Марина Лобастова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук [О] и буква «О»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- познакомить со звуком и буквой «О» и их отличительными признаками;
- учить выделять звук голосом, определять место звука в слове, чётко произносить слова на заданный звук, составлять и печатать букву;
- развивать моторику рук, речевое дыхание, слуховое и зрительное внимание;
- воспитывать усидчивость, аккуратность и терпение при выполнении заданий.
Оборудование: презентация, зеркала, рабочие тетради, ручки (по количеству детей).
Ход НОД
(слайд 1-пустой)
1. Организационный момент.
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи „Звук [О] и буква „О“» размещена в разделах
- Буква О и звук [О]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Логопед. Ребята, давайте разотрём ладошки до появления теплоты, а тёплыми ладошками ушки, чтобы лучше слышали, затем приложим их к губам – погреем губки, к щекам – погреем щёчки. (Дети выполняют.)
2. Основная часть.
Повторение пройденного материала
- Вспомним, покажем и произнесём гласные звуки: «а» … (Дети вытягивают руки вперёд, соединив ладони. Произнося гласный «а-а-а-а…», они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх., «у» … (И. п. : руки согнуты на уровне груди, ладошки повёрнуты от себя. Произнося гласный «у-у-у…», дети давящим движением выпрямляют руки вперёд и вниз., «и» … (И. п. : руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направлены вверх, остальные сжаты в кулачки. Произнося гласный «и-и-и …», дети встают на носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх.).
- А теперь попробуем показать и произнести гласные звуки «а-у-и» вместе на одном дыхании, не останавливаясь. Вот так. (Логопед показывает образец, а потом вместе с детьми.)
Знакомство с новым материалом
(пробел)
- Присаживайтесь на свои места. Посмотрите на экран. Как одним словом назовём все эти предметы, которые вы видите на экране? (Овощи.)
- Какой первый звук вы слышите в слове «овощи»? (В слове «овощи» первый звук «о».)
- Сегодня мы познакомимся со звуком «о» и с буквой, обозначающей этот звук.
Артикуляция звука и его характеристика
(слайд 2-пустой)
- Давайте посмотрим в зеркало и понаблюдаем, что происходит с органами артикуляции, когда мы произносим звук «о». (Дети произносят звук «о» длительно.)
- Когда мы произносим звук «о», в каком положении находятся губы? (Губы округляются и слегка выдвигаются вперёд.) Зубы? (Зубы закрываются зубами.) Язык? (Язык спокойно лежит в полости рта.) Есть ли преграда для воздушной струи? (Воздушная струя не встречает преграды на своём пути.)
(Дети отвечают. Логопед при необходимости помогает.)
- В образовании звука «о» участвует только голос. (Рука ребенка для контроля лежит на горлышке.)
- Вы догадались, какой звук «о»? (Звук «о» – гласный). Правильно. Звук «о» легко произносится, тянется, его можно спеть; воздух при образовании звука не встречает преграды на своём пути.
- Кружочком какого цвета обозначим звук «о»? (Звук «о» обозначим кружочком красного цвета.)
Упражнение «Покажи и скажи»
- Выполним упражнение «Покажи и скажи». Встанем, сделаем кружок. Сначала буду говорить и делать я, а потом все вместе. Покажем и произнесём звук «о». (Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…», они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.)
- Намотаем «ниточку» на клубок. Вот так. (Логопед показывает образец.) Помните о том, что вдох делаем глубокий и только один раз. (Дети, стоя в кругу, поют звук «о», выполняя движения, имитирующие наматывание ниточки на клубок.)
Упражнение «Птенчики» (на регуляцию мышечного тонуса)
- Выполним упражнение «Птенчики». Сначала покажу я, а потом все вместе. Руки поставить «крылышками», отвести назад, шею вытянуть вперёд, губы округлить, как при произнесении звука «о». На слова «напряглись – расслабились» дети напрягаются и расслабляются, причём фаза расслабления в 2-3 раза длиннее фазы напряжения.
(Упражнение выполнять 4-6 раз.)
Игра с обручем (выделение звука «о» на слух)
- Встаёте в обруч, если услышите звук «о», а если звук будет другой – выходите из обруча. Приготовились: о, а, о, у, и, о
Игра «Остановка»
- А теперь поиграем в игру «Остановка». Помаршируем в разных направлениях. Если услышите звук «о» среди других звуков, остановитесь и покажите символ звука «о».
(Упражнение выполняется под тихий звук бубна, задающего ритм марша. Звучание бубна не прерывается в течение всего времени выполнения задания. В дальнейшем ведущим в игре «Остановка» становится ребёнок.)
Игра «Отгадай слово»
(Логопед предлагает детям занять свои места.)
- Я буду произносить слово без первого звука «о», а вы должны назвать всё слово полностью, картинки вам в этом помогут. Внимание на экран. (пробел) Приготовились: …кно, …слик, …сы, …кунь, …блако, …бруч.
Знакомство с буквой «О»
- Можно ли увидеть звук «о»? (Звук «о» увидеть нельзя.) Почему? (Потому что звук мы произносим и слышим.) Тогда что мы можем увидеть? (Мы можем увидеть букву.)
- Гласный звук «о» обозначается буквой «О», на которую можно посмотреть и прочитать её. Внимание на экран. Вот как она выглядит. (слайд 3)
- Послушайте стихотворение о маленькой букве «О»:
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
(пробел)
- Послушайте стихотворение о большой букве «О»:
О на огурец похожа,
Он овальный, буква тоже.
- На что ещё похожа буква «О». Внимание на экран.
(слайд 4)
Обруч, мяч и колесо
Вам напомнят букву О.
(пробел)
В старом дереве дупло
Ну совсем как буква О.
(слайд 5-пустой)
- Вокруг нас очень много круглых предметов, похожих на букву О. Приведите свои примеры. (Дети предлагают свои варианты.)
Конструирование буквы «О» из пальчиков
- Попробуйте самостоятельно сконструировать букву «О» из пальцев правой руки, левой руки, обеих рук.
Показ написания буквы «О»
(Логопед показывает правильное написание буквы «И» на доске или в интерактивной презентации: определяет точку начала движения, характер линий, обращает внимание на направление движения.) (пробел)
- Внимание на экран. Посмотрите, как пишется буква «О».
Обучение написанию буквы
- Попробуйте написать букву «О» в воздухе.
(Дети пишут букву «воздушными» ручками (щепоть пальцев, собранных, как при письме) двумя способами (по 3-4 раза каждым из них). Первый способ – рука выполняет крупные движения от плеча, второй – рука опирается на локоть, работает только кисть. Для усложнения упражнения зрительный контроль исключается.)
- Напишите букву «О» обратной стороной ручки на ладошке.
Работа в тетради
(Рука опирается на кисть, работают только пальцы, плечевой сустав отводит руку в сторону.)
- Ребята, а сейчас попробуйте букву «О»: обвести по контуру, соединить по точкам и напечатать самостоятельно.
3. Заключительная часть.
Логопед. Ну что, на этом наше путешествие закончилось. На следующем занятии мы отправимся за новыми знаниями. С каким звуком мы сегодня познакомились? (Мы познакомились со звуком «о».) Как произносится этот звук? (Звук «о» тянется, поётся. Губы округляются и слегка выдвигаются вперёд.) Какой буквой он обозначается? (Звук «о» обозначается буквой «О».) Чем звук отличается от буквы? (Звук мы слышим и произносим, а букву мы пишем и видим.)