Коротнева Марина
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР «Дождик, дождик не дожди»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №23
комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга
Непрерывная образовательная деятельность
с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР
«Дождик, дождик не дожди»
учитель-логопед:
Коротнева Марина Андреевна
высшей квалификационной категории
г. Санкт-Петербург
2018 год
Публикация «Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР „Дождик, дождик не дожди“» размещена в разделах
- Дождь, дождик, тучи
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Развитие грамматических компонентов речи и познавательной активности. Основные задачи:
Коррекционно-образовательные :
1. Расширение и активизация словаря.
1. Формирование навыков построения предложения. Закрепление умения отвечать на вопросы полным предложением.
3. Совершенствование навыков звукового анализа.
4. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде, с числительными, словообразование притяжательных прилагательных, слоговой структуры слов.
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие фонематического восприятия, слухового внимания, слуховой памяти.
2. Развитие зрительного гнозиса.
3. Развивитие просодических компонентов речи.
4. Развивать мелкую и общую моторику, тактильные ощущения, способность соотносить темп и ритм с движением рук.
5. Развитие чувства ритма.
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе.
2. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.
Предварительная работа:
Наблюдение за осенними изменениями в природе, беседы, чтение стихов об осени, разучивание игры «Ладушки».
Оборудование:
Иллюстрации с изображением осеннего леса, диких животных, интерактивная игра «На что похожа туча?», «Капельки», игра «Поясок», игра «Подбери слово», символы гласных, согласных звуков, изображение туч по количеству детей, зонт, лейка, музыкальное сопровождение.
Интеграция образовательных областей : социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Ход занятия
Организационный момент
Дети входят в зал под музыку «Облака белогривые лошадки….».
Логопед:
Ребята, какое сейчас время года.
Дети: Осень.
Логопед: А осенью часто идет, что?
Дети: Дождь.
Логопед:
Можно слышать шум дождя.
То закапает лениво,
То польет, как из ведра.
Моросит без остановки,
Капельки не видишь ты.
Только мокрые дорожки,
Листья, куртки и зонты.
Встанем под зонт и хором скажем.
Раз, два, раз, два начинается игра.
К нам прилетело облако. Ему хочется, чтобы мы осенью не скучали, когда идет дождь. Оно приглашает нас в гости к своим друзьям, которые с нами поиграют. А в конце нас будет ждать сюрприз.
Первая наша дорожка будет из листьев (показ). С какого дерева листья?
Дети: Клена. Листья кленовые.
Логопед: Идем и считаем кленовые листья.
Логопед: Мы пришли в гости, отгадайте к кому?
Загадка
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
А зимой - другого цвета.
Дети дают ответы.
Логопед показывает зайца.
1. Игра - опыт «Подбери слово» (обогащение глагольного словаря).
Логопед: Что делает дождь?
Дети: Дождь идет.
У зайки поиграем в игру. Я буду показывать, как может идти дождь, а вы подбираете нужное слово – действие (возможна помощь ребенка). Дождь что делает?
Дети: Дождь капает, дождь льет (как из ведра, лейки, дождь моросит (дождика не слышно, не видно).
Логопед: Теперь мы пойдем по дорожке, на которой лежат листья? Назовите, какие это листья.
Дети: Дубовые листья.
Логопед: Идем и считаем дубовые листья. Один дубовый лист, два дубовых листа и т. д. (согласование числительных с существительными).
Мы пришли в гости, отгадайте к кому?
Загадка
Лежала между ёлками,
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.
Дети: Ежик
Логопед показывает ежика.
2. Игра «Поясок» (образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффикса).
Логопед: У ежика в корзине поясок.
С пояском мы поиграем,
Слово быстро называем.
Дети отвечают и плетут поясок.
Дети слышат шум дождя.
Логопед: Дети, что это за звуки?
Дети: Это шум дождя.
Логопед: Давай те прочитаем и отхлопаем закличку, чтобы дождь закончился.
3. Игра «Дождик, дождик не дожди» (координация речи с движением).
Дождик, дождик не дожди,
Дождик, дождик подожди.
Дай ребяткам погулять,
Малым деткам поиграть.
4. Динамическая пауза
Логопед: Возьмите в руки облака и под веселую музыку покатайтесь на них.
Звучит музыка. Дети двигаются прямым галопом по кругу, цокают языком.
Логопед: Спускаемся с облаков и по дорожке шагаем дальше (дети возвращают облака).
На дорожке нашей две лужи.
Логопед: Через маленькую лужу мы по дощечке (перейдем). Большую лужу мы что сделаем? (обойдем). В гости мы придем.
Мы пришли в гости, отгадайте к кому?
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе,
Орешки я грызу.
Дети дают ответы.
5. Игра «На кого похожа туча?» (образование притяжательных прилагательных).
Логопед: Ребята посмотрите на экран. Представьте, что это тучки на небе. Назовите, на чью тень похожа туча (заячья, медвежья, беличья, оленья, волчья тень).
- В верхнем правом углу экрана, чья тень? (похожа на зайца – заячья тень).
- В нижнем правом углу экрана, чья тень? (похожа на медведя – медвежья тень).
- В верхнем левом углу экрана, чья тень? (похожа на белку – беличья тень).
- В нижнем левом углу экрана, чья тень? (похожа на волка – волчья тень).
- В центре экрана, чья тень? (похожа на лису – лисья тень).
Молодцы, с загадкой справились.
Логопед: На следующей дорожке лежат шишки. Шишки, с какого дерева.
Дети: Шишки с сосны. Сосновые шишки.
Логопед: Пойдем по дорожке и сосчитаем шишки (одна сосновая шишка, две сосновых шишки, три сосновые шишки…. и т. д.).
Мы подошли к мольберту.
6. Игра «Выложи схему» (развитие навыков звукового анализа и синтеза).
Логопед: Послушайте стихотворение и скажите, какое слово я произносила чаще всего.
Дождик бегает по лужам
Кап – кап – кап.
Дома, дома посидите
Кап – кап – кап.
Почитайте, поиграйте
Кап – кап – кап.
А уйду – тогда гуляйте
Кап – кап – кап.
Дети: Кап
Дети: Давайте выложим схему любимого слова дождика - кап.
Логопед: Сколько звуков в этом слове.
Дети: В слове три звука.
Логопед: Какой звук вы слышите первым? Расскажите о нем.
Дети: Это согласный звук [К].
Логопед: Каким цветом обозначим?
Дети: Синим.
Логопед: Какой звук следует после него?
Дети: Звук [А]. Он гласный.
Логопед: Каким цветом вы его обозначите.
Дети: Красным.
Логопед: Какой звук последний в этом слове?
Дети: Это согласный звук [П] .
Логопед: Каким цветом вы его обозначите.
Дети: Синим.
Логопед: Отлично.
7. Игра «Отхлопай ритм» (развитие чувства ритма).
Капельки капают в определенном ритме. Давайте исполним музыку для дождя. Посмотрите на экран, и отхлопаем ритм.
Первая тучка I I I
Вторая тучка I I I
Третья тучка I I I I
Логопед: Ребята, облачку понравилась наша музыка. Оно передает вам сюрпризы (капельки).
Рефлексия.
Логопед: Ребята, посмотрите на капельки. Назовите самую интересную игру.
Ответы детей. Дети прощаются и уходят.
]