Марина Лобастова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Гласные звуки [А], [У], [О], [И] и буквы А, У, О, И»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- закрепить знание детей о гласных звуках и целостного восприятия букв;
- упражнять в определении места гласного звука в словах;
- знакомить со словом и слогом, их символами;
- учить определять количество слогов в слове и их последовательность;
- развивать речевое дыхание при пении гласных звуков, зрительное и слуховое внимание;
- воспитывать самостоятельность, аккуратность при выполнении заданий, умение взаимодействовать друг с другом.
Оборудование: презентация, мяч, раздаточный материал по количеству детей.
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи „Гласные звуки [А], [У], [О], [И] и буквы А, У, О, И“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Ход НОД
(слайд 1-пустой)
1. Организационный момент. Фонетическое упражнение «Покажи и скажи»
- Вспомним и выполним упражнение «Покажи и скажи». Для этого сделаем кружок. Сначала буду говорить и делать я, а потом все вместе.
- Покажем и произнесём звук «а».
Дети вытягивают руки вперёд, соединив ладони. Произнося гласный «а-а-а-а…», они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх.
- Покажем и произнесём звук «у».
И. п. : руки согнуты на уровне груди, ладошки повёрнуты от себя. Произнося гласный «у-у-у…», дети давящим движением выпрямляют руки вперёд и вниз.
- Покажем и произнесём звук «о».
Дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. Произнося гласный «о-о-о…», они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой.
- Покажем и произнесём звук «и».
И. п. : руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направлены вверх, остальные сжаты в кулачки. Произнося гласный «и-и-и …», дети встают на носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх.
2. Основная часть.
Сообщение темы занятия
- Что мы произносили? (Мы произносили звуки «а», «у», «о», «и».)
- Какие это звуки? (Это гласные звуки.)
- Как догадались, что это гласные звуки? (Гласные звуки легко произносятся, тянутся, поются.) Это певучие и свободные звуки. Послушайте стихотворение о гласных звуках.
Гласные песенку звонкую тянут: «И-и-и».
Могут заплакать: о-о-о и застонать: «У-у-у».
Могут качать в колыбели Алёнку: «А-а-а».
Могут как эхо в лесу закричать: «Ау! Ау!».
Легко летят они в высоту: «А-у-о-и».
- Звуки мы слышим или пишем? (Звуки мы слышим.) И произносим.
- А что мы пишем? (Пишем мы буквы.) Буквы мы ещё и видим.
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие с изученными нами гласными звуками и буквами «а», «у», «о», «и» и узнаем что-то новое о словах.
Игра «Построим дома» на определение место гласного звука в слове.
(слайд 2)
- Внимание на экран. Будем «строить дома». Вверху изображены крыши домов с символом обозначения гласных звуков, а внизу кирпичики с картинками. Вам необходимо внимательно послушать слова и определить место гласного звука в слове.
- Послушайте первое слово «Аист». Какой гласный звук я тянула дольше всех? (Звук «а».) А где он спрятался? (Звук «а» спрятался в начале слова.)
Логопед отправляет картинку к соответствующей крыше.
- Послушайте следующее слово «сОм». Какой гласный звук я тянула дольше всех? (Гласный звук «о».) Где находится этот звук? (Звук «о» находится в середине слова.)
Логопед отправляет картинку к соответствующей крыше.
- «Утка». Какой гласный звук я тянула дольше всех? (Звук «у».) Где находится этот звук? (Звук «у» находится в начале слова.)
Логопед отправляет картинку к соответствующей крыше.
- «кИт». Какой гласный звук я тянула дольше всех? (Звук «и».) Где находится этот звук? (Звук «и» находится в середине слова.)
Логопед отправляет картинку к соответствующей крыше.
- Молодцы! Умеете определять гласный звук и находить его в слове.
Знакомство со словом и слогом, их символами.
