юлия кутьина
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе «Знакомство с творчеством художника Е. И. Чарушина»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
• Продолжать знакомить детей с творчеством художника-иллюстратора Е. И. Чарушина.
• Формировать умение внимательно рассматривать иллюстрации, обращая внимание на особенности внешнего вида животных.
• Определять художественные средства в передаче характерных образов животных.
• Воспитывать интерес к книге и иллюстрации.
• Развивать умение передавать пушистость животного при помощи тычка в процессе рисования.
Материал:
Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе „Знакомство с творчеством художника Е, И, Чарушина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Художники. Знакомство с картинами художников
- Чарушин Е.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
Рассказ «Волчишко» Е. И. Чарушина; портрет Е. И. Чарушина; иллюстрации Е. И. Чарушина – волчонок, лисёнок, оленёнок; листы бумаги; тычки-кисточки; цветная гуашь; салфетки.
Предварительная работа:
Коммуникативная деятельность – Знакомство с творчеством Е. И. Чарушина; чтение рассказов Е. И. Чарушина – «Друзья», «Медвежата», «Волчишко», «Олешки», «Кот Епифан», «Верный трой», «Про Томку»; беседа воспитателя с детьми о героях рассказов.
Ход:
Воспитатель предлагает детям послушать отрывок из произведения Е. И. Чарушина «Волчишко», не называя его.
осп. : Из какого произведения вы услышали отрывок?
Дети : «Волчишко».
Восп. : Легко ли пришлось волчонку, живя в доме у человека?
Дети: Нет, не легко.
Восп. : Почему не легко?
Дети : Волк-животное дикое, ему нужна свобода, ему нужно охотиться.
Восп. : Кто автор этого произведения? /показ портрета Е. И. Чарушина/
Дети : Е. И. Чарушин.
Восп. : Какие ещё произведения Е. И. Чарушина вы знаете?
Дети : «Медвежата», «Олешки», «Друзья», «Кот Епифан», «Верный Трой», «Про Томку».
Восп. : О ком они?
Дети : Эти произведения о животных.
Восп. : Правильно. Ребята Е. И. Чарушин был не только детским писателем, но ещё и художником. Он очень любил природу, животных, особенно малышей – котят, щенят, лисят, зайчат, и др. Наблюдая за ними Евгений Иванович подмечал их неловкие движения, любопытство, наивную неуклюжесть. А потом писал забавные истории про зверюшек, рисовал к ним иллюстрации.
Давайте рассмотрим иллюстрации Е. И. Чарушина к уже знакомым вам рассказам. –Вот наш маленький волчонок. Что вы можете сказать про волчонка? Какой он?
Дети: Волчонок маленький, серенький, мохнатенький, одинокий, грустный, несмышлённый.
Восп. : Хорошо. Кто же изображён на следующей иллюстрации?
Дети: Медвежата.
Восп. : Чем заняты медвежата?
Дети : Один медвежонок смешно обхватил лапками бутылочку с молоком и посасывает, а другому тоже хочется. И так он подлезет, и этак к своему другу, никак не получается, не даёт медвежонок свою бутылочку.
Восп. : Какими изобразил Чарушин медвежат? Опишите.
Дети : Медвежата маленькие, неуклюжие, косолапые, мохнатые, большеголовые, добрые, смешные, несмышлёные, с большими сильными лапами, с пушистой бурой шерстью, с любопытными глазками.
Восп. : Молодцы. Перейдём к следующей иллюстрации. Кто нарисован на ней?
Дети: Лисёнок.
Восп. : Из какого рассказа этот зверёк?
Дети : Из рассказа «Лисёнок».
Восп. : Каким изобразил Чарушин лисёнка?
Дети : Маленьким, беззащитным, рыженьким, пушистым, кричащим, испуганным.
Восп. : Как художник изобразил испуг лисёнка?
Дети : Ушки прижаты к спине, глазки сужены, рот открыт, хвост опущен и поджат, шерсть вздыблена.
Восп. : Молодцы. Так и кажется лисёнок кричит, зовёт маму на помощь. Страшно ему одному. Жалко лисёнка.
Давайте посмотрим на следующую иллюстрацию. Кого вы на ней видите?
Дети : Оленёнка.
Восп. : Каким оленёнок изображён на картине?
Дети : Оленёнок беззащитный, маленький, слабенький, рябенький с белыми пят-нышками, с большими внимательными глазами, длинноногим.
Восп. : Обратите внимание, ребята, художник нарисовал оленёнка маленьким, только родившимся. Он ещё не может долго стоять на длинных тонких ножках, потому что они у него ещё слабенькие.
Мы рассмотрели с вами иллюстрации Е. И. Чарушина. Посмотрите внимательно на них и скажите какие цвета использовал художник изображая животных?
Дети : Натуральные цвета – серые, белые, коричневые, др.
Восп. : Правильно, он использовал натуральные цвета, такие как в жизни, в природе.
-Каким планом изображал художник своих животных на иллюстрациях?
Дети : Крупным планом.
Восп. : Почему?
Дети : Для того чтобы можно было рассмотреть их характерные черты.
Восп. : Да. Обратите внимание зверята у Чарушина изображены всегда в движении : бегают, прыгают, играют, и т. д.
Рисовал Е. И. Чарушин своих животных карандашом и красками. То сильнее нажимая карандашом, то еле касаясь бумаги. То оставляя острые, тонкие штрихи, то покрывая мелкими точками лист. Поэтому мех у животных пушистый, то светлее, то темнее.
Нарисованные им волчата, олешки, лисята, зайчата вызывают чувство нежности. Они как будто живые, так и хочется погладить их пушистую шерстку.
-Ребята, вы заметили, что главные герои рисунков Е. И. Чарушена только звери и птицы?
Дети : Да, заметили.
Восп. : Художников, которые рисуют только зверей и птиц называют анималистами, от латинского слова «анимал», что означает «животное». Поэтому Е. И. Чарушина можно назвать художником-анималистом.
А теперь давайте представим себя маленькими зверушками и поиграем.
/Физкультминутка/
Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках
А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька – трусишка,
И как серый волк – волчишко,
Посидим, как оленёнок,
И продолжим путь.
Восп. : Молодцы. Ребята, мы с вами рассмотрели иллюстрации Е. И. Чарушина и я предлагаю вам сегодня побыть тоже художниками, и нарисовать маленьких, пушистых зверьков. А из ваших рисунков мы сделаем свою книжку-альбом о животных. И чтобы ваши зверьки получились пушистыми, мохнатенькими мы вместо кисточек воспользуемся тычками.
-Выберите, какое животное вы будете рисовать.
-Подумайте, какую краску нужно взять.
-Вспомните, как правильно рисовать тычком.
Воспитатель напоминает технику рисования тычком.
Дети : рисуют.