екатерина шубина
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Такие разные ложки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
Тема: «Такие разные ложки»
Возраст детей 6-7 лет.
Образовательные области : «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Цель: развивать устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.
Программные задачи:
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе „Такие разные ложки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ложка. Все о ложках для детей
- Подготовительная группа
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
- обогатить представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки; о видовом многообразии однородных предметов (ложки разные по размеру, форме, материалу, внешнему облику, функциям);
- активизировать словарный запас;
- развивать мелкую моторику, навык форморазличения, творчество и фантазию при изготовлении декоративных ложек;
- вызывать чувство восхищения совершенством рукотворных предметов;
- воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира, уважение к труду людей их создающих;
- содействовать формированию познавательного интереса к предметному миру.
Экспонаты предполагаемого (или реального) мини-музея:
фотографии и картины первых ложек, набор игровых деревянных ложек, поделки из ложек, коллекция современных ложек, различный дидактический материал по теме.
Активизация словаря:
ложка, хрупкий, древесина, глиняная, каменная, деревянная, металлическая, серебряная, золотая, оловянная, алюминиевая, фарфоровая, пластмассовая, ложкари, сувенирные.
Оборудование и наглядный, методический материал:
презентация «Ложки!», аудиозапись «Ложкари», вазочка с вареньем, пластиковые вилки по количеству детей, пластилин, доски, стеки, салфетки (по количеству детей, бусины, бисер для декорирования вылепленных ложек, коллекция различных по назначению ложек, деревянные ложки (по 2 штуки на каждого ребёнка).
Предварительная работа:
рассматривание коллекции ложек, работа над обогащением словаря на тему «Посуда», разучивание физической минутки, пальчиковой игры,. Чтение художественной литературы по теме. загадывание загадок.
Ход организованной образовательной деятельности
Мотивационно-ориентировочный этап
Дети собираются вокруг стола, на котором стоим вазочка с вареньем, накрытая плотной салфеткой.
Воспитатель: - Ребята, представьте, что сегодня вы пришли ко мне в гости. А вот и угощение! Ешьте, не стесняйтесь! Почему же вы не едите?
Ответы детей (нет ложек).
Воспитатель: Вы верно заметили, ложек нет. А что же это, ребята, без ложки больше никак нельзя попробовать варенье?
Ответы детей (лизнуть, попробовать через край и т. п.)
Воспитатель: Да, не очень удачные предложения. Поэтому сегодня мы с вами поговорим о таком привычном и необходимом предмете – о ложке.
Проблемно-поисковый этап
Воспитатель: Как вы думаете, ложки у людей были всегда?
Ответы детей.
Воспитатель: Очень-очень давно, когда первые люди жили на Земле, они ели руками сырую пищу, у них не было огня и не было никакой посуды.
Со временем они научились вытачивать из камня инструменты, добывать и сохранять огонь. Обнаружив глину, люди узнали, что из нее можно лепить разные предметы, которые попадая в огонь, не сгорают, а становятся крепкими, прочными, удобными. В них можно было хранить и варить еду, а горячую пищу можно было брать не руками, а глиняными дощечками, напоминающими ложку. Так появилась посуда, и самая первая ложка.
Там, где не было глины, люди научились делать ложки из костей и рога. Например в древнем Египте ложки вырезали из слоновой кости.
В Греции и других странах, расположенных у южных морей,использовали ракушки, которыми удобно было «загребать» пищу. Позднее к ракушкам приделывали ручки. Как вы думаете, из них тоже удобно было есть людям?
Ответы детей.
Воспитатель: К тому же, ребята, такие ложки были достаточно хрупкими.
- Ребята, а как вы думаете, из какого материала делали ложки на Руси?
Ответы детей.
Воспитатель: конечно, ребята, самым распространенным материалом для изготовления ложек на Руси была древесина. Первые деревянные ложки были очень простые, без украшений. Их вырезали из липы, березы, дуба. Ложка получалась легкая, красивая и не нагревалась от горячей пищи. Такими ложками ели щи да кашу.
Но время шло. Люди стали использовать металлы для изготовления ложек. Богатые - из дорогих металлов: золота и серебра, а бедные из простых металлов.
- Ребята, а сейчас я вам предлагаю сыграть в игру «Какой, какие, какая…»
Дидактическая игра. «Какой, какие, какая?
Если ложка сделана
- из глины, какая она?. (глиняная)
- из камня, какая она?. (каменная)
- из дерева, какая она?. (деревянная)
- из металла, какая она?. (металлическая)
- из серебра, какая она?. (серