Марина Лобастова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук [И] и буква И»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- познакомить со звуком и буквой «И»;
- учить выделять звук голосом, определять место звука в слове, составлять и печатать букву;
- обогащать лексический запас детей многозначными словами и словами, обозначающими полные, ласковые и сокращённые имена;
- развивать моторику рук, дыхание, слуховое внимание и восприятие;
- воспитывать самостоятельность, аккуратность при выполнении заданий;
- формировать навыки вежливого обращения друг к другу.
Оборудование: презентация, зеркала, счётные палочки, рабочие тетради, ручки (по количеству детей).
Ход НОД
(слайд 1-пустой)
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи „Звук [И] и буква И“» размещена в разделах
- Буква И и звук [И]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
1. Организационный момент.
Массаж носа
- Сделаем массаж носа: постукаем (по крыльям носа, погладим (нос и его придаточные пазухи, повибрируем (указательными пальцами БАТ возле крыльев носа с обеих сторон).
2. Основная часть.
Игра с мячом «Придумай слово на звук»
- Сейчас я буду кидать мяч и называть звук «а» или «у», а вы должны придумать слово на заданный звук и вернуть мне мяч.
Знакомство с новым звуком
- Присаживайтесь на свои места. Послушайте стихотворение.
Есть иголки у ежа.
Есть иголки для шитья.
И у ёлки есть иголки.
- Какое слово прозвучало несколько раз? (Несколько раз прозвучало слово «иголки».)
(пробел)
- Внимание на экран. Иголки одинаковые или разные? (Иголки разные.)
- Правильно. У слова «иголки» много значений. Такие слова в русском языке называются многозначными. Давайте запомним это слово. (Дети повторяют: «многозначное слово».)
- Послушайте, как я сейчас произнесу слово «иголка»: «иииголка».
- Какой звук я выделяла голосом? (Вы выделяли звук «и».) В слове «иголка» звук «и» находится где? (В слове «иголка» звук «и» находится в начале.)
- Сегодня мы будем знакомиться с новым звуком и буквой «И».
Артикуляция звука и его характеристика
(слайд 2-пустой)
- Давайте все вместе произнесём звук «и». (И-и-и-и-и.)
- Когда мы произносим звук «и», то: губы улыбаются; зубы сближаются, но не смыкаются; язык лежит во рту за нижними зубами. В образовании звука «и» участвует только голос (рука ребенка для контроля лежит на горлышке).
- Вы догадались, какой звук «и»? (Звук «и» – гласный). Правильно. Звук «и» легко произносится, тянется, его можно спеть; губы, язык и зубы не мешают свободному прохождению воздуха.
- Кружочком какого цвета обозначим звук «и»? (Звук «и» обозначим кружочком красного цвета.)
Упражнение «Покажи и скажи»
- Выполним упражнение «Покажи и скажи». Встанем, сделаем кружок. Сначала буду говорить и делать я, а потом все вместе.
- Покажем и произнесём звук «и».
И. п. : руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направлены вверх, остальные сжаты в кулачки. Произнося гласный «и-и-и …», дети встают на носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх.
Упражнение на словообразование
- Присаживаемся на свои места. А как вы думаете, Ира, Ирина, Ирочка и Иришка – это одинаковые имена или разные? (Дети отвечают.) Это одно имя, но оно звучит по-разному, потому что имя можно произносить полностью, как у взрослых (Ирина, или сокращенно (Ира, можно называть ласково (Ирочка, Иришка).
Звук «и» в конце слова
- Вспомните, как волк из мультфильма кричал зайцу: … «Ну, погодиии». Громче всего и лучше всего волк произносил звук «и». Звук, который выделяется в слове голосом, называется ударным. Ударный звук легко определить, если слово выкрикнуть или позвать, как это сделал волк.
- В слове «погоди-и-и» звук «и» вы услышали где: в начале, середине или конце? (В слове «погоди-и-и» звук «и» слышится в конце.)
- Гласные звуки в слове могут находиться не только в начале, но и в конце.
Нахождение звука «и» в вежливых словах
(пробел)
- Внимание на экран. Это домик Бабы-Яги. В нём хранится волшебная шкатулка. Только лежат в ней не драгоценности, а волшебные слова. Расколдуем их. Я буду читать стихи, а вы мне помогать заканчивать волшебным словом. Вы слово называете, слушаете в нём звуки и попробуйте отыскать в этих словах звук «и».
Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить … спасибо.
- В слове «спасибо» есть звук «и»? (Да.)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит … «Добрый день».
- В сочетании слов «добрый день» есть звук «и»? (Нет.)
Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас – будьте мудры.
Вежливым словом просьбу начните:
… Будьте любезны! Будьте добры!
- В слове будьте» слышится звук «и»? (Нет.)
Если вы кого-то обидели случайно
Или наступили на ногу нечаянно,
Только не молчите,
Только не мычите,
Долго не тяните,
Скажите: … «Извините!»
- В слове «извините» слышится звук «и»? (Да.) Сколько раз? (Три раза.)
Если нас бранят за шалости,
Говорим: … «Прости, пожалуйста».
- В слове «прости» слышен звук «и»? (Да.)
- Попробуйте привести свои примеры таких слов. (Спокойной ночи, приятного аппетита, счастливого пути, привет.)
- Эти слова называют волшебными, потому что они очень помогают людям, даже незнакомым. Наши предки говорили: «Слово – ключ, которым открывают сердца». Но помните, ребята: в сердце попадает только доброе и вежливое слово.
Знакомство с буквой «И»
- Как вы думаете, можно ли увидеть звук «и»? (Звук «и» увидеть нельзя.) Почему? (Потому что звук мы произносим и слышим.) Тогда что мы можем увидеть? (Мы можем увидеть букву.)
- Гласный звук «и» обозначается буквой «И», на которую можно посмотреть и прочитать её. Внимание на экран. Вот как она выглядит.
(слайд 3)
- Послушайте стихотворения о букве «И»:
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек? – Три.
А какая буква? – И.
Нахождение буквы в разрезной азбуке.
Составление буквы «И»
(слайд 4-пустой)
- Посмотрите, как можно сложить букву «И» из палочек.
И – калитка – три доски.
Вот на что похожа И.
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
(Дети конструируют букву «И» из палочек.)
- Посмотрите, как можно составить букву «И» из пальчиков.
Указательные пальцы
Словно столбики застыли.
Средний левой чуть нагнулся,
Пальца правой дотянулся.
Указательные пальцы обеих рук направлены прямо вверх; средний палец левой руки и указательный палец правой руки соединяются подушечками. Средний, безымянный и мизинец правой руки прижаты к ладони.
Показ написания буквы «И»
Логопед показывает правильное написание буквы «И» на доске или в интерактивной презентации: определяет точку начала движения, характер линий, обращает внимание на направление движения.
- Посмотрите, как пишется буква «И». Букву «И» начинают писать с верхнего левого угла, опускаются вниз до левого нижнего угла, затем поднимаются к верхнему правому углу и опускаются в правый нижний угол.
Примеряла поясок.
Снизу вверх его тянула –
К левой ножке пристегнула.
Обучение написанию буквы
- Попробуйте написать букву «И» в воздухе.
Дети пишут букву «воздушными» ручками (щепоть пальцев, собранных, как при письме) двумя способами (по 3-4 раза каждым из них). Первый способ – рука выполняет крупные движения от плеча, второй – рука опирается на локоть, работает только кисть. Для усложнения упражнения зрительный контроль исключается.
- Напишите букву «И» обратной стороной ручки на ладошке.
Работа в тетради
Рука опирается на кисть, работают только пальцы, плечевой сустав отводит руку в сторону.
- Ребята, а сейчас попробуйте букву «И»: обвести по контуру, соединить по точкам и напечатать самостоятельно.
3. Заключительная часть.
Логопед. Ну что, на этом наше путешествие закончилось. На следующем занятии мы отправимся за новыми знаниями. С каким звуком мы сегодня познакомились? (Мы познакомились со звуком «и».) Как произносится этот звук? (Звук «и» тянется, поётся. Губы улыбаются.) Какой буквой он обозначается? (Звук «и» обозначается буквой «И».) Чем звук отличается от буквы? (Звук мы слышим и произносим, а букву мы пишем и видим.)