Елена Дмитриева
Конспект НОД «Чудесный дар природы» по познавательному развитию на тему «Глаза. Зрение» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Вид Интегрированное
Тип Познавательно – речевое
Группа Старшая
Форма проведения Подгрупповая
ФГОС Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»
Тема «Чудесный дар природы»
Цель Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста
Задачи
Образовательные
Темочки:
- Глаза, орган зрения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Природа, планета Земля, экология
- Старшая группа
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Темочки
Расширять представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма, о составляющих компонентах здорового образа жизни;
Познакомить со строением глаза человека, особенностях зрения некоторых животных;
Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека, навыки безопасного пользования бытовыми предметами;
Развивающие
Развивать познавательно-исследовательский интерес, привлекая к простейшим опытам;
Развивать способность анализировать, сравнивать, устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения;
Способствовать развитию представлений о пищевой ценности продуктов питания, их пользе для организма человека;
Развивать связную речь, умение поддерживать беседу;
Воспитательные
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
Воспитывать внимательное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья;
Формировать потребность в здоровом образе жизни.
Словарь: Око, веки, ресницы, радужная оболочка глаза, зрачок, хрусталик
Виды детской деятельности Коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная
Используемые технологии ИКТ, экспериментирование
Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал: Аудиозапись песни из мультсериала «Фиксики», видеопрезентация, элементы дидактической игры «Валеология», комплекс упражнений для глаз, изображения продуктов питания на магнитах, костюм Фиксика, корзинка с морковкой, таблица для проверки зрения, карточки со рисунками зрительных иллюзий;
Раздаточный материал: зеркала, блокноты с рисунками, карандаши, диски со стержнями.
Предварительная работа: Работа в рамках познавательного проекта «Как стать Неболейкой»
Ход НОД
Дети играют в группе на ковре. Раздаётся телефонный звонок.
Воспитатель: (предварительно поговорив по телефону):
- Уважаемые любознайки! Сейчас мне позвонили и сообщили, что к нам собирается прийти гость – вы сами угадаете кто он.
(в-ль включает аудиозапись песни «Кто такие фиксики?» из мультсериала «Фиксики»).
Воспитатель: Вы догадались как зовут нашего гостя? Правильно, это весёлый Фиксик! Вместе с ним мы обязательно сможем узнать что-нибудь новое и интересное! Давайте встречать его!
(под аплодисменты детей в группу входит Фиксик в очках, заплаканный и грустный)
Фиксик: Здравствуйте, любознайки! (плачет)
Воспитатель: Дорогой Фиксик, почему ты плачешь? У тебя что-то случилось?
Фиксик: Вчера врач прописал мне очки! (плачет)
Воспитатель: Из-за этого ты так горько плачешь?
Фиксик: Теперь все ребята будут дразнить меня! Никто не захочет со мной дружить – ведь я стал таким некрасивым!
Воспитатель: Неправда, очки тебе очень идут, ты даже стал похож на учёного – правда, ребята!
Фиксик: Вы нарочно так говорите! Не хочу я их носить!
Воспитатель: Вовсе нет. Раз очки выписал врач, значит, их обязательно нужно носить. Большие дети это понимают и никогда не станут смеяться, а на тех, кто ещё мал, не стоит обижаться – они подрастут и всё поймут.
На свете очень многие люди носят очки потому плохо видят. Есть люди, которые совсем ничего не видят – им нужна наша помощь и доброе отношение. Если вы таких людей встретите, то не обижайте их, а лучше помогите. Как вы думаете – чем им можно помочь? (ответы детей)
Глаза – это очень серьёзно. Давайте попробуем во всём разобраться по порядку (воспитатель приглашает детей и Фиксика занять места за столом).
Воспитатель: Попробуйте закрыть глаза и скажите - что я сейчас делаю? Почему же вы открыли глаза? Правильно, без глаз невозможно ничего увидеть. Когда-то давно люди называли глаз «око» - как вы думаете, что значит это слово? (ответы детей) Правильно, «око» - значит «окно», через которое человек смотрит на весь мир
Глаза – чудесный дар природы человеку! Люди очень давно поняли это – недаром про глаза сложено множество пословиц и поговорок, давайте попробуем их вспомнить.
Дети при помощи воспитателя вспоминают пословицы:
«Глаза – зеркало души»
«Смелые глаза – молодцу краса»
«Человека по глазам видно»
«Какими глазами ты смотришь – такими и на тебя»
Воспитатель: Я предлагаю вам сейчас взять в руки зеркала и посмотреть – как же устроены ваши глаза.