- Вот и построили мы с вами дома. А сейчас я назову слово «дома» по частям: до и ма. Какая 1-ая часть слова? (1-ая часть слова – до.) Какая 2-ая часть слова? (2-я часть слова – ма.) Скажите всё слово. (Дома). Слово можно произнести по частям. Часть слова называется «слог». Повторите, как называется часть слова? (Часть слова называется «слог».) Как мы произнесли слово «дома»? (Слово «дома» мы произнесли по слогам.) Слово как будто рассыпалось на части – слоги. (Работа с раздаточным материалом.)
- Сосчитаем, сколько слогов в слове «дома». Возьмите длинную полоску и положите её на стол. Длинная полоска будет обозначать слово. Какое слово мы разбираем? (Мы разбираем слово «дома».) Возьмите короткую полоску и положите её слева под длинной полоской. Короткие полоски будут обозначать слоги. Какой 1-й слог в слове «дома»? (1-й слог в слове «дома» -до.) Возьмите 2 полоску и положите её справа под длинной полоской. Какой 2-й слог в слове «дома»? (2-й слог в слове «дома» - ма.) Переставьте слоги-полоски в слове «дома» и произнесите их. (Ма-до.) Правильно ли звучит слово? (Неправильно.) Можно ли переставлять слоги в словах? (Нельзя.) Слоги в слове, как кирпичики в стене – нет одного и стена нарушена.
(слайд 3)
Значение слогообразующей функции гласного звука
- Как же узнать, сколько слогов в слове? (Дети предлагают варианты.) Можно отхлопать слоги. Помогут нам также определить количество слогов в слове гласные звуки. В каждом слоге есть гласный звук. Запомните правило: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов». Повторим правило вместе. А сейчас убедимся, что это так.
(слайд 4)
- Какой гласный звук вы слышите в слове «дом»? (В слове «дом» гласный звук «о».) Значит сколько слогов в слове «дом»? (В слове «дом» один слог.)
- Хлопните в ладоши столько раз, сколько слогов в слове «дома». (Дети выполняют.) Сколько раз вы хлопнули? (2 раза.) Какие гласные звуки вы слышите в слове «дома»? (В слове «дома» гласные звуки «о» и «а».)
- А сейчас тыльную сторону ладошки положите под подбородок и произнесите слово «дом». (Дети выполняют.) Вы почувствовали, как опускается подбородок, когда произносили в слове звук «о»? (Да.) Не отпуская ладошку, произнесите слово «дома». (Дети выполняют.) Сколько раз широко открывался рот и опускался подбородок? (2 раза.) Рот открывается широко тогда, когда произносятся гласные звуки.
- Сколько слогов в слове «дом»? (В слове «дом» 1 слог.) Почему? (Потому что в слове «дом» 1 гласный звук «о».) Сколько слогов в слове «дома»? (В слове «дома» 2 слога.) Почему? (Потому что в слове «дома» 2 гласные «о» и «а».)
(слайд 5-пустой)
- Придумайте слова, которые состоят из одного слога. (Дети придумывают.) Назовите слова, в которых 2 слога. (Дети называют.) Поднимите столько пальчиков, сколько слогов в имени «Наташа». (Дети выполняют.)
- В слове может быть 1, 2, 3 слога, а в длинных словах ещё больше слогов. А как узнать, сколько их? (Дети вспоминают правило.)
- Встаньте из-за стола. Сейчас мы будем шагать и говорить слова по слогам. Сделаем шаг и скажем слог. (Стул, кни-га, по-душ-ка, че-ре-па-ха.)
Работа с разрезной азбукой и в тетради
- Нахождение букв в разрезной азбуке.
- Узнавание букв на ощупь.
- Изображение букв двигательное:
«Боксёр» - сжать пальцы в кулак и кулаком вырисовывать букву «А».
«Голубь» - скрестить кисти рук и взмахами ладоней нарисовать букву «И».
«Проскачи букву «О» - по полу.
Двигательное изображение буквы «У» дети придумывают самостоятельно.
- Запись букв под диктовку.
- Звуковой анализ сочетаний «АО», «УИ»: выкладывание их из букв разрезной азбуки и печатание.
3. Заключительная часть.
- Вот и закончилось наше путешествие с гласными звуками. Что нового сегодня узнали?
- Чем звуки обозначаются на письме? (Звуки на письме обозначаются буквами.)