Татьяна Волынцева
Конспект интегрированной ООД по экологии для детей подготовительной к школе группы «Волшебная вода»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Новомичуринский детский сад №1»
Пронского района, Рязанской области
Конспект интегрированной ООД по экологии.
Тема: «Волшебница вода».
для детей подготовительной к школе группы.
Воспитатель 1 квалификационной категории Волынцева Татьяна Сергеевна
Ведущая образовательная область: «Познание»
Публикация «Конспект интегрированной ООД по экологии для детей подготовительной к школе группы „Волшебная вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
Цель: Способствовать закреплению знаний детей о свойствах воды : отсутствие собственной формы, текучесть, пар – тоже вода, вода может растворять вещества, очистка воды.
Тип ООД: Интегрированное
Ведущая образовательная область: «Познание»
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»
«Социально - коммуникативное развитие»
«Художественно - эстетическое развитие»
«Речевое развитие»
«Физическое развитие».
Место проведения: Музыкальный зал.
Участники: Дети подготовительной группы, воспитатель, музыкальный работник.
Цель: Способствовать закреплению знаний детей о свойствах воды : отсутствие собственной формы, текучесть, пар – тоже вода, вода может растворять вещества, очистка воды.
Задачи:
Образовательные:
• Ознакомить детей со свойствами воды, которая не растворяет вещества; почему вода нуждается в очистке; дать элементарные представления о процессе фильтрации.
• Способствовать закреплению знаний детей о том, для чего нужна вода.
• Способствовать активизации и обогащению словаря детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Развивающие:
• Способствовать развитию навыков элементарных опытов, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.
• Способствовать развитию связной грамматически правильной речи, умению выстраивать логические цепочки.
Воспитательные:
• Способствовать развитию социальных навыков: умение работать в группе, учитывать мнение партнёра, отстаивать своё мнение.
• Способствовать воспитанию бережного, рачительного отношения к воде.
Словарная работа: жидкость, воронка, фильтр, кипятильник, вода - журчит, льётся, булькает, переливается, плещется, кипит, булькает, шипит, безвкусная, солёная, сладкая, растворяется.
Способы организации коллективной деятельности: работа по подгруппам, в парах, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей :
• Опытно-экспериментальная деятельность.
• Решение проблемных ситуаций.
• Рассматривание картинок на тему «Вода».
• Дидактическая игра «Разрезные картинки» (две команды).
• Словесная игра «Хорошо – плохо», «Какая вода».
• Фикультминутка: «Дождик».
• Подвижная игра под музыку «Ходит капелька по кругу».
• Самостоятельная деятельность детей.
Предварительная работа:
1. Беседа о воде, её роли в жизни человека.
2. Беседа о бережном отношении к воде и водоёмам.
3. Проведение экспериментирования с водой.
4. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
5. Развивающие игры: «Какая бывает вода», «Хорошо – плохо», «Разрезные картинки», «Ходят капельки по кругу», «Волшебная палочка» и др.
6. Чтение художественной литературы, стихов и поговорок о воде.
7. Наблюдение во время прогулок. Ведение календаря наблюдений.
8. Знакомство со схемой круговорота воды в природе.
9. Рассматривание глобуса, карты России, иллюстративного материала.
10. Разгадывание кроссвордов, загадок.
Оборудование и материалы для занятий:
1. Кроссворд на листе ватмана.
2. Иллюстрации с изображением воды, водоёмов, разрезные картинки, схемы.
3. «Костюм» «Глобусник» - модель карты мира.
4. Прозрачные ёмкости разной формы, салфетки, две ложечки.
5. Соль, сахар, вода.
6. Кипятильник, зеркало, предметы разной формы.
7. Раздаточный материал на каждого ребё нка: лоток для раздаточного материала, два одноразовых стаканчика (один с водой, другой пустой, пипетки, фильтровальная бумага, ватные диски, растительное масло в баночке, салфетки.
8. Шапочки для игры: тучка, солнышко.
9. Призы: кулончик, в виде капельки, с надписью - «Береги воду!».
Индивидуальная работа: Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы. Активизировать Пашу, Егора, Валю, Мишу, Серёжу в повторении отдельных слов и фраз.
Виды детской деятельности: познавательно - исследовательская, продуктивная, коммуникативная, игровая, трудовая, двигательная.
Методические приемы:
• Словесный (вводная беседа, вопросы поискового характера, загадки, стихотворения, опросы, уточнения, художественное слово, вопросы, загадки, кроссворд, игровые моменты, ситуационные задачи, обращение к жизненному опыту детей, поощрения.
• Наглядно - практический (картинки, схемы для проведения опытов, исследовательские действия - опыты, кроссворд)
• Игровой (игра-инсценировка под музыку, физкультминутка,).
• Сюрпризный момент (появление «Глобусника»)
Ход занятия:
I. Мотивация к деятельности:
Воспитатель: - Дети, у нас сегодня не совсем обычное занятие по экологии. Оно необычно, потому что вы сами скажете тему занятия. Посмотрите на иллюстрации, которые объединены по одному общему признаку. Какому?
Дети: - Везде на картинках вода : река, озеро, болото, ручей, море и т. д.
Воспитатель: - Послушайте загадку:
«В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять» (ответы детей)
Воспитатель: - Значит, сегодня будем говорить о воде.
Воспитатель: - Давайте поиграем в игру «Разрезные картинки». Дети складывают, из отдельных фрагментов целую картинку. Делаем вывод, что полученные изображения объединяет одна тема – вода.
- А сейчас, дети пройдём за столы. Рассмотрите кроссворд, попробуем разгадать. (Кроссворд на мольберте). Отгадаем загадки. (Отгадки в кроссворде расположены по горизонтали, ключевое слово – по вертикале).
По морю шумно идёт, к берегу подойдёт – сразу пропадёт? (Волна).
Кругом вода, а с питьём беда? (мОре)
Из-под земли в подарок людям чистое оконце. (роДник)
Течёт, течёт, не вытечет, бежит, бежит не выбежит. (рекА)
II. Основная часть :
(Стук в дверь, воспитатель надевает «костюм» «Глобусника»)
Глобусник: - Здравствуйте, ребята, это я, «Глобусник». А что вы тут делаете? (ответы детей). Сейчас я посмотрю, что у вас получилось. Вижу пять отгаданных слов. (Дети ищут пятое слово «ВОДА»).
- Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Посмотрите на меня. (Кружится. Дети рассматривают «костюм» «Глобусника»).
- Какого цвета у меня больше? (ответы) Да. Синего и голубого больше - это цвет воды. Вода занимает большую часть поверхности Земли – 3/4, а остальное – 1/4 - суша, на которой мы живём ( показ схемы долей: суши и воды). Воде принадлежит важнейшая роль и в природе, и в жизни человека. И сегодня я помогу вам вспомнить и познакомить с новыми свойствами воды. Вы делали уже опыты? А что это такое – опыт? (ответы детей).
- Так что же такое вода? (жидкость, без вкуса, запаха, цвета)
- Что делает вода? (льётся, течёт, журчит, бежит, плещется и т. д.)
- Вы сказали: - Вода льётся, течёт. Давайте проверим.
Опыт №1. Переливание воды в разные сосуды, в блюдечко.
Глобусник: - Почему вода растеклась по блюдечку? (жидкая)
- Правильно. Если бы вода не была жидкая, она бы не могла течь в реках, ручьях, из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью. (Показать схему №1).
- У меня на столе кубик и шарик. Какой формы эти предметы? (ответы детей). Если я положу на стол, в стакан, на ладонь, на блюдце – они изменят свою форму?
- А теперь посмотрите на эти сосуды, какие они все разные. В них налита вода, но имеет ли она форму? Вода принимает форму сосуда, в котором она находится – банки, бутылки, пузырька и т. д. значит. Вывод: Вода не имеет собственной формы. (Показать схему №2.)
- А теперь мы поиграем. Игра: «Хорошо – плохо».
• Вода – это хорошо, потому что. (ответы детей)
• Вода – это плохо, потому что. (ответы детей)
Опыт №2. Кипячение воды.
Глобусник: - Ребята, ответьте на вопрос – когда вода булькает, шипит, кипит?
