба плеча, (повторить 3 раза)
2. Основная часть.
Игра с мячом «Узнай слово»
(Дети продолжают стоять в кругу.)
- Поиграем в игру «Узнай слово». Девочку зовут Таня, а малыш назвал её «Аня». Мальчика зовут Толя, а малыш назвал его «Оля». Какой звук не умеет произносить малыш? (Малыш не умеет произносить звук «т».) Я буду говорить как малыш, а вы произнесёте слово правильно. Приготовились. .аблетка, .уча. .уфли. апки. .анк.
- Присаживайтесь на свои места. С какого звука начинаются слова «таблетка», «туча», «туфли», «тапки», «танк»? (Все слова начинаются со звука «т».)
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие со звуком «т» и познакомимся с буквой «Т».
Характеристика звука «т» по артикуляционным и акустическим признакам
- Послушайте, как правильно произносится звук «т».
(Логопед показывает и рассказывает, дети выполняют перед зеркалом.)
- Рот немного приоткрылся, язык приподнялся, коснулся зубов, перегородил дорогу звуку и не даёт ему легко произноситься. Поднесите ладонь руки ко рту и произнесите звук «т». (Дети выполняют.) Вы почувствовали, как наружу прорывается воздушная струя? Звук «т» нельзя пропеть или протянуть. Потянем ниточку. (Дети жестами изображают ниточку.) Ниточка рвётся? Значит, звук «т» - … согласный.
(Ладошкой правой руки дети прикрывают рот, делая преграду для воздушной струи.)
- Положите ладошку на горло и произнесите звук «т». Голосок поёт или спит? (Голосок спит.) Значит, звук «т» - … глухой.
(Левая рука согнута в локте, кисть с согнутыми крючком и втянутыми в ладонь пальцами опущена вниз.)
- Звук «т» произносится твёрдо. Значит, звук «т» - … твёрдый.
(Правая рука согнута в локте и поднята вверх, кисть сжата в кулак.)
- Ещё раз покажем и скажем, какой звук «т». (Звук «т» - согласный, твёрдый, глухой.)
(Логопед по необходимости помогает.)
- Согласный твёрдый звук «т» мы тоже будем обозначать кружочком … синего цвета.
Игра «Закончи чистоговорку»
(слайд 2)
- Я начну чистоговорку, а картинка вам поможет её закончить. Приготовились.
Ор-ор-ор – держим мы в руках … топор.
Ом-ом-ом – дрова мы рубим … топором.
Ток-ток-ток – взяли в руки … молоток.
Ток-ток-ток – бьёт по шляпке … молоток,
Часто, не редко, не мимо, а метко.
Ту-ту-ту – дам сметаны я … коту.
То-то-то – надеваем мы … пальто.
Ит-ит-ит – плывёт огромный … кит.
Лёт-лёт-лёт – приземлился … самолёт.
Обус-обус-обус – все уселись мы в … автобус.
Знакомство с буквой «Т»
- Давайте познакомимся с буквой «Т». Внимание на экран. (слайд 3) Вот как она выглядит. Какой звук она обозначает? (Буква «Т» обозначает согласный, твёрдый, глухой звук «т».)
- На что похожа буква «Т»? (Дети предлагают свои варианты.)
Составление буквы «Т»
- (пробел) Посмотрите, как можно составить букву «Т» из пальчиков. Все пальцы правой руки направлены вверх, сомкнуты и поставлены ребром. Ладонь левой руки направлена вправо, располагается горизонтально. Средний палец правой руки упирается в середину левой ладони.
- Попробуйте самостоятельно сложить букву «Т» из палочек. (Дети выполняют.) Сколько палочек потребовалось для составления буквы «Т»? (Для составления буквы «Т» потребовалось 2 палочки.) Значит, печатная буква «Т» состоит из 2-х элементов: вертикальной и горизонтальной.
Показ написания буквы «Т»
(Логопед показывает правильное написание буквы «Т» на доске или в интерактивной презентации: определяет точку начала движения, характер линий, обращает внимание на направление движения.)
- (пробел) Посмотрите, как пишется буква «Т». Букву «Т» начинают писать с середины верхней горизонтальной линии, опускаясь вниз до середины нижней горизонтальной линии, затем соединяются одной линией левый и правый верхние углы.
Обучение написанию буквы
- Попробуйте написать букву «Т» в воздухе.
(Дети пишут букву «воздушными» ручками (щепоть пальцев, собранных, как при письме) двумя способами (по 3-4 раза каждым из них). Первый способ – рука выполняет крупные движения от плеча, второй – рука опирается на локоть, работает только кисть. Для усложнения упражнения зрительный контроль исключается.)
- Напишите букву «Т» обратной стороной ручки на ладошке.
Работа в тетради
(Рука опирается на кисть, работают только пальцы, плечевой сустав отводит руку в сторону.)
- (слайд 4-пустой) Ребята, а сейчас букву «Т»: обведите по контуру, соедините по точкам и напечатайте самостоятельно.
Составление обратных и прямых слогов из символов и букв разрезной азбуки
- Сейчас мы будем с вами составлять слоги. Какой первый звук в слоге «ат»? (В слоге «ат» первый звук «а».) Обозначьте звук «а» соответствующим символом и буквой. (Дети выполняют.) Какой второй звук в слоге «ат»? (В слоге «ат» второй звук «т».) Обозначьте звук «т» соответствующим символом и буквой. (Дети выполняют.) Какой слог получился? (Получился слог «ат».)
(Дети используют при чтении слога пальчик. При необходимости логопед помогает.)
- Напечатайте получившийся слог в тетради. (Дети выполняют.)
(Логопед уточняет, что в буквы в слоге пишутся рядом.)
- Поменяйте кружочки местами. Кто скажет, какой слог получился? (Получился слог «та».) Какой первый звук и буква в слоге «та»? (В слоге «па» первый звук и буква «т».) Какой второй звук и буква в слоге «та»? (В слоге «та» второй звук и буква «а».) Ещё раз вместе прочитаем получившийся слог, помогая пальчиком. Напечатайте получившийся слог в тетради. (Дети выполняют.)
(Логопед уточняет, что 2-ой слог печатается, пропустив в тетради одну клетку вправо.)
- Составьте самостоятельно слог «от». (Дети выполняют задание и печатают слог в тетради.) Поменяйте кружочки и буквы местами. Какой слог получился? (Получился слог «то».) Напечатайте слог «то» в тетради. (Дети выполняют.)
3. Заключительная часть.
Логопед. Ну что, на этом наше путешествие закончилось. На следующем занятии мы отправимся за новыми знаниями. С каким звуком мы сегодня познакомились? (Мы познакомились со звуком «т».) Какой звук «т»? (Звук «т» согласный, твёрдый, глухой.) Какой буквой он обозначается? (Звук «т» обозначается буквой «т».) Придумайте или вспомните слово с твёрдым звуком «т» и определите место звука «т» в слове, показывая жестом: в начале (левая рука вытянута в левую сторону, в середине (обе руки сложены на груди) или в конце (правая рука вытянута в правую сторону). (Например, я придумала слово «автобус», где звук «т» находится в середине.)