Подставкина Ирина Юрьевна
Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе «Что лучше бумага или ткань»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе на тему «Что лучше бумага или ткань» «Школа Фиксиков. Костюм для Димдимыча»
Цель: способствовать накоплению у детей представлений о разных видах материала: ткань и бумага.
Задачи:
Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе „Что лучше бумага или ткань“» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сравниваем бумагу и ткань
- Средняя группа
- Ткань. Свойства и виды ткани
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Образовательные : продолжать знакомить с бумагой и тканью, с их свойствами и качествами; научить устанавливать отношения между материалом предметов и способом их употребления;
Развивающие: привлекать детей к исследовательской деятельности, развивать воображение, мыслительную деятельность, речь;
Воспитательные: побуждать правильно формулировать высказывания, воспитывать самостоятельность, аккуратность, культурно-гигиенические навыки.
Оборудование: ноутбук, видео обращение «Фиксиков» коробка, степлер, ножницы, иголка с ниткой, ватман, кусок ткани, кусочки ткани и бумаги на каждого ребенка, лупа на каждого ребёнка, ёмкости с водой, тарелочки, салфетки для вытирания рук.
Словарная работа: Бумага, ткань, гладкая, твердая, теплая, шершавая, шуршит, ткань не издает звуков, бумага размокает, ткань намокает, мятый, состоит из ниток.
Предварительная работа: беседа и видеоряд о производстве бумаги и ткани, игры с бумагой, тканью, д\и «Узнай на ощупь»
План:
1. Организующий момент.
2. Постановка проблемы
3. Экспериментально-исследовательская деятельность с бумагой и тканью.
4. Физминутка.
5. Обобщение полученных данных.
6. Итог встречи.
Ход деятельности:
Организационный момент.
- Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости. Что говорят вежливые люди при встречи? Давайте дружно поздороваемся и подарим улыбки нашим гостям (предложить детям сесть на стулья)
- Ребята, нам сегодня в детский сад пришло видеописьмо и коробка. Я предлагаю, посмотреть сначала видеописьмо и узнать, кто же его прислал, а потом посмотреть, что же лежит в коробке?
«Здравствуйте ребята, мы Фиксики, меня зовут Симка, а я Нолик. У нас возник спор, Димдимычу нужно приготовить костюм учё ного для конкурса: накидку и колпачок. Он хотел все изготовить из бумаги, а его мама предлагает накидку из ткани, а из бумаги колпачок. Нолик поддерживает Димдимыча, а я Симка, согласна с его мамой. Ребята, помогите разрешить наш спор и помочь изготовить костюм для Димдимыча, для этого мы вам прислали коробку, в ней то, что вам будет необходимо для костюма.
(воспитатель достает из коробки степлер, ножницы, иголка с ниткой, ватман и кусок ткани)
- Ребята, поможем нашим друзьям разобраться, из чего лучше сделать колпачок и накидку?
- Ребята, посмотрите, на столах много предметов: кусочки ткани, листочки бумаги, мисочки с водой и полотенце. Все это нам очень пригодится. Подходите дружно к столам.
1. Определяем бумагу и ткань на ощупь.
Воспитатель. Сейчас мы возьмем в руки сначала листочек бумаги, потрем его пальчиками, отложим. А теперь возьмем кусочек ткани, потрем её пальчиками.
Какой на ощупь кусочек ткани, а какой – листочек бумаги?
Дети: Ткань – мягкая, с ворсинками, теплая; бумага – жесткая, твёрдая, гладкая, холодная.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Мне очень понравились ваши ответы!
2. Рассматриваем бумагу и ткань через лупу.
Воспитатель. А теперь следующий эксперимент. У вас на столе есть волшебное стекло. Оно не простое, а стекло которое увеличивает предметы. Это стекло называется увеличительное. Давайте повторим его название: увеличительное. Оно увеличит ткань и бумагу, и вы сможете лучше рассмотреть их. Сейчас мы возьмем увеличительное стекло и рассмотрим сначала кусочек из ткани : что вы видите? Правильно ребята, мы с вами видим ниточки, из которых состоит ткань. Скажите, из чего состоит ткань? (ткань состоит из ниток). А сейчас рассмотрим кусочек из бумаги. Что мы можем сказать о ней? (не видим ниточек). Правильно, когда мы смотрим на бумагу через увеличительное стекло, ниточек мы не видим. Вот еще одно свойство бумаги и ткани мы с вами рассмотрели. Давайте еще раз повторим, что ткань состоит из ниток, а бумага нет.
Мы смотрели с вами фильм, о том, что ткань изготавливают из нитей на ткацкой фабрике, а бумагу прессуют из бумажной массы, полученной из опилок на бумажной фабрике.
Ребята, а хотите узнать, могут ли бумага и ткань разговаривать?
3. Мнем бумагу и ткань.
Воспитатель. Для того, чтобы услышать как разговаривают бумага и ткань, нам надо сделать тишину. Давайте тихим голосом расскажем про нее стишок.
Тишина у пруда,
Не колышется вода,
Не шумят камыши,
Тише-тише малыши.
Воспитатель. Тихо-тихо берем сначала бумажный листочек, начинаем его мять. Что вы слышите? (он шуршит, разговаривает).
Воспитатель. Правильно, он шуршит. (Вместе повторим – бумага шуршит.)
Теперь возьмите кусочек ткани, начинаем его мять. Прислушайтесь, разговаривает ли ткань? Вы слышите что-нибудь? (нет)
Воспитатель. Правильно, ткань не разговаривает, не издает никакого звука.
Значит, что мы можем запомнить? (что, когда мнешь бумагу она шуршит, а ткань – не издает звука).
4. Разглаживание бумаги и ткани.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, мы помяли и бумагу и ткань, давайте попробуем их разгладить. Сначала разглаживаем руками бумажный листочек. Что у вас получилось? (не получается разгладить! Все равно мятая.)
Воспитатель. Правда! Бумага настолько мятая, что не распрямляется.
Давайте теперь попробуем разгладить руками ткань. Что у вас получилось?
(она немного разглаживается)
Воспитатель. Ткань при разглаживании распрямляется.
Физминутка
Я платочек постираю,
В кулачках его потру,
А потом прополоскаю,
Крепко-крепко отожму.
Я встряхну платочек ловко,
Чтобы высох быстро-
Прищеплю его к веревке.
Погляди, как чисто!
5. Рвётся не рвётся
Воспитатель. Ребята, а давайте определим, что же прочнее, ткань или бумага. Попробуйте разорвать кусок бумаги. Когда рвётся бумага, она издаёт звук, как - будто немножко «фыркает». Что получилось? (бумага порвалась, получилось два кусочка бумаги). А теперь попробуйте разорвать ткань (ткань - не рвётся). Какая ткань? (прочная, крепкая). А бумага? (не прочная, легко рвётся). Бумага рвётся легко, а ткань с трудом, тяжело её порвать, надо сильно дёргать. Поэтому одежду шьют из ткани. А если всё таки надо разрезать ткань и бумагу, чем можно воспользоваться? (ножницами). А если надо склеить бумагу, что мы возьмём? (клей). А чтобы зашить порвавшуюся ткань, что нужно взять? (иголку с ниткой)
6. Погружаем бумагу и ткань в воду.
Воспитатель. А теперь давайте посмотрим, что случится с бумагой и тканью если их намочить? Берём сначала ткань, погружаем её в воду, отжимаем. Что мы видим? (она стала мокрой). Сейчас попробуем погрузить в воду бумагу, отжимаем. Попробуйте её распрямить. Что вы видите? (она размокла, стала рваться, непрочная).
Отложите остатки бумаги и ткани на тарелочку, вытирайте руки. Дети, значит какой материал прочнее – ткань или бумага? Какой материал можно постирать, и не выбрасывать? (ткань прочнее, её можно постирать и расправить).
Воспитатель. Ребята, а мы можем из бумаги сшить одежду (нет, она не прочная и скоро порвется.) А из ткани? (можем, одежда из ткани прочная и долго носится)
Я попробую свернуть в кулёк ткань и бумагу. Посмотрите, бумага держит форму, а ткань не держит форму.
Воспитатель. Вот теперь, когда мы все знаем о бумаге и ткани, мы можем выбрать материал для костюма Димдимычу!
Ребята, из чего лучше сделать плащ? (из ткани, пришьем ленты к плащу) А колпачок? (сделаем из бумаги и наклеим на него звёзды)
Воспитатель. Вот мы и помогли разрешить спор Симки и Нолика.
Итог:
Ребята, давайте еще раз повторим, то что мы узнали о бумаге и о ткани.
(Дети повторяют изученное, опираясь на схематическое изображение свойств бумаги и ткани, выполненное на отдельных листах).
Бумага : жесткая, не состоит из ниток, гладкая, если ее мять – шуршит, не распрямляется, при намокании – рвется.
Ткань : мягкая, состоит из ниток, шершавая, если ее мять – не издает звуков, при разглаживании распрямляется, в воде намокает, но не рвется.
Сейчас мы приведём ваши рабочие места в порядок и начнём изготавливать костюм учёного для Димдимыча.