- Чем можно нагреть воду?
- У меня есть кипятильник, я сейчас опущу его в воду и подсоединю к розетке. Вода нагревается. Что ещё происходит с водой? (Вода булькает, закипает, бурлит).
- Как вы думаете, вода, кипящая опасна или нет? Приведите примеры, где можно встретить тёплую, горячую воду.
- Итак, мы узнали из опыта, что вода может нагреваться. (Посмотреть схему №3).
- Сейчас я выключу кипятильник. Вода становится спокойной, но остаётся горячей. А что это поднимается над банкой? (ответы). Правильно, это пар. А откуда он взялся, ведь в банке была только вода? (ответы). Сейчас приложим зеркало к горлышку банки. Оно запотело, появились капельки (дать детям потрогать). Какой можно сделать вывод? Вода может превратиться в пар. Вывод: пар – это тоже вода, только сильно нагретая.
- Дети, вы внимательно слушаете и хорошо работаете, но неплохо бы немножко отдохнуть.
Физкультминутка «Дождик».
Дождик капнул на ладошку, на цветы и на дорожку.
Льётся, льётся, ой-ёй-ёй. Побежали мы домой.
Опыт №3. Растворение в воде веществ.
Глобусник: - Отгадайте на вкус, что у меня спрятано под салфеткой (соль, сахар). (Дети пальчиком пробуют на вкус, что под салфеткой)
- Соль и сахар боятся воды? Давайте проверим. (Дети самостоятельно растворяют в воде соль и сахар, пользуясь ложечкой).
- Посмотрите, соль видна? (Да.) Помешайте воду в стакане. Видите ли вы соль? (Нет.) Куда же она исчезла? (Она растворилась.) А теперь попробуйте воду? Какая стала вода по вкусу? (Солёная.) Вода растворила соль. Тот же опыт с сахарным песком. Вода растворила песок.
- А все ли вещества растворимы в воде? У вас на столе есть стакан с водой и пипетка. А в другом стаканчике, что такое жёлтое, а не солнце, льётся, а не вода, на сковороде шипит и пенится. (Масло). Наберите в пипетку несколько капель масла и капнете его в воду, размешайте палочкой. (Работа детей).
- Что происходит с маслом? (Плавает на поверхности, не растворяется).
Вывод: вода одни вещества растворяет, а другие – не растворяет совсем. (Показать схему №4)
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».
Правила: дети выполняют движения соответственно словам под музыку.
«Тучка» : - Пора отправляться в путь. Прыгайте, радуйтесь, танцуйте.
Ведущий: - Полетели капельки на землю, поиграли, попрыгали (дети двигаются поодиночке, врассыпную).
Скучно им стало поодиночке играть, собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (по парам).
Встретились ручейки и стали большой рекой (дети держатся за плечи, колонна по одному).
Плывут капельки в большой реке, путешествуют (дети делают круг, взявшись за руки, идут шагом).
Текла, текла речка и попала в большой океан. Капельки в океане плавали и вспомнили, что мама «Тучка» наказывала им домой вернуться (дети приседают в кругу).
А тут, как раз, «Солнышко» пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (Дети встают, руки тянут вверх, испарились они под лучами «Солнышка», вернулись к маме «Тучке».
«Тучка» : - Молодцы, капельки, хорошо себя вели. Прохожим за воротники не лезли, не брызгались, теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась. А потом вас опять отпущу погулять.
Опыт №4. Очистка воды.
Глобусник: - Ребята, пока мы играли, масло так и не растворилось, так и осталось на поверхности воды. Такую воду можно пить? Хотя с этим маслом вода и не ядовитая, это не пищевой продукт. А вот если в воду попадёт машинное масло или бензин, или нефть?
- Что нужно сделать, чтобы вода стала пригодной для питья? (ответы детей).
- Правильно, её нужно очистить. Очищают воду с помощью прибора – фильтра.
(Дети изготавливают простейший кулёк из бумаги, по технике оригами, и закладывают в него ватные диски, установив всё это в одноразовый стаканчик).
- Фильтр готов, попробуем, как он работает.
