Виктория Медведева
Конспект НОД для детей подготовительной группы по ознакомлению с органом зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД для детей подготовительной группы
(познавательное занятие-экспериментирование)
«Кто как видит?
Автор: Медведева В. А.
Цель: Познакомить детей с органом зрения-глазом.
Задачи:
• Показать детям как видят разные животные;
• Познакомить со строение глаза человека;
• Проследить зависимость особенностей зрения животных от среды их обитания и образа жизни;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
• Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи;
• Показать, как органы человека могут помогать друг другу;
Ход занятия
В. : Ребята, закройте пожалуйста глазки. Я сейчас что-то покажу, а вы не подглядывая попробуйте сказать, что я показала.
(дети ничего не видят)
А теперь откройте глазки. Что я показываю? (ответы детей)
Почему вы в первый раз не смогли ответить на мой вопрос, а второй раз смогли?
Д. : первый раз у нас были закрыты глаза
В. : что же нам помогает видеть?
Д. : глаза
В. : Сколько у нас глаз?
Д. : два
В. : а как вы думаете, зачем нам два глаза?
Давайте закроем один глаз (левый) и попробуем увидеть, что располагается слева от нас. Все ли вы видите?
Д. : нет
В. : теперь закройте, другой глаз и попробуйте увидеть, что находится справа. Увидели?
Д. : нет
В. : зачем же нам два глаза?
Д. : чтобы лучше видеть
В. : Повернитесь друг к другу лицом. Последите за глазами своих товарищей. Посмотрите вверх, вниз, на окно, на дверь… Что вы заметили?
Д. : глаза двигаются
В. : что же можно сказать о свойствах глаз?
Д. : они могут двигаться
В. : А теперь попробуйте сделать так, чтобы один глаз повернулся влево, а другой –вправо. Что можно сказать о движении обоих глаз?
Д. : они двигаются только вместе.
В. : А сейчас поиграем. Встанем в россыпную, кому-то завяжем глаза и попросим пройти на другую сторону группы, обходя остальных. (все молчат)
А теперь давайте поможем, как только ребенок будет подходить к детям, ему будут говорить «Я тут», «Обходи» .
Кто сейчас помогал нашим глазкам?
Д. : уши
В. : значит у наших глаз есть помощники- ушки
Давайте поищем других помощников. (игра по типу «Чудесный мешочек») Кто сейчас был помощником глаз?
Д. : пальчики
В. : Давайте посмотрим на наши глаза. Закройте глаз и ощупайте его пальцами через веки. Сильно не надавливайте, иначе глаз можно повредить. Опишите, что вы чувствуете.
За то, что глаз круглый и плотный, его назвали глазным яблоком.
Возьмите в руки зеркало и рассмотрите свой глаз.
Видите, в глазном яблоке есть белая оболочка? А середина глаза уже не белая, а окрашенная. Какого цвета эта оболочка?
Правильно, глаза бывают разного цвета: голубые, синие, зеленые, карие, черные, серые. И даже бывают такие случаи, когда у человека один глаз голубой, а другой- карий. Но такое бывает очень редко.
Теперь внимательно приглядитесь к глазу. Видите, в середине окрашенного кружка есть небольшая точка (ответы). Какого она цвета? Это не точка, а отверстие. Называется «зрачок». Через зрачок в глаз попадает свет. Лучи света раздражают нервы, по нерву сигнал попадает в мозг, и человек не просто видит, но и понимает, что он видит. Значим мозг и глаза дружат.
А теперь попробуйте сосредоточиться на каком –нибудь предмете и посмотреть на него не моргая. Получается?
Д. : нет
В. : как вы думаете, почему? (ответы детей)
Потому что нашим глазам нужно увлажнение. Наше веко закрывается и открывается, каким образом, увлажняя и защищая глаз.
А как вы думаете, зачем нам реснички и брови?
(ответы детей)
А знаете ли вы животное, у которого самые длинные ресницы?
(ответы детей)
Это верблюд. Как вы думаете, почему именно у него такие длинные ресницы?
Д. : он живет в пустыне, где очень много песка.
В. : А как же видят животные?
Перед вами фотографии птиц, посмотрите, как у них расположены глаза?
Давайте представим, что мы птицы и что у нас глаза по бокам. Для этого вам придется повернуть голову вправо как можно сильнее. Водите глазами. Запомните, что вы видите. Вот столько видит птица правым глазом. Теперь проделайте тоже самое. Только в другую сторону. А теперь поставим голову прямо и посмотрим обоими глазами. Кто больше видит: человек или птица?
Д. : птица
В. : Посмотрите на фотографию зайца и определите, как он видит, как птица, или как человек?
Д. : как птица
В. : почему?
Д. : у него глаза тоже расположены по бокам
В. : Посмотрите, одинаковые ли глаза по размеру у разных животных. (педагог демонстрирует фотографии). Как вы думаете, какие глаза видят лучше?
(ответы детей)
В. : давайте проверим. Возьмите очки с маленькими отверстиями и посмотрите через них вокруг. Запомните, что вы видите. Теперь посмотрите через очки с большими отверстиями. Вы видите столько же, сколько через маленькие?
Д. : нет
В. : Какие глаза видят больше?
Д. : большие
В. : рассмотрим это животное. (воспитатель показывает фотографию крота). Где оно живет?
Д. : под землей
В. : ВЫХОДИТ ЛИ КРОТ НА ПОВЕРХНОСТЬ?
Д. : редко
В. : крот все время находится под землей, он постоянно роет норы и ищет свою пищу: личинок, червей. Что же ему помогает найти пищу?
Давайте поиграем. (игра с завязанными глазами. Дети на запах определяют, где какой продукт: лук, чеснок, шоколад, лимон)
Что же помогает кроту найти пищу?
Д. : нос
В. : Крот обладает в высшей степени острыми чувствами. Особенно развито у него обоняние, с помощью которого он находит себе пищу и ориентируется в своих необыкновенно запутанных ходах. Остроконечный, подвижной нос его служит ему и органом осязания. Это видно особенно тогда, когда крот выходит на поверхность земли и здесь начинает искать место для рытья; он торопливо шныряет здесь и там, исследуя почву носом.
Как вы думаете, нужно ли кроту хорошее зрение?
Д. : нет
В. : А ели бы у него были большие глаза, как бы на них влияла земля?
Д. : ответы
В. : посмотрите, есть ли у крота веки?
Д. : есть, но они срослись, полностью закрыв глаза.
В. : да, ребята, он плохо видит, еле-еле различает свет. Давайте узнаем, что он видит. Возьмите очки из матовой бумаги и посмотрите через них. Вы различаете предметы?
Д. : нет
В. : а свет?
Д. : плохо
В. : Так и крот. Пока сидит в норе, ему темно. Когда вылезает на свет, отличает свет от тьмы, но предметов не видит.
Итак, что помогает кроту?
Д. : нос
В. : Теперь узнаем, как видит змея. Рассмотрите более внимательно ее фотографию. Есть у нее веки?
Д. : нет
В. : Веки есть, но они срослись и полностью закрыли глаза, как у крота. Только у крота веки непрозрачные, а у змеи прозрачные. Как вы думаете, почему они срослись?
Д. : змея находится близко к земле и может повредить глаза песком, пылью, камнями
В. : Почему же веки прозрачные?
Д. : чтобы видеть добычу
В. : Давайте узнаем, как видит змея. Возьмите очки из прозрачного целофана и приложите к глазам. Как видите?
Д. : хорошо
В. : Как же видят рыбы? Рыбы живут в воде. Возьмите банку с водой, поднесите близко к глазам. Рассмотрите предметы, которые в ней лежат. Хорошо видно?
Д. : да
В. : Хорошо различается форма?
Д. : не очень
В. : она искажается. Сравните предметы в банке с теми, которые лежат на тарелке. Какой кажется более крупным?
Д. : который в воде
В. : какой вывод можно сделать?
Д. : вода увеличивает предметы и немного искажает их форму
В. : А теперь давайте посмотрим через воду вдаль. Хорошо видно?
Д. : нет
В. : а теперь посмотрите друг на друга. Как видно?
Д. : хорошо
В. : какой вывод можно сделать? Как видят рыбы?
Д. : рыбы видят вблизи, но не вдаль.
В. : правильно. А если рыбы живут в мутной воде? Вылейте в воду молоко и размешайте. Что видно теперь через воду?
Д. : предметы видны очень плохо
В. : А свет и тень рыбы различают? Проведите медленно рукой перед банкой.
Д. : да
В. : вот так видят рыбы
У собак- своя особенность. Как считают многие ученые, собаки не различают цветов и все видят только черным и белым или серым. Весь мир им представляется как эта фотография (воспитатель показывает черно-белую фотографию)
А как же видят кошки? У них очень интересное зрение, как и у их родственников- тигров, львов, леопардов. Они хорошо видят ночью. Как вы думаете, зачем?
Д. : чтобы охотиться ночью
В. : У них есть специальное приспособление- особая зеркальная воронка. Свет отражается от ее стенок, поэтому дополнительно освещается. Это позволяет им улавливать даже самый слабый свет.
Возьмите в руки воронку из фольги. Внимательно рассмотрите ее. Поверните ее широким концом к окну и приблизьте к ладони. Подвигайте под разными углами. Что увидели?
Д. : на ладони появился свет
В. : Видите, как глаз кошки отражает свет? У кошки есть еще одна особенность, глаза у нее не двигаются. Если ей надо посмотреть налево или направо, она поворачивает голову. Давайте попробуем посмотреть так, как кошка: не двигайте глазами, а чтобы увидеть другие предметы, поворачивайте голову.
Ребята, мы сегодня так много узнали. Скажите, какие же помощники есть у наших глаз?
Д. : руки, уши, нос
В. : А как вы думаете, почему же все животные видят по-разному?
Д. : все живут в разных условиях и по-разному приспосабливаются к ним, по-своему ищут пищу и спасаются от врагов.