Марина Калинина
Конспект НОД с элементами исследовательской деятельности «Вода, вот это да!» для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности, Юные исследователи. Вода, вот это да, для детей подготовительной к школе
Цель: углубление знаний об окружающем мире через поисково- исследовательскую деятельность.
Задачи:
1. Развитие у детей познавательных интересов, умение оценивать собственную деятельность, свои достижения.
Публикация «Конспект НОД с элементами исследовательской деятельности „Вода, вот это да!“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Формирование представлений о существенных характеристиках свойствах и качествах воды. Вода бывает (жидкая, прозрачная, без запаха, без вкуса, холодная и т. д.)
3. Расширять знания детей о свойствах воды.
4. Умение слушать, участвовать в совместной деятельности, предлагать помощь и сотрудничество.
Оборудование: прозрачные стаканчики по 2 штуки на ребенка, трубочки, палочки, вода, молоко, поднос, чайник с теплой водой, значки” Юный исследователь”, мольберт, указка, салфетки, ватман, фломастеры, картинка «Круговорот воды в природе».
Предварительная работа: наблюдение во время прогулок за физическими явлениями (дождь, снег лед, туман, иней, сосулька). Чтение энциклопедии для любознательных «Почемучка», «Обо всем»
Ход НОД.
Воспитатель: Дети, я предлагаю вам отправиться в интересное путешествие в мир знаний. А теперь, давайте улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение, возьмемся за руки, передадим друг другу хорошее настроение. Вспомним наш девиз:
«С голубого ручейка
Начинается река.
А путешествие наше начинается – с улыбки».
Воспитатель: Послушайте стихотворение.
(Чтение стихотворения детьми).
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
Как сосулька замерзает
В лес туманом заползает
На плите у нас кипит
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться
Не наесться, не напиться
Смею я вам доложить
Без неё нам не прожить!
(Н. Рыжова)
Воспитатель: Да, дети! Никто и ничто не может обходиться без воды. Она необходима всем- всем».
Одним - чтобы плыть
Другим – чтобы жажду утолить,
Третьим – что-нибудь помыть,
А хозяйкам – чтобы кушанья разные варить.
Воспитатель: Давайте подумаем, что было бы, если бы речная вода была не прозрачной? Как в сказках: река молочная с кисельными берегами.
Могли бы рыбы и речные животные жить в таких молочных реках?
Ответы детей : В молочных реках рыбы и речные животные жить не могут.
Воспитатель: Что это?
Ответы детей : Капелька воды
Воспитатель: А если нарисую много? Что будет?
Ответы детей : Дождь, озеро, море
Воспитатель: Кому нужна вода?
Ответы детей : Людям, животным, рыбам, растениям, птицам.
Воспитатель: А знаете ли вы, где вода встречается на земле? Откуда берут воду?
Ответы детей : В кране, в колодце, реке, озере.
Воспитатель: Правильно, вода есть на земле и под землей. На земле - это реки и ручьи, моря и океаны, озера и пруды. Под землей вода тоже течёт. Там она особенно чистая и прозрачная. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. К воде надо относиться бережно, не оставлять без надобности открытые краны
Воспитатель: На земле много разных рек - больших и маленьких, все они куда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. А как попадает вода в реку? (Демонстрация схемы круговорота воды в природе, рассказ, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу, как это происходит.) Когда идёт дождик, капельки воды падают на землю. Капелек много, на земле получаются лужи, ручейки. Текут ручейки и попадают в речку, речка течёт в море. В море воды много, много. Когда солнышко греет, вода испаряется, превращается в пар. Пар поднимается вверх, и получаются облака, ветер дует – облака плывут по небу. Там, вверху холодно, капельки воды становятся больше, тяжелее, облака превращаются в тучки. Когда капельки становятся совсем большие и тяжёлые они падают вниз. Много, много капелек падает вниз, получается дождик, дождик идёт, получаются лужи… и всё начинается сначала.
( Показ жестом: «как по кругу движется вода в природе и получается круговорот»).
Воспитатель: Давайте вместе скажем: - Круговорот воды в природе.
Воспитатель: А кто из вас, сможет рассказать о круговороте воды в природе.
(рассказ ребёнка)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что вода – волшебница. Я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Мы с вами сейчас тоже превратимся в волшебников, и будем делать различные опыты с водой.
(Присаживаются за столы и прикрепляют значки «Юный исследователь»).
Опыт № 1. У воды нет вкуса.
Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у нее вкус?
Объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: Какая вкусная вода! Хотя на самом деле вкуса не чувствует.
Вывод: У воды нет вкуса.
Опыт № 2. Вода прозрачная.
Перед детьми два стаканчика с водой и молоком. В оба положить палочки. В каком стакане они видны? В каком нет? Почему?
Вывод: Вода - прозрачная, молоко - нет.
Не будет растений, не будет рыб и других животных, если вода будет грязная. Значит, нельзя загрязнять водоемы.
Воспитатель: А сейчас, ребята, мы с вами поиграем.
Физкультминутка «Синяя вода».
Синяя вода,
(Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)
Поле без следа,
Без конца и края.
(Кружимся на месте)
Синяя вода,
Ты спешишь куда?
Ты спешишь куда?
(Присели, обхватили плечи руками)
К морю синему,
Там, где волны сильные,
(Встали, руки вытянули вверх)
Там, где волны сильные
Плещутся всегда.
(Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)
К морю синему
Поскорей неси меня,
(Кружимся на месте)
Поскорей неси меня,
Синяя вода.
(Присели, обхватили плечи руками)
Опыт № 3: У воды нет запаха.
Дети нюхают воду. Чем она пахнет? (совсем не пахнет).
Вывод: Вода не имеет запаха, если она чистая.
(Подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной)
.
Опыт № 4. Вода жидкая, может течь.
Дать детям два стакана: один с водой, другой пустой.
Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Вывод: вода жидкая.
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Опыт № 5: Вода бывает разной по температуре (холодной, горячей, теплой).
Предложить детям стаканчики с водой разной температуры. Пусть попробуют пальчиком и определят, в каком стакане самая холодная вода, а в каком теплая.
Подчеркнуть, что в реках и озерах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и теплая, и холодная. Некоторые растения, улитки, рыбы, звери могут жить только в теплой воде, другие только в холодной.
Вывод: Вода бывает разной температуры (горячей и холодной).
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались? (Ответы детей)
Воспитатель: Понравилось ли вам заниматься в лаборатории? (Ответы детей)
Воспитатель: Что показалось вам самым интересным? (Ответы детей)
Воспитатель: О каких свойствах воды, мы с вами узнали? (Ответы детей)
Воспитатель: Можно ли загрязнять воду? (Ответы детей)
Воспитатель: Как рождается речка? (Ответы детей)
Воспитатель: Как используется вода человеком? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, дома с родителями поэкспериментируйте: создайте «цветную ледяную мозаику».
(раздача памятки, которые нам помогут выполнить этот эксперимент).
Инструкция по изготовлению «Цветной ледяной мозаики».
1. Налить в стакан воды.
2. Красками покрасить воду (выбираем количество по желанию).
3. Залить формочки цветной водой
4. Поставить в холодильник.
5. Утром принести в детский сад.
Спасибо вам за путешествие. Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались.
Вы были настоящие исследователи.