(Дети сливают воду с маслом сквозь фильтр, наблюдают за результатом).
- Какая стала вода? Куда делось масло? Всё масло осталось на фильтре.
- Мы с вами познакомились с самым простым способом очистки воды. Но с фильтрованной водой мы сталкиваемся каждый день. Где? (ответы). Да, в водопроводе вода уже очищенная. Сначала воду берут из рек или из какого-нибудь подземного водохранилища. Затем она попадает на специальные водоочистительные станции, где с помощью больших сложных фильтров, воду очищают от песка, грязи, разных микробов. Затем вода попадает в водопровод, которую, после очистки, можно употреблять в пищу. Вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Всё живое на земле нуждается в воде, поэтому её надо беречь и охранять!
- Ребята, вода у нас есть везде. Как охранять воду? Как будем беречь воду?
(Примерные ответы детей) :
Нужно не забывать закрывать краны.
Если заметили, что кран неисправен, сразу сообщить взрослым.
Не засорять водоемы.
Не мусорить на берегах рек.
Не мыть в водоемах машины.
- Правильно, ребята, воду нужно беречь! Вода – это жизнь!
- Запас пресной воды на нашей планете уменьшается в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают небольшие речки, а глубоководные реки становятся мелкими.
Игра: «Какая вода» (подбор прилагательных о воде)
- Какие же свойства воды мы сегодня вспомнили и узнали? (ответы по схемам).
III. Заключительная часть:
Рефлексия: - Ребята, а что вы поняли о воде, в чём разобрались? Что особенно понравилось? Что вам больше всего запомнилось? Чему вы научились и сможете научить других? (ответы детей).
Мы с вами сегодня узнали о свойствах воды, проводя опыты с водой. О своих знаниях вы можете рассказать своим родителям. Вода имеет и другие свойства. О них вы узнаете на наших следующих занятиях.
Итог: Вода – добрый друг и помощник человека.
(Дети читают строчки стихотворения «О воде» Н. Рыжовой, по очереди).
Вы слыхали о воде? Говорят она везде!
Вы в пруду её найдёте, и в сыром лесном болоте,
В луже, в море, в океане и в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает,
На плите у вас кипит, паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить – без неё нам не прожить!
Прозрачная, чистая, струйкою льётся,
Плещется в море, мерцает в колодце.
Зверей и людей и растения напоит,
И дождиком чистым всю землю умоет.
В реке, в океане прохладой ласкает,
Под душем и в ванне теплом согревает.
Нужна она всем на Земле и всегда,
Прозрачная, чистая эта вода!
Глобусник: - Молодцы, ребята, вы сегодня были очень внимательными, активными, любознательными. Ребята, спасибо вам за то, что вы столько много рассказали о воде, мне очень понравилось с вами работать. Я дарю вам на память о себе частичку своей воды – капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и берегите её. А мне пора. До свидания!
(Каждому ребёнку дарится кулон в виде капли, с надписью «Береги воду!»).
Воспитатель: Дети вы хорошо потрудились, много полезного узнали, спасибо вам!
Список литературы.
1. Аксёнова З. Ф., «Войти в природу другом» М., 2008г.
2. Бондаренко Т. М., «Экологические занятия» Воронеж, 2004г.
3. Горбатенко О. Ф., «Система экологического воспитания в ДОУ», Волгоград, Учитель, 2007г.
4. Журавлёва Л. С., «Солнечная тропинка». Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. М., 2006г.
5. Илларионова Ю. Г., «Учите детей отгадывать загадки» М., 1985г.
6. Коломина Н. В., «Воспитание основ экологической культуры в д/саду», М., 2003г.
7. Кондратьева Н. Н., «Программа экологического образования детей», «Мы», СНб., 2001г.
8. Молодова Л. П., «Игровые экологические занятия с детьми», Минск, 1996г.
9. Николаева С. Н., «Юный эколог» «Программа экологического воспитания в детском саду», М., 2010г.
10. Потапова Л. М., Экология в играх. «Детям о природе», Ярославль, 2002г.
11. Скоролупова О. А., «Вода», М., 2003г.
12. Интернет ресурсы.