Александра Якимова
Конспект НОД: чтение художественной литературы в старшей группе. Пересказ А. Н. Толстого «Ёж»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: А. Б. Якимова.
Образовательные области:
- чтение художественной литературы
- коммуникация
- музыка
- физическая культура
- социализация
Программное содержание: учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Задачи:
- учить целостно и эмоционально воспринимать произведение с природовеческим содержанием.
- развивать способность к наглядному моделированию
- учить составлять простые предложения самостоятельно опираясь на схемы
Темочки:
- Еж, ежик. Конспекты занятий, НОД
- Еж, ежик. Чтение, пересказ
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Еж, ёжики. Сказки, стихи, детская литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Толстой А.Н.
- Чтение, детская литература
- Чтение, книги. Конспекты занятий
- Чтение. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
- формировать связную речь, зрительную память, мышление, координацию движений, мелкую моторику рук.
Методические приемы: отгадывание загадки, беседа, чтение, рассматривание игрушек (теленка, ежика, выстраивание графического плана сказки.
Оборудование: кукла «Ласковушка», игрушки (ежик и теленок, книги, графические схемы.
Предварительная работа: чтение рассказов и сказок А. Н. Толстого, рассматривание иллюстраций к сказкам.
Ход занятия
Организационный момент
Игра «Встали дружно все мы в круг»
Встали дружно все мы в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Вос-ль: Ребята я очень рада видеть вас. Возьмитесь за руки улыбнитесь друг другу. Отлично! Какие вы все улыбчивые и дружные!
Вос-ль: А теперь покажите мне свои пальчики. Давайте подружим их.
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний, безымянный
Сам мизинчик маленький
Постучался прямо в дом
Наши пальчики друзья
Друг без друга им нельзя
Молодцы!
Звучит релаксационная музыка
Ребята! А у нас сегодня гостья. А зовут ее «Ласковушка». Как вы думаете, почему ее так назвали?
Дети: высказывают свое мнение (мягкая, добрая, ласковая.)
Вос-ль: Ребята, Ласковушка очень хочет познакомиться с вами поближе. А вы хотите ней познакомиться? Тогда мы будем передавать «Ласковушку» по кругу и называть свое имя ласково. Держим ее нежно, постарайтесь передать ей свое тепло и частичку своей души. Начнем с меня.
Дети передают по кругу куклу. В конце она снова попадает к воспитателю.
Вос-ль: Вот «Ласковушка» и вернулась ко мне. Вы почувствовали сколько тепла и ласки она нам подарила? Ребята «Ласковушка» наша гостья и она останется сегодня с нами. Ребята! Присаживайтесь!
Вос-ль: Ребята! Обратите пожалуйста внимание на выставку книг. Скажите, с какими писателями мы с вами уже знакомы?
Дети: А. Барто, К. Жуковский, С. Маршак.
Вос-ль: а сегодня я познакомлю вас новой сказкой, которую написал А. Н. Толстой (показываю портрет). Это детский писатель, который пишет сказки и рассказы для детей.
Вос-ль: А сказка называется …. Ребята! Вот отгадав загадку, вы и узнаете название сказки.
Загадка: Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной
Иголок очень много
А ниток ни одной (ежик)
Дети: Ежик.
Вос-ль: Правильно - ЕЖ.
Рассказываю сказку (имитируя игрушечным ежиком и теленком) :
- Встретились однажды еж и теленок. Никогда раньше не видевшие друг друга …
Ребята! давайте немного пофантазируем. Выскажите свои предположения:
- Как произошла их встреча? Как вы представляете?
Помогаю вопросами:
- Интересно, что подумал еж?
- С кем сравнил незнакомого ему зверя?
- А что подумал теленок, увидев ежика?
Ребята как вы думаете, чем закончилась эта встреча?
(выслушиваю 1-2 предположения).
Вос-ль: А теперь ребята послушайте сказку внимательно и вы узнаете как же все таки встретились еж и теленок? Слушаем.
Вос-ль: (называю автора и название сказки) А. Н. Толстой. Сказка «Еж».
Читаю сказку (без имитации).
«Теленок увидел ежа и говорит:
- Я тебя съем!
Еж не знал, что теленок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:
- Попробуй!
Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.
- Ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове – матери, жалуется:
- Еж меня за язык укусил.
Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась рвать траву. А еж покатился в темную нору, под рябиновый корень и сказал ежихе:
- Я огромного зверя победил, должно быть льва!
И пошла слава про храбрость ежову за синее море, за темный лес:
- У нас еж – богатырь, - шепотом со страху говорили звери».
Понравилась вам сказка? Задаю вопросы по сказке.
- Как теленок готовился лизнуть ежа? (задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа)
Вос-ль: Читаю этот отрывок еще раз (дети помогают, договаривают слова)
- Что теленок сообщил корове?
- А куда еж – победитель покатился?
- Что еж сказал ежихе?
- Как автор написал про храбрость ежову?
Сначала задаю вопрос мальчикам, затем девочкам.
- Какими словами заканчивается сказка?
Дети: У нас «Еж - богатырь» (можно сделать руки рупором и сказать тихо – тихо) .
Вос-ль: А «Ласковушка» хочет мне что – то сказать (беру на руки куклу). А она мне сказала, что хочет с вами поиграть. Поиграем?
Физкультминутка: «Быстро встаньте, улыбнитесь»
Быстро встаньте улыбнитесь
Выше, ниже - потянитесь
Ну-ка плечи распрямите
Поднимите, опустите
Влево, вправо - повернитесь
Рук коленями – коснитесь
Сели встали, сели встали
И на месте побежали.
Присаживайтесь, ребята.
Вос-ль: Спасибо тебе «Ласковушка» за такую интересную игру.
Вос-ль: Давайте, дальше продолжать наше занятие. Ласковушка и вы ребята послушайте сказку.
А. Н. Толстой сказка «Еж».
Слушайте ее внимательно и постарайтесь запомнить, потому что потом вы будете ее сами пересказывать эту сказку. Чтобы вам было легче пересказывать, я приготовила для вас карточки - подсказки. Я буду рассказывать, а вы внимательно слушайте и смотрите на карточки (показываю модели сказки и начинаю рассказывать сказку).
Вос-ль: А рассказывать мы будем сказку по частям. Сказку мы с вами разделим на три части. Один ребенок начинает пересказывать, второй – продолжает, третий- заканчивает сказку.
Вос-ль: Вызываю ребенка пересказать сказку, а тот приглашает следующего, желающего, который в свою очередь выбирает третьего рассказчика.
(Напоминаю, чтобы дети вежливо приглашали друг друга.)
Например: Злата, хочешь рассказать вместе со мной? (хочу). Спасибо Злата и т. д.
Вос-ль: Называю А. Н. Толстой сказка «Еж»
(дети пересказывают, вызываю следующую тройку)
Вос-ль: - Понравилась вам сказка?
- Как называется сказка?
- Кто написал сказку?
Хвалю детей, отмечаю успехи в овладении трудным умением пересказа. Ласковушка тоже благодарит детей.