Валентина Литвинова
Образовательная деятельности по речевому развитию в старшей группе «Пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок»
▼ Скачать + Заказать документы
Основная образовательная область : ОО «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей : ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Познавательное развитие», ОО «Физическое развитие»
Основной вид деятельности : речевая деятельность
Продукт деятельности : пересказ рассказа Л. Толстого «Котенок»
Публикация «Образовательная деятельности по речевому развитию в старшей группе „Пересказ рассказа Л, Толстого „Котенок“» размещена в разделах
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Кот. Литература о котах и кошках
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
Форма проведения : интегрированная образовательная деятельность с элементами игры.
Длительность : 25-30 минут
Цель: развитие всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности
Задачи:
Образовательные : формировать у детей навык построения связного монологического высказывания, учить пересказывать художественный текст.
Развивающие : расширять знания детей о домашних животных, развивать самостоятельную связную речь, закреплять навык употребления имен существительных в именительном падеже.
Воспитательные : воспитывать у детей доброжелательное отношение к животным, которые находятся рядом.
Словарная работа:
Обогащение словарного запаса: амбар, щавель
Активизация словарного запаса: охотник, котенок.
Индивидуальная работа:
Исправление ошибок в речи детей, работать над звуковой культурой речи.
Планируемый результат: ребенок эмоционально воспринимает литературное произведение, выражает свое отношение к их персонажам; понимает мотивы поступков героев; может пересказать содержание прочитанного.
Предварительная работа: поговорить о домашних животных: чем питаются, какую пользу приносят людям, почему называются домашними. Чтение художественных произведений: В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?», К. Чуковский «Путаница» с последующим обсуждением. Рисование домашнего животного
Методы и приё мы:
Методы: игровые, словесные, наглядные
Приемы: художественное слово, дидактическая игра, вопросы, рассматривание картинок, подсказ слова или фразы, пересказ по частям, поощрение.
Материалы и оборудование:
Зрительный ряд: портрет писателя Л. Толстого, сюжетные картинки по рассказу.
Музыкальный ряд: "Адажио" Т. Альбинони. Оркестр Поля Мориа
Литературный ряд: рассказ Л. Толстого «Котенок»
Вводная часть
1 Вводная беседа (сюрпризный момент связанный с появлением в группе посылки из другого детского сада с книгой писателя).
Цель: создание эмоционального настроя на предстоящую образовательную деятельность.
Чтение письма, которое прилагается к посылке.
«Хочу подарить очень интересную книгу, кто главный герой мы узнаем, когда отгадаем загадку»
2 Отгадывание загадки о главном герое.
«Она первой входит в дом
И живёт подолгу в нём.
То мяучит,
То играет,
То куда-то удирает,
исчезает далеко.
А когда придёт обратно,
То из блюдца
Аккуратно
Пьёт сырое молоко».
Догадались? Это… (кошка).
3. Показ портрета писателя Л. Толстого.
Мы сегодня продолжаем знакомиться с творчеством Л. Н. Толстого и прочитаем произведение «Котенок»
4. Назвать литературный жанр произведения.
Это произведение написано в жанре «Быль», то есть всё, что написал Толстой произошло на самом деле.
Основная
часть 1 Словарная работа (предварительное объяснение значения слов с показом изображения этих предметов) :
АМБАР- строение для хранения зерна, муки, припасов, а так же товаров.
ПОДЛЕ ДОРОГИ- около дороги
ПУСТИЛСЯ ЧТО БЫЛО ДУХУ-очень быстро, во весь дух.
ЩАВЕЛЬ-растение с продолговатыми съедобными листьями, у которых кислый вкус.
2 Первичное чтение произведения (без предупреждения о пересказе)
3 Подготовительная беседа (анализ произведения + вопросы к детям).
Цель: уточнить содержание. Привлечь внимание к языку.
Активная подготовка к выразительному пересказу
Вопросы задаются на выбор в зависимости от ответов детей
Кто написал это произведение?
О ком эта быль?
Что случилось весной?
Что услышали дети, когда играли возле амбара?
Что сделал Вася?
Что он там увидел?
Куда побежала Катя? Что она принесла?
Что сделали дети, когда котята подросли?
Как обращались дети с котенком?
Куда однажды дети вышли погулять с котенком?
Почему они оставили котенка одного?
Кого увидели дети?
Какая опасность грозила котенку?
Как поступила Катя? А Вася?
Чем заканчивается рассказ?
4. Задания (приёмы) на запоминания текста произведения.
1Просмотр картинок по теме рассказа и раскладывание их по порядку
«Ребята, давайте попробуем разложить эти картинки по порядку, так как о них говорилось в рассказе»
2 Составление плана рассказа +мнемокарточки
1О чём сначала расскажем?
2 А потом?
3Что дальше будем рассказывать
4 Что потом случилось с котёнком?
5Чем закончился история о котёнке?
4 Приемы, способствующие эффективности восприятия художественного произведения.
1Лексико-граматические упражнения
1 «Назови ласково». использование уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Кот-котик,собака-собачка,Вася-Васечка.
2 «Назови семью». Упражнение в словообразовании.
Папа – кот, мама – кошка, детеныш – котенок, детеныши – котята и т. д.
3 «Подбери признак».
Кошка (какая) – пушистая, ласковая, красивая, игривая и т. д.
Пес (какой) -, щенята (какие) –
5 Приёмы, способствующие обучению выразительности рассказа
1Характеристика персонажей произведения, которая поможет подобрать нужную интонацию.
Посмотрите, как по- разному вели себя ребята:
Зачитывание из текста
«Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них.»
Какая Катя? Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала?
А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с
собаками подбежал к нему.
Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак»
Какие чувства вы испытывали во время слушания рассказа?
Почему ваше настроение менялось?
6 Физминутка «Котёнок»
Давайте, немного отдохнём
Вот какой котишка, (Крадутся по кругу, друг за другом.)
Круглая мордашка, (Показывают мордашки.)
И на каждой лапке (Выставляют руки.)
Коготки-царапки. (Показывают коготки.)
Все ему игрушки –
Кубик и катушки.
Котик точно мячик, (Прыгают на носках)
По квартире скачет.
7 Повторное чтение произведения с установкой на пересказ
8 Пересказ детей (от 3 до 7 человек)
Пересказ по частям (руководит воспитатель)
«Начинает рассказ Миша, затем продолжит Катя,затем Игорь. А потом Саша попробует рассказать целиком. Остальные внимательно слушают и помогают ребятам, если у них возникнут трудности. Но есть одно очень важное условие,не шуметь и не кричать с места. А потом Кира попробует рассказать нам это произведение сидя у телевизора, будто актриса.
Заключительная часть Анализ пересказов.
1Кто из ребят пересказал близко к тексту?
2 Кто больше использовал авторские слова и выражения в своём пересказе?
3 Кто смог передать характер персонажей произведения?
4 Кто из ребят связно и последовательно пересказал произведение?
5 Справилась ли Кира со своей ролью актрисы?
6 Какие пересказы Вам понравились, а какие нет? Почему?
7 А как Вы сами оцениваете свой пересказ, что получилось и что нет?
8 Остальные ребята, которые не успели или не захотели пересказать сейчас, получат задание на дом:
«Подготовьте рассказ о своем котенке, если нет котенка – приготовьте пересказ произведения Толстого «Котенок», подготовьте рисунки своего домашнего питомца. И мы обязательно послушаем их в следующий раз