(дети берут маленькие зеркала и рассматривают свои глаза)
- На лице видна только небольшая часть глаза. Природа оберегает наши глаза – они расположены в специальных углублениях – «глазницах». Закрывает этот «домик» специальная дверка под названием «веко» (дети находят веко в зеркальном отражении, пробуют открыть и закрыть глаз) Как вы думаете – зачем нужны веки? (рассуждения детей) Правильно – для защиты, если перед глазами появится опасность – веки закрываются. Брови и ресницы защищают глаза от пыли и влаги (дети находят их в зеркале).
Глаза у людей бывают разного цвета – это зависит от цвета радужной оболочки глаза – найдите в отражении цветной кружок – это и есть радужная оболочка, посмотрите, какого цвета у вас глаза? (дети определяют цвет своих глаз) В самом центре находится специальное отверстие – зрачок, он похож на маленькую тёмную точку –через него свет попадает внутрь глаза.
Фиксик: А где «глазное яблоко»? Я слышал, что есть какое-то о яблоко!
Воспитатель: У меня есть картинка, сейчас я вам её покажу с помощью телевизора (выводит на экран изображение внутреннего строения глаза человека).
Весь глаз по форме похож на шар, он круглый как яблоко, поэтому его и называют «глазным яблоком».
Когда свет или изображение предмета проникает внутрь глаза через зрачок, то попадает на хрусталик (показывает на схеме). Потом изображение падает на сетчатку глаза и сигнал попадает в мозг (выводит на экран следующий слайд – «как мы видим»)
Глаза человека очень нежный и чувствительный орган – они быстро устают от большой нагрузки, особенно от просмотра телевизора или работы с компьютером. Чтобы наши глаза отдохнули давайте выполним специальную гимнастику для глаз.
(дети встают и вслед за воспитателем выполняют упражнения для глаз)
Воспитатель: Скажите, глаза есть только у человека? Как вы думаете, глаза животных отличаются от глаз человека?
(поочередно выводит на экран слайды с изображением орла, кошки и совы, паука, мухи, верблюда, гусеницы и кратко рассказывает об особенностях строения их глаз)
Фиксик: Я очень люблю играть в животных – давайте поиграем вместе! (Фиксик с детьми выполняют имитационные двигательные упражнения)
Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру «Оцени поступок». У меня есть две большие карты с пустыми клетками – одна розового цвета, на ней написано «плохое зрение», другая зелёная, с надписью «хорошее зрение». Кроме того, на столе лежат розовые и зелёные карточки. Наша задача – закрыть окошки на больших картах маленькими карточками подходящего цвета и объяснить свой выбор.
(дети по очереди подходят к столу, каждый сначала выбирает розовую карточку, затем подходящуюю к ней по смыслу зелёную, объясняет свой выбор)
Фиксик: Теперь я понял, что глаза нуждаются в защите, я буду помнить об этом.
Воспитатель: Сейчас я покажу вам фокус! (предлагает вниманию детей круговую зрительную иллюзию, когда при быстром вращении цветного волчка сливаются цвета и глаз видит радугу)
Воспитатель: Вы тоже можете попробовать сделать такой фокус (помогает детям)
Ещё один зрительный фокус вам очень хорошо знаком – это ваши любимые мультфильмы! Сейчас вы сами сможете сделать мультфильм. Откройте блокноты – на первой и второй странице нарисованы две картинки – посмотрите внимательно и скажите: они одинаковые? Чем они отличаются? Возьмите карандаш, приложите его к краю листа и накрутите лист на карандаш. А теперь быстрым движением попробуйте развернуть лист и снова свернуть – что происходит? (воспитатель и Фиксик помогают детям создать зрительную иллюзию движения на картинке в блокноте)
Фиксик: Здорово! Мне не терпится научить таким фокусам моих товарищей! Мне пора возвращаться.
Воспитатель: На прощание я приготовила для вас сюрприз, но сначала вам придётся отгадать мою загадку:
(показывает изображения разных продуктов питания)
Здесь изображены разные продукты питания, необходимые для здоровья глаз, но одного продукты не хватает – угадайте, какого? Вы угадали – это морковка, и сейчас я хочу угостить вас морковкой. Я предлагаю отправить морковку на кухню и попросить поваров приготовить из неё вкусный и полезный салат. Давайте угостим морковкой и Фиксика – пусть у него исправиться зрение!
Фиксик: Спасибо вам ребята! У меня тоже есть для вас подарок – это таблица для проверки зрения, теперь вы сможете, играя в «поликлинику», проверять зрение как настоящие врачи!
(дарит таблицу, прощается и уходит)
Воспитатель:
Скажите, что нового вы узнали сегодня? Что вам понравилось больше всего?
(воспитатель предлагает детям карточки с изображением зрительных иллюзий и переводит организованную деятельность в свободную)