Елена Дмитриева
Конспект НОД «Чудесный дар природы» по познавательному развитию на тему «Глаза. Зрение» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Вид Интегрированное
Тип Познавательно – речевое
Группа Старшая
Форма проведения Подгрупповая
ФГОС Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»
Тема «Чудесный дар природы»
Цель Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста
Задачи
Образовательные
Публикация «Конспект НОД „Чудесный дар природы“ по познавательному развитию на тему „Глаза, Зрение“ в старшей группе» размещена в разделах
- Глаза, орган зрения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Расширять представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма, о составляющих компонентах здорового образа жизни;
Познакомить со строением глаза человека, особенностях зрения некоторых животных;
Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека, навыки безопасного пользования бытовыми предметами;
Развивающие
Развивать познавательно-исследовательский интерес, привлекая к простейшим опытам;
Развивать способность анализировать, сравнивать, устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения;
Способствовать развитию представлений о пищевой ценности продуктов питания, их пользе для организма человека;
Развивать связную речь, умение поддерживать беседу;
Воспитательные
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
Воспитывать внимательное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья;
Формировать потребность в здоровом образе жизни.
Словарь: Око, веки, ресницы, радужная оболочка глаза, зрачок, хрусталик
Виды детской деятельности Коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная
Используемые технологии ИКТ, экспериментирование
Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал: Аудиозапись песни из мультсериала «Фиксики», видеопрезентация, элементы дидактической игры «Валеология», комплекс упражнений для глаз, изображения продуктов питания на магнитах, костюм Фиксика, корзинка с морковкой, таблица для проверки зрения, карточки со рисунками зрительных иллюзий;
Раздаточный материал: зеркала, блокноты с рисунками, карандаши, диски со стержнями.
Предварительная работа: Работа в рамках познавательного проекта «Как стать Неболейкой»
Ход НОД
Дети играют в группе на ковре. Раздаётся телефонный звонок.
Воспитатель: (предварительно поговорив по телефону):
- Уважаемые любознайки! Сейчас мне позвонили и сообщили, что к нам собирается прийти гость – вы сами угадаете кто он.
(в-ль включает аудиозапись песни «Кто такие фиксики?» из мультсериала «Фиксики»).
Воспитатель: Вы догадались как зовут нашего гостя? Правильно, это весёлый Фиксик! Вместе с ним мы обязательно сможем узнать что-нибудь новое и интересное! Давайте встречать его!
(под аплодисменты детей в группу входит Фиксик в очках, заплаканный и грустный)
Фиксик: Здравствуйте, любознайки! (плачет)
Воспитатель: Дорогой Фиксик, почему ты плачешь? У тебя что-то случилось?
Фиксик: Вчера врач прописал мне очки! (плачет)
Воспитатель: Из-за этого ты так горько плачешь?
Фиксик: Теперь все ребята будут дразнить меня! Никто не захочет со мной дружить – ведь я стал таким некрасивым!
Воспитатель: Неправда, очки тебе очень идут, ты даже стал похож на учёного – правда, ребята!
Фиксик: Вы нарочно так говорите! Не хочу я их носить!
Воспитатель: Вовсе нет. Раз очки выписал врач, значит, их обязательно нужно носить. Большие дети это понимают и никогда не станут смеяться, а на тех, кто ещё мал, не стоит обижаться – они подрастут и всё поймут.
На свете очень многие люди носят очки потому плохо видят. Есть люди, которые совсем ничего не видят – им нужна наша помощь и доброе отношение. Если вы таких людей встретите, то не обижайте их, а лучше помогите. Как вы думаете – чем им можно помочь? (ответы детей)
Глаза – это очень серьёзно. Давайте попробуем во всём разобраться по порядку (воспитатель приглашает детей и Фиксика занять места за столом).
Воспитатель: Попробуйте закрыть глаза и скажите - что я сейчас делаю? Почему же вы открыли глаза? Правильно, без глаз невозможно ничего увидеть. Когда-то давно люди называли глаз «око» - как вы думаете, что значит это слово? (ответы детей) Правильно, «око» - значит «окно», через которое человек смотрит на весь мир
Глаза – чудесный дар природы человеку! Люди очень давно поняли это – недаром про глаза сложено множество пословиц и поговорок, давайте попробуем их вспомнить.
Дети при помощи воспитателя вспоминают пословицы:
«Глаза – зеркало души»
«Смелые глаза – молодцу краса»
«Человека по глазам видно»
«Какими глазами ты смотришь – такими и на тебя»
Воспитатель: Я предлагаю вам сейчас взять в руки зеркала и посмотреть – как же устроены ваши глаза.
(дети берут маленькие зеркала и рассматривают свои глаза)
- На лице видна только небольшая часть глаза. Природа оберегает наши глаза – они расположены в специальных углублениях – «глазницах». Закрывает этот «домик» специальная дверка под названием «веко» (дети находят веко в зеркальном отражении, пробуют открыть и закрыть глаз) Как вы думаете – зачем нужны веки? (рассуждения детей) Правильно – для защиты, если перед глазами появится опасность – веки закрываются. Брови и ресницы защищают глаза от пыли и влаги (дети находят их в зеркале).
Глаза у людей бывают разного цвета – это зависит от цвета радужной оболочки глаза – найдите в отражении цветной кружок – это и есть радужная оболочка, посмотрите, какого цвета у вас глаза? (дети определяют цвет своих глаз) В самом центре находится специальное отверстие – зрачок, он похож на маленькую тёмную точку –через него свет попадает внутрь глаза.
Фиксик: А где «глазное яблоко»? Я слышал, что есть какое-то о яблоко!
Воспитатель: У меня есть картинка, сейчас я вам её покажу с помощью телевизора (выводит на экран изображение внутреннего строения глаза человека).
Весь глаз по форме похож на шар, он круглый как яблоко, поэтому его и называют «глазным яблоком».
Когда свет или изображение предмета проникает внутрь глаза через зрачок, то попадает на хрусталик (показывает на схеме). Потом изображение падает на сетчатку глаза и сигнал попадает в мозг (выводит на экран следующий слайд – «как мы видим»)
Глаза человека очень нежный и чувствительный орган – они быстро устают от большой нагрузки, особенно от просмотра телевизора или работы с компьютером. Чтобы наши глаза отдохнули давайте выполним специальную гимнастику для глаз.
(дети встают и вслед за воспитателем выполняют упражнения для глаз)
Воспитатель: Скажите, глаза есть только у человека? Как вы думаете, глаза животных отличаются от глаз человека?
(поочередно выводит на экран слайды с изображением орла, кошки и совы, паука, мухи, верблюда, гусеницы и кратко рассказывает об особенностях строения их глаз)
Фиксик: Я очень люблю играть в животных – давайте поиграем вместе! (Фиксик с детьми выполняют имитационные двигательные упражнения)
Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру «Оцени поступок». У меня есть две большие карты с пустыми клетками – одна розового цвета, на ней написано «плохое зрение», другая зелёная, с надписью «хорошее зрение». Кроме того, на столе лежат розовые и зелёные карточки. Наша задача – закрыть окошки на больших картах маленькими карточками подходящего цвета и объяснить свой выбор.
(дети по очереди подходят к столу, каждый сначала выбирает розовую карточку, затем подходящуюю к ней по смыслу зелёную, объясняет свой выбор)
Фиксик: Теперь я понял, что глаза нуждаются в защите, я буду помнить об этом.
Воспитатель: Сейчас я покажу вам фокус! (предлагает вниманию детей круговую зрительную иллюзию, когда при быстром вращении цветного волчка сливаются цвета и глаз видит радугу)
Воспитатель: Вы тоже можете попробовать сделать такой фокус (помогает детям)
Ещё один зрительный фокус вам очень хорошо знаком – это ваши любимые мультфильмы! Сейчас вы сами сможете сделать мультфильм. Откройте блокноты – на первой и второй странице нарисованы две картинки – посмотрите внимательно и скажите: они одинаковые? Чем они отличаются? Возьмите карандаш, приложите его к краю листа и накрутите лист на карандаш. А теперь быстрым движением попробуйте развернуть лист и снова свернуть – что происходит? (воспитатель и Фиксик помогают детям создать зрительную иллюзию движения на картинке в блокноте)
Фиксик: Здорово! Мне не терпится научить таким фокусам моих товарищей! Мне пора возвращаться.
Воспитатель: На прощание я приготовила для вас сюрприз, но сначала вам придётся отгадать мою загадку:
(показывает изображения разных продуктов питания)
Здесь изображены разные продукты питания, необходимые для здоровья глаз, но одного продукты не хватает – угадайте, какого? Вы угадали – это морковка, и сейчас я хочу угостить вас морковкой. Я предлагаю отправить морковку на кухню и попросить поваров приготовить из неё вкусный и полезный салат. Давайте угостим морковкой и Фиксика – пусть у него исправиться зрение!
Фиксик: Спасибо вам ребята! У меня тоже есть для вас подарок – это таблица для проверки зрения, теперь вы сможете, играя в «поликлинику», проверять зрение как настоящие врачи!
(дарит таблицу, прощается и уходит)
Воспитатель:
Скажите, что нового вы узнали сегодня? Что вам понравилось больше всего?
(воспитатель предлагает детям карточки с изображением зрительных иллюзий и переводит организованную деятельность в свободную)