Елена Витальевна Хворова
Дидактическое пособие «Звук и буква» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие «Звук и буква»
Автор: Хворова Елена Витальевна, учитель-логопед I квалификационной категории МКДОУ «Детский сад № 27» п. Красногорский, обл. Челябинская.
Предназначено для детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность.
Публикация «Дидактическое пособие „Звук и буква“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Буквы. Игры, дидактические пособия с буквами
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» май 2019
Научить ребенка владеть речью как средством общения и культуры - главная наша задача. Это значит, нужно обучить так детей, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их понимали, чтобы дети четко и внятно произносили все звуки родного языка, умели выразительно читать стихи, читали книги, самостоятельно придумывали новые сюжеты к сказкам, составляли описания предметов и явлений.
Аннотация.
Дидактическое пособие «Звук и буква» реализует принципы развивающего обучения и воспитания:
• насыщенность – наличие игровых вспомогательных материалов для игровой активности детей;
• вариативность – наличие разнообразных игровых материалов, их периодическая сменяемость и появление новых предметов;
• трансформируемость – возможность изменения элементов, смены дидактического материала в зависимости от образовательной задачи;
• доступность – свободный доступ детей к игровым материалам
Данное пособие способствует достижению целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования:
- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность
- ребёнок овладевает умением подчиняться разным правилам и социальным нормам;
-у ребёнка развивается мелкая моторика; он может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребёнок способен к волевым усилиям.
А так же пособие способствует достижению целевых ориентиров по образовательной области «Речевое развитие»
- ребенок овладевает устной речью, может выражать свои мысли, суждения, строит речевое высказывание в ситуации выбора того или иного решения поставленной задачи, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- ребенок проявляет любознательность, выстраивает причинно-следственные связи.
Дидактическое пособие «Звук и буква» предназначено для развития: - фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
- развития навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);
- формирования навыка грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка;
- формирования звуковой аналитико-синтетической активности:
(восприятие слова и предложения как самостоятельных единиц речи, правильное использование в речи; способность делить предложения на слова и составлять из слов (2-4); способность членить слова на слоги (2-4) и составлять из слогов; способность проводить звуковой анализ слов; понимание смыслоразличительной роль фонемы)
- формирования элементарных навыков чтения букв, слогов, слов.
Пояснительная записка.
Методические рекомендации по использованию дидактического пособия будут полезны педагогам дошкольных образовательных организаций для осуществления совместной деятельности детей и взрослых и самостоятельной деятельности детей. В непосредственно образовательной деятельности пособие выступает как демонстрационный материал, а также используется для создания игровой мотивации и решения проблемных ситуаций.
В изготовлении дидактического пособия использованы материалы: картон, фланель, фоамиран, бумага, клейкая лента канцелярская.
Пособие содержит:
1. игровое поле.
2. набор условных обозначений:
картинка «рот открыт» - гласный звук, картинка «рот закрыт» - согласный звук;
«синий квадрат» – твёрдый согласный, «зелёный квадрат» – мягкий согласный, «красный квадрат» – гласный звук;
Картинка «колокольчик» - звонкий согласный, картинка «колокольчик перечеркнут» - глухой согласный;
рамка с трёмя окошечками - макет слова, где «I окошечко» – звук в начале слова, «II окошечко» – звук в середине слова, «III окошечко» - звук в конце слова;
мелкие кружочки – слоги;
полоска в виде лежащей буквы Г – первое слово в предложении, полоски – слова в предложении;
знаки препинания «точка», «знак вопросительный», «знак восклицательный»;
набор букв алфавита;
набор предметных картинок.
Использование пособия.
I вариант.
Ребёнку предлагается картинка или игрушка, название которой начинается с определённого звука. Например, игровая ситуация: «У нас в гостях Совунья, помоги ей определить, какой звук первый в её имени и расскажи о нём, всё, что знаешь»
- Первый звук «С». Он согласный.
Ребёнок выбирает условное обозначение «рот закрыт», даёт пояснение: ему «мешают» зубки, воздушная струя холодная, проходит по серединке язычка, по желобку.
- Звук «С» - твёрдый (обозначает синим квадратом).
- Звук «С» - глухой, горлышко не работает (выбирает «колокольчик перечеркнут»)
- Звук «С» живёт в домике-букве С (выкладывает букву С)
- Звук «С» - первый (помещает синий квадрат в «I окошечко» в рамке-слове)
Усложнения.
Определи количество слогов в слове «Совунья» (выкладывает соответствующее количество мелких кружочков)
Определи ударный слог (отмечает полоской)
Составь предложение со словом «Совунья» и выложи схему, используя полоски, назови первое слово, второе, последнее.
Каким знаком препинания можно закончить предложение.
I I вариант:
Ребёнку предлагается 2 героя. Например, Совунья и Синица.
Ребёнок анализирует 2 звука «С» и «СЬ»
Усложнение.
Составь слоги с твёрдым звуком «С», с мягким звуком «СЬ»
I I I вариант:
Ребёнку предлагается несколько картинок.
Определи, в названии какой картинки звук «С», «СЬ» в начале слова, в середине слово, в конце слова. Выставь картинку в соответствующее «окошечко»
Определи количество слогов в каждом слове.
Определи ударный слог.
Составь и прочти слоги с твёрдым звуком, с мягким звуком.
Составь из получичшихся (или данных педагогом) слогов слова и прочти их.
Составь предложения и выложи к ним схемы.