Горшкова Юлия Радиевна
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности «Тропа науки» в старшей группе
▼ Скачать +Заказ
Цель: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.
Задачи:
Образовательные
Публикация «Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности „Тропа науки“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2022
- Формировать новые и закреплять имеющиеся знания детей о предметах
и явлениях окружающего мира;
Развивающие
- Развивать у дошкольников познавательную активность, умение анализировать полученные результаты;
-Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, атмосферном давлении, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению. Логическое мышление.
Воспитательные
- Формировать навыки взаимодействия со сверстниками;
- Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам,
желание приходить на помощь другим. Воспитывать аккуратность в работе.
Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
В результате участия в игре у ребенка появится интерес к исследованиям, он получит первые (или новые) представления о физических и химических явлениях вокруг нас.
Герои:
- Знайка,
- Астронавт,
- Поваренок,
-Умник.
Материалы и оборудование:
- карточки со слогами «НА», «У», «КА»;
- музыкальное сопровождение, оборудование для музыкального сопровождения;
- костюмы для героев;
- макеты космических планет;
- лимонад, виноград;
- конфеты Скитлс;
- магниты;
- машины;
Ход НОД:
1. Мотивационная часть.
Знайка: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Знайка! Сегодня я хотела прийти к вам в гости со своей давней знакомой Королевой Наукой!
А вы знаете что такое Наука? (ответы детей)
Правильно. Наука- это область, которая дает нам возможность лучше понять наш окружающий мир и создавать хорошие вещи во благо человеку и всем живым существам.
Но к сожалению Наука опаздывает…. Давайте ей позвоним.
(звонит по телефону)
Знайка: Алло! Добрый вечер, королева Наука. Ты где?
Королева Наука : Здравствуй, Знайка. Кажется, я сбилась с пути и заблудилась. Не могла бы ты мне помочь?
Знайка: Конечно, сейчас мы с ребятами что-нибудь придумаем.
- Ребята, нельзя бросать друга в беде, вы согласны? Давайте отправимся на поиски Королевы Науки.
Знайка: Но в путь я возьму только самых сообразительных, внимательных и спортивных ребят! Вы сообразительные? (дети отвечают) И внимательные? (дети отвечают). Сейчас проверим!
Игра «Правда или нет»
Знайка: Если я правильно скажу, то вы хлопайте, если нет, то топайте! А я буду вас запутывать (Знайка все делает наоборот, чтобы запутать детей)
- Караси в реке живут (ХЛОПАЮТ)
-На сосне грибы растут (ТОПАЮТ)
-Любит мишка сладкий мед (ХЛОПАЮТ)
-В поле едет пароход (ТОПАЮТ)
-Дождь прошел – остались лужи (ХЛОПАЮТ)
-Заяц с волком крепко дружит (ТОПАЮТ)
-Ночь пройдет – настанет день (ХЛОПАЮТ)
-Маме помогать вам лень (ТОПАЮТ)
-Праздник дружно проведете (ХЛОПАЮТ)
-И домой вы не пойдете (ТОПАЮТ)
-Нет рассеянных средь вас (ХЛОПАЮТ)
- Все внимательны у нас! (ХЛОПАЮТ).
Знайка: Какие молодцы. Придется всех брать на поиски Королевы Науки.
Но дорожка наша будет не проста, для того чтобы найти Науку, нам нужно будет проверить свои знания и научится многому новому. Вы ведь хотите подружиться с Наукой? (ответы детей). Конечно, ведь Наука любит умных, любознательных и изобретательных детей. Тогда в путь!
I. Основная часть.
1 остановка «Я знаю космос»
Астронавт. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Астронавт, и я очень рад встрече с вами. Мы с моей командой очень любим изучать космос. Ведь космос – целая наука. Чтобы что-нибудь исследовать в космосе, надо хорошо знать математику, физику, черчение и многое другое. А вы что знаете и умеете? Мы хотим проверить, знаете ли вы что-то о космосе.
А взамен я расскажу вам интересные факты о космическом пространстве.
Задание (вопросы) :
1. Как называется наша планета?
(Земля)
2. Какая она по счету от солнца?
(Третья)
3. Самая большая и горячая звезда во вселенной?
(Солнце)
4. Как называется спутник Земли?
(Луна)
5. Сколько планет в Солнечной системе?
(8)
6. Солнце планета или звезда?
(Звезда)
7. Какая планета самая большая?
(Юпитер)
8. Какая планета самая маленькая?
(Меркурий)
9. У какой из планет есть кольца?
(У Сатурна)
10. Как называется оптический прибор для исследования и изучения космических тел?
(Телескоп)
Знайка. Молодцы, ребята, замечательно ответили. Многое знаете о космосе.
А сейчас Астронавт вам расскажет интересные факты о космосе.
Астронавт. Ребята, а вы знаете, что на планете Меркурий нет атмосферы, а значит ветра или какой-либо другой погоды.
Венера является единственной планетой, которая вращается в противоположную сторону, чем другие планеты.
Первый человек на Луне был из США и звали его Нил Армстронг.
Первый след Армстронга до сих пор на Луне. (Показывает фото отпечатка Армстронга на Луне).
Астронавт. Кстати, совсем недавно Королева Наука была здесь и кое-что оставила для вас.
(ребята получают карточку со слогом НА)
2 остановка «Вкусная наука»
Поваренок. Здравствуйте, друзья. Мне очень приятно, что вы заглянули на мою кухню. А что делают на кухне, знаете? А вы помогаете мамам готовить? Что именно? А вы знаете, что кулинария – это наука? Сейчас я вам это докажу.
Опыт 1. «Подводная лодка из винограда»
Материал: 1 стакан имонада (на каждого ребенка) виноград.
Поваренок. Как вы думаете, что будет с виноградиной, если ее опустить в лимонад? Хотите проверить? Бросьте в стакан с лимонадом виноградину.
(виноградинка чуть тяжелее воды и опустится на дно. На неё начнут садиться пузырьки газа, вскоре их будет так много, что виноградина всплывёт. Но на поверхности пузырьки лопнут и газ улетит. Отяжелевшая виноградина снова опустится на дно. Так будет продолжаться, пока вода не выдохнется.
Вывод: под действием пузырьков объём виноградины уменьшается и она поднимается, а как только пузырьки лопнут, виноградина становится тяжелее и опускается на дно.
Вы спросите, при чем здесь подводная лодка? Да при том, что она всплывает и погружается очень похожим способом.
Только у лодки пузыри газа не снаружи. Она ведь не в лимонаде плавает! У лодки есть внутри специальные цистерны. Называются они балластными, потому что в них набирают балласт- груз который тянет лодку вниз.
Командир приказывает погрузиться. Цистерны открывают, и в них устремляется вода. Она вытесняет воздух. Спешат, бурлят воздушные пузыри. Она расстаются с лодкой, как пузыри со всплывшей виноградиной. И лодка, словно виноградина, тяжелеет и отпускается на глубину.
Надо снова всплыть? «Продуть балластные!»- приказывает командир. И цистерны снова открываются, но теперь в них устремляется сжатый воздух из специальных баллонов. Он вытесняет, выгоняет воду, он сам заполняет цистерны. Внутри лодки словно образуются большие воздушные пузыри. И облегченная лодка всплывает!
Опыт 2. Радуга из Скитлс» (исследование вредных влияний красителей, входящих в состав конфет)
Ребята, а вы любите сладкое? А что больше всего? (ответы детей). Жевательные конфеты, «Чупа- чупсы», «Скитлс» в яркой упаковке- все это, без сомнения, вредные продукты. Сейчас мы свами будем настоящими исследователями. И поймем, почему не стоит есть конфеты из магазина.
Нам понадобится:
Конфеты Скитлс;
Вода;
Тарелка.
1. Проложим конфеты на тарелку, располагая их по кругу.
2. Добавляем осторожно воду в середину тарелки, пока вода не коснется всех конфет. Все! Теперь просто наблюдаем. В течении нескольких минут, перед вами появится красивая радуга. От чего же она появилась?
Вывод: Конфеты полностью покрыты пищевой краской. При взаимодействии с водой пищевая краска растворяется и окрашивает воду. Тоже самое происходит с нашим желудком.
Поваренок. Молодцы, справились с заданием. А незадолго до вас у меня гостила Королева Наука. Она оставила вам вот это.
(ребята получают карточку со слогом У)
Знайка. Ой ребята, что-то я немного устала. Давайте разомнем наши мышцы. Ведь путь наш неблизкий.
Музыкальная физ. минутка
3 остановка «Физические силы»
Умник. Сейчас ребята, мы с вами узнаем основы физики. Физика-это целая наука. Она нужна нам для объяснения природных и физических явлений.
Наш эксперимент называется «Сила магнита»
Нам понадобится:
2 машинки;
2 кольцевых магнита с северным полюсом и южным полюсом.
1. Вставляем по одному кольцевому магниту в каждую машинку одинаковой стороной. Пробуем приблизить их. Что мы видим: Машины отталкиваются.
2. Давайте перевернем магнит в одной из машинок. Пробуем снова приблизить. Что мы видим: Машины притягиваются.
Почему они ведут себя по-разному?
Вывод: Противоположные полюса магнита притягиваются, а одинаковые отталкиваются.
Умник. Молодцы. Перед вами ко мне заглядывала Королева Наука, и оставила для вас вот эту карточку. (ребята получают карточку со слогом КА)
II. Заключительная часть.
Знайка: Что, ребята, нашли мы Королеву Науку? Нет? А попробуйте собрать слово из карточек, которые вам дали во время пути. Прочитайте его:
НАУКА.
Знайка: Значит, встретили вы Науку. Посмотрите вокруг! Всё, что мы видим: от крошки хлеба на столе до прекрасного голубого неба над головой можно рассмотреть с точки зрения науки. А вот, кстати, и она….
Выходит Королева Наука
Королева Наука : Здравствуйте, ребята. Здравствуйте! Позвольте вам представиться. Я - Королева Наука. Спасибо, что помогли мне добраться до моей подруги Знайки. Я очень ценю добрых и отзывчивых людей, таких, как вы. А еще, я знаю, вы сегодня узнали много интересного. И я считаю, что вы достойны быть моими помощниками.
Королева Наука : Мы посвящаем вас в помощники Наукп. Вы должны гордо нести это звание. А для это вы должны: (все вместе повторяем)
• Прилежно учиться
• Много трудиться
• Вести наблюдения
• Делать открытия
Королева Наука и Знайка вручают детям удостоверения
Королева Наука : Дорогие ребята! Вот и стали вы моими помощниками и я открываю вам путь в мою волшебную научную страну. Здесь вас ждут открытия и чудеса. А сейчас мне пора прощаться. До новых встреч!