Татьяна Ноголь
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Ознакомление со свойствами стекла»
▼ Скачать
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Ознакомление со свойствами стекла»
Образовательная область : Познавательное развитие
Цель:
Знакомство детей со свойствами стекла.
Задачи
Образовательные :
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе „Ознакомление со свойствами стекла“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Стекло. Изучаем свойства стекла
- Темочки
Учить выявлять свойства стекла, обратить внимание детей на то, что все свойства учитываются при изготовлении вещей из этого материала.
Поддерживать интерес детей к рассказыванию по предметам, не глядя на них, находить существенные признаки.
Формировать способы словообразования прилагательных.
Развивающие:
Развивать внимание, восприятие, память, наблюдательность, способность анализировать, связную речь.
Воспитательные:
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение выслушать товарища.
Воспитывать бережное обращение с предметами, сделанными из стекла.
Словарная работа: Прозрачное, светлое, цветное, водонепроницаемое, гладкое, ребристое, бьется, хрупкое, свойство.
Предварительная работа: Рассматривание с детьми предметов, сделанных из различных материалов, составление описательных рассказов.
Методы и приемы: сюрпризный момент, игровой, наглядный, поисково-исследовательская деятельность.
Материалы и оборудование :звук
Изделия из стекла : тонкие и ребристые стаканы, розетки, вазочки, бутылочки, салатницы, разнообразные флаконы, пробирки, очки, линзы, цветные лампочки, баночки, часы и т. д.
Мячи.
Ход:
Воспитатель: Становись скорее друг, в наш волшебный добрый круг.
Здравствуй, Небо (руки вверх,
И Земля (приседают,
Здравствуйте, мои друзья (руки вперед).
Воспитатель: Ребята, нам прислали видео письмо. Хотите узнать от кого это письмо?
Малыш подарил мне большую банку с малиновым вареньем! Я довольный и радостный летел к себе домой на крышу, но засмотрелся на пролетающую мимо птичку. Банка выскользнула у меня из рук и, упав на дорогу разбилась. Всё варенье растеклось. Я очень опечален, ведь это моё любимое лакомство. Во всём виновата банка. Почему она разбилась?
Воспитатель: Как вы думаете, от кого это письмо?
Воспитатель: Правильно это письмо от Карлсона.
Воспитатель :Что случилось у Карлсона? (ответы детей)
Воспитатель: Поможем Карлсону разобраться, почему разбилась банка?
Воспитатель: Для того чтобы определить, из чего сделаны все предметы, я предлагаю вам игру «Что из чего сделано?»
Воспитатель: Но сначала, мы с вами разделимся на подгруппы с помощью волшебного мешочка.
( Дети достают из волшебного мешочка геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)
Воспитатель: А теперь посмотрите на свою геометрическую фигуру и найди свою пару.
Воспитатель: В игре вы будите работать парами.
Воспитатель: Ребята подходите к столам, у вас на столе лежит вот такая большая карточка с изображением материала, пара должна подобрать карточки с предметами, сделанными из этого материала.
Воспитатель: Из чего сделаны предметы у тебя? (Кожа, дерево, металл)
Воспитатель: А окно, очки, ваза, стакан- из чего сделаны? (из стекла)
Воспитатель: Молодцы ребята с заданием вы справились, вы правильно определили материал, из которого сделаны предметы на карточках.
Воспитатель: А вы обратили внимание, из чего была банка у Карлсона? (из стекла) Почему она разбилась? Что же такое стекло? Хотите посмотреть?
Воспитатель: Может быть кто-то из вас уже знает, как делают стекло? Давайте посмотрим. (показ презентации «В мире стекла»)
Воспитатель: Ребята, теперь мы с вами знаем из чего делают стекло и кто его делает, давайте повторим (из песка, соды и золы, мастер-стеклодув)
Воспитатель: Ребята, сейчас я предлагаю помочь Карлсону разобраться в свойствах стекла и приглашаю всех в лабораторию. (повторяем правило поведения в лаборатории (не кричать, не трогать без разрешения, не
пробовать на вкус, работать только на своём месте, соблюдать осторожность)
Воспитатель: А я вас хочу познакомить с новым правилом, которое нужно соблюдать при обращении со стеклом :
Со стеклом будь осторожен –
Ведь оно разбиться может.
А разбилось – не беда,
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, брат – совок
И для мусора бачок –
Вмиг осколки соберут,
Наши руки сберегут.
Воспитатель: (Воспитатель подходит к столу, на котором лежат предметы из стекла накрытые салфеткой.)
Воспитатель убирает салфетку и дети видят различные изделия из стекла (тонкие и ребристые стаканы, розетки, вазочки, бутылочки, салатницы, разнообразные флаконы,пробирки, очки, линзы, цветные лампочки, баночки)
Воспитатель: Ребята посмотрите, все предметы похожи друг на друга.
Как вы думаете, что их объединяет, что у этих предметов общего?
Воспитатель. Очень много изделий делают из стекла. Интересно, почему? Давайте займемся определением свойств стекла.
Воспитатель: Предлагаю взять фишку и положить в стакан.
Что вы видите в стакане? (в стакане мы видим фишку)Какого цвета фишка? Воспитатель: Если в стакане вы видите фишку,значит. что можно сказать про стекло, какое оно?
(Дети делают вывод о том, что стекло прозрачное, карточку-схему выставляем на доске)
Воспитатель: Как вы думаете,где используется это свойство стекла – его прозрачность?
(Окна в зданиях, очки, микроскоп, аквариум, стекла в машинах, часах и т. д.)
Воспитатель :Ребята, стекло бывает не только прозрачное, посмотрите, какое ещё стекло? (Синяя вазочка, коричневый пузырек, зеленая бутылочка, голубая ваза, черные солнцезащитные очки, разноцветная стеклянная фигурка и т. д.)
Воспитатель: Все эти предметы из стекла, разного цвета, как можно их назвать одним словом? Какое это стекло? (Цветное стекло)
Воспитатель: Значит следующее свойство – стекло окрашивается (цветное) (карточку-схему выставляем на доске)
Воспитатель: Зачем делают цветные стеклянные изделия?
(для украшения помещений, для защиты глаз (солнцезащитные очки). темные пузырьки делают для увеличения срока годности лекарств)
Физкультминутка.
Отражение в стекле
Будь зеркальным отраженьем,
Повторяй мои движенья -
Раз, два, три-
И снова повтори!
Воспитатель. Ребята, давайте определим какое стекло на ощупь, что вы ощущаете? (гладкое, холодное, скользкое и т. д.)
Воспитатель: Посмотрите на стакан, а теперь на графин, чем они отличаются? Какие они по толщине?
Воспитатель :Есть изделия из тонкого стекла, а есть из очень толстого.
Воспитатель: Что произойдёт, если я упущу стеклянное изделие (Оно разобьётся)
Воспитатель: Значит, следующее свойство-стекло хрупкое. (карточку-схему выставляем на доске)
Воспитатель. Будем проводить опыт (Нет.)
Воспитатель. Конечно нет, будет очень обидно и жалко если разобьются красивые стеклянные изделия. Ребята у вас дома разбивалось что-нибудь стеклянное?
Воспитатель. Как надо собирать разбитое стекло (Веником смести на совок).
Воспитатель: А что может произойти, если разобьётся стекло в очках?
(может пораниться глаз.)
Воспитатель: А в стеклянное окно можно бросать мяч или камень? (нет)
Воспитатель: Вспомним чистоговорку?
Лы-лы-лы – забивали мы голы,
Лу-лу-лу-возле окон на полу,
Ла-ла-ла-не заметили стекла.
Лу-лу-лу-мы не били по стеклу,
Ла-ла-ла –только нет в окне стекла
Воспитатель: Как нужно обращаться со стеклянными изделиями (Очень осторожно)
Воспитатель. Правильно ребята, со стеклянными изделиями нужно обращаться очень осторожно.
Воспитатель : Ребята, а сейчас налейте в стакан воды. Вытекает вода из стакана? (нет) Значит стекло не пропускает воду, оно водонепроницаемое. (карточку-схему выставляем на доске)
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю игру: «Угадай по звуку»
Послушайте и угадайте по звуку, по какому материалу я постучала (по дереву, по металлу, по стеклу)
Воспитатель: Ребята что вы услышали? Правильно мелодичный звук. Если осторожно постучать по стеклу палочкой, то мы услышим звон,похожий на звучание металлофона.
Воспитатель: Значит следующее свойство стекла какое? (стекло мелодичное) (карточку-схему выставляем на доске)
Воспитатель. Ребята, давайте для Карлсона повторим все свойства стекла и отправим Карлсону ответ на видео письмо.
- стекло прозрачное;
- стекло окрашивается (цветное);
- стекло хрупкое;
- стекло не пропускает воду, водонепроницаемое;
- стекло мелодичное.
Воспитатель. Правильно, ребята, вы молодцы и хорошо запомнили свойства стекла, я думаю,что Карлсон зная свойства стекла будет бережно обращаться со стеклянными предметами.
Воспитатель: Смотрите ребята, Карлсон уже получил наше видео письмо и благодарит вас за него.
Воспитатель : Ребята кому мы сегодня помогали?
Что у него случилось?
Понравилось вам помогать Карлсону?
А что нового и интересного вы узнали, помогая Карлсону?
Какие моменты вам больше понравились и почему?