Гузнова Альбина
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе «Город сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко».
Конспект
непосредственной образовательной
деятельности в старшей группе.
Образовательная область «Познание» (ФЭМП).
Тема:
«Город сказок».
Подготовила и провела
воспитатель:
Гузнова А. С.
р. п. Шатки
2016 г.
Программное содержание:
- учить детей ориентироваться по плану;
- закрепить счет от 1 до 10, обратный счет, счет парами;
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности по ФЭМП в старшей группе „Город сказок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
- упражнять в решении задач на уменьшение числа на единицу;
- учить делить целое на 4 равные части, складыванием предмета пополам и еще раз пополам;
- закрепить знание геометрических фигур и тел, умение конструировать;
- развивать логическое мышление, внимание, умение рассуждать;
- формировать положительное отношение к русским народным сказкам, интерес к их драматизации.
Материал к непосредственной образовательной
деятельности :
Демонстрационный материал:
иллюстрации: план города сказок, болото с кувшинками, забор с лапками кур;
Предметные картинки: помидор, перец, огурец, капуста;
Ножницы, круг красного цвета d=12 см;
Зал разделен на зоны:
Болото – ткань голубого цвета, игрушка – лягушка, болотная трава;
Избушка Бабы-Яги, за ней Баба-Яга – взрослый;
Лес и домик с забором – расставлены искусственные елки, маски волка и лисы;
Прорубь – ребенок-Емеля находится около искусственного прорубя;
Доска демонстрационная – 1 шт.
Раздаточный материал:
Круги красного цвета d = 9 см, набор геометрических фигур: треугольник, квадрат – 2 шт., прямоугольник – 2 шт. из цветной бумаги, ножницы на каждого ребенка.
Методы и приемы.
Игровая ситуация, вопросы, моделирование, художественное слово, загадывание загадок, упражнение, проблемная ситуация, поощрение, анализ.
Интеграция образовательных областей :
«Коммуникация», «социализация», «безопасность», «чтение художественной литературы», «физкультура», «труд».
Предварительная работа.
1. Непосредственно образовательная деятельность №1.
Цель: показать образование числа 10 и научить детей вести счет в
пределах 10, согласовывая числительные с существительными в роде и
числе, учить обратному счету в пределах 10.
2. Непосредственно образовательная деятельность №2.
Цель: учить детей различать квадрат и прямоугольник, познакомить с
признаками этих фигур: наличием углов, сторон, их количеством,
соотношением сторон по размеру.
3. Чтение сказок : «По щучьему веленью», «Царевна-лягушка», «Лисичка-
сестричка и серый волк».
Цель: формировать положительное отношение к русским народным
сказкам через художественную литературу.
4. Д/и «Сколько будет».
Цель: закрепить умение считать парами.
5. Конструирование «Дома на нашей улице».
Цель: закрепить знание геометрических фигур и тел, умение
конструировать.
6. Решение задач.
Цель: упражнять в решении задач на уменьшение числа на единицу.
7. Драматизация сказок.
Цель: развивать интерес к драматизации сказок.
План – конспект непосредственной образовательной деятельности.
. Вводная часть.
Игровая ситуация: путешествие в город сказок.
Цель: вызвать у детей интерес к дальнейшему ходу непосредственной образовательной деятельности.
. Основная часть.
1. Игровая ситуация: встреча с Царевной-лягушкой.
Цель: повысить у детей интерес к непосредственной образовательной
деятельности.
2. Упражнение: решение заданий Кощея.
Цель: закрепить счет от 1 до 10, обратный счет и упражнять в решении
задач на уменьшение числа на единицу.
3. Загадывание загадки о Бабе-Яге.
Цель: активизировать мыслительную деятельность детей.
4. Проблемная ситуация: как поделить молодильное яблоко.
Цель: учить детей находить выход из создавшейся ситуации,
активизировать мышление.
5. Вопросы, направленные на выявление знаний о том, как поделить яблоко
на равные части.
Цель: активизировать память детей, мыслительную деятельность.
6. Игровая ситуация: встреча в лесу с Лисой и Волком.
Цель: формировать положительное отношение к русским народным
сказкам, интерес к их драматизации.
7. Художественное слово: стихотворение о Лисе и Волке.
Цель: через художественное слово повысить интерес к решению заданий
Лисы.
8. Упражнение: решение заданий Лисы.
Цель: закрепить счет парами, развивать логическое мышление, внимание,
умение рассуждать.
9. Загадывание загадки о Емеле.
Цель: активизировать мыслительную деятельность детей.
10. Моделирование: домики для зайцев.
Цель: закрепить знание геометрических фигур и тел, умение
конструировать.
. Заключительная часть.
Анализ непосредственной образовательной деятельности.
Цель: вспомнить, какие добрые дела сделали для персонажей сказок,
понравилось ли, поблагодарить детей за участие.
В течение непосредственной образовательной деятельности
использовалось поощрение детей.
Цель: активизировать детей к участию в непосредственной
образовательной деятельности.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
. Вводная часть.
Дети входят в зал.
Воспитатель – Ребята, скоро наступит лето, и многие из вас поедут куда-нибудь отдыхать. Но мы можем уже сейчас попутешествовать и побывать в городе сказок. Там нас ждут волшебные превращения, трудные задания. Ребята нам необходимо взять с собой план Города сказок (показывает план (слайд 6).
Он нужен, чтобы не заблудиться.
Что означают стрелки?
Дети – Куда нам необходимо идти.
. Основная часть.
Воспитатель – Куда сначала показывает стрелка?
Дети – Налево, на болото (слайд 7).
Воспитатель – Что за необычная лягушка живет в этом болоте?
Дети – Царевна-лягушка.
Воспитатель – Злой Кощей заколдовал царевну и превратил в лягушку,
чтобы ее освободить Иван-Царевич должен выполнить задания Кощея. Ребята, поможем Иван-Царевичу (слайд 8).
Дети – Да.
Первое задание Кощея.
(вывешивается иллюстрация).
Воспитатель – На болоте, где живет лягушка, растут кувшинки, но кувшинки разные. Давайте их сосчитаем. Сколько кувшинок с цветками?
Дети – Кувшинок с цветками 10.
Воспитатель – Сколько кувшинок без цветков?
Дети – Кувшинок без цветков 9.
Воспитатель – Каких кувшинок больше: с цветками или без цветков?
Дети – Кувшинок с цветками больше, чем без цветков.
Воспитатель – На сколько больше?
Дети – Кувшинок с цветками больше, чем без цветков на один.
Воспитатель – Что нужно сделать, чтобы и тех и других кувшинок стало поровну?
Дети – Нужно добавить или убрать одну.
Второе задание Кощея.
Воспитатель – Нужно сосчитать кувшинки обратным счетом.
Дети – (считают).
Воспитатель – Молодцы ребята! Вы помогли Ивану-Царевичу выполнить задания Кощея, и лягушка непременно превратиться в царевну.
А мы отправляемся дальше. Посмотрите на план и скажите, куда указывает стрелка?
Дети – Стрелка указывает вверх.
Воспитатель – Что за странный теремок?
Из трубы идет дымок.
У избушки ноги есть.
Кто ж хозяин здесь?
Дети – Баба-Яга (слайд 9).
(из-за домика выходит взрослый в наряде Бабы-Яги).
Баба-Яга – Фу-фу-фу, русским духом пахнет! Не иначе ко мне гости пожаловали. Ой, да это же мои старые знакомые. Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки.
Дети – Здравствуйте!
Баба-Яга – Детки, вы, как всегда, во время – тут ко мне Змей Горыныч зашел. Я ему, конечно, рада, но не знаю, как быть.
Воспитатель – А в чем дело?
Баба-Яга – Есть у меня яблочко молодильное. Съешь его – на сто лет моложе станешь. Но яблоко одно! Если я его съем, Горыныч обидится. Что же делать?
Дети – Надо яблоко разделить.
Баба-Яга – А как?
Дети – Поровну, на четыре части.
Воспитатель – Почему вы думаете, что яблоко нужно разделить на четыре части?
Дети – Потому что у Змей Горыныча три головы и еще Баба-Яга, получается четыре.
Воспитатель – Ребята, но яблоко нужно разделить на четыре равные части.
Давайте попробуем это сделать. У меня в руках модель яблока – круг красного цвета. Складываем этот круг пополам, точно подравниваем концы, пригладим линию сгиба. На сколько частей я разделила круг?
Дети – На две части.
Воспитатель – Я разделила круг на равные части?
Дети – Да.
Воспитатель – Как это проверить?
Дети – Нужно наложить одну часть на другую.
Воспитатель – А если я сложу круг вот так (не пополам, можно ли сказать, что эти части равные?
Дети – Нет эти части не равные.
Воспитатель – Ребята, что больше целый круг или его часть?
Дети – Целый круг больше, чем его часть.
Воспитатель – А теперь давайте две части круга сложим еще раз пополам. Сколько частей получилось?
Дети – Получилось четыре части.
Воспитатель – Я разделила круг на четыре равные части?
Дети – Да.
Воспитатель – Ребята, что больше целый круг или одна из его четырех частей?
Дети – Целый круг больше.
Работа с раздаточным материалом.
Воспитатель – Ребята, у вас на столах тоже есть модель яблока – круг красного цвета. Разделите этот круг на четыре равные части.
Дети делят круги. Воспитатель проверяет.
Баба-Яга – Вот спасибо вам детишки, помогли старой. До, свидания!
Дети – До, свидания!
Воспитатель – До, свидания! Ребята, скажите, куда дальше указывает стрелка?
Дети – Направо, на елочки, на лес (слайд 10).
Воспитатель и заранее подготовленный ребенок разыгрывают сценку, надев на голову маски – Лисы и Волка.
Волк – Лисавета, здравствуй?
Лиса – Как дела зубастый?
Волк – Ничего идут дела.
Лиса – Где ты был?
Волк – На рынке.
Лиса – Что купил?
Волк - Свининки.
Лиса – Сколько взяли?
Волк – Шерсти клок, ободрали левый бок.
Лиса – Кто отгрыз?
Волк – Собаки. Еле ноги уволок.
Лиса – Учит Лиса Волка,
Да только мало толку.
Не умеет Волк считать
И задачки решать.
Покажем Волку, как надо задачки решать (слайд 11).
«Сосчитай курочек».
Рыжая плутовка считать умеет ловко.
Пришла в деревню кур пересчитать.
Да куры за забором,
Чтоб не залезли воры.
Сколько же курочек?
( Вывешивается иллюстрация: забор с куриными лапками).
Дети – (считают парами).
«Отрицание».
Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением помидора, перца, огурца и капусты.
Зайцы на огороде поливали овощи не красного, не желтого цвета, но это были не огурцы. Что поливали зайцы?
Дети – Капусту.
Волк – Пойдем, Лисичка. Я буду учиться. До, свидания!
Дети – До, свидания!
Воспитатель – До, свидания! Ребята, скажите, куда дальше указывает стрелка?
Дети – На прорубь (слайд 12).
Воспитатель –
Этот сказочный герой
Поймал в проруби зимой
Рыбу говорящую.
Стоит лишь сказать слова,
Происходят чудеса:
Ведра воду носят,
Сани дрова возят,
Сам герой на печи
К царю в гости ездит.
Кто это?
Дети – Это Емеля.
Появляется заранее подготовленный ребенок, разыгрывает диалог с детьми.
Емеля – Здравствуйте, дети!
Воспитатель – Чем ты занимаешься?
Емеля – Я думаю, как соседям-зайцам помочь домики построить.
Воспитатель – Может, мы поможем!
Емеля – Выложите, пожалуйста, из геометрических фигур домики для зайцев. А я по вашим планам вмиг все построю.
Работа в парах – конструирование домиков из геометрических фигур.
Емеля – Быстро вы справились. Домики замечательные получились. А из каких геометрических фигур вы построили домики?
Дети – (отвечают).
Емеля – Спасибо, ребята. До, свидания!
Дети – До свидания, Емеля.
. Заключительная часть. Анализ.
Воспитатель – Вот и закончилось наше путешествие в Город сказок. В каких сказках вы побывали? Какие добрые дела сделали для персонажей сказок? (Ответы детей).
Сегодня вы выручали сказочных героев, надеюсь, и в жизни вы всегда будете всем помогать (слайд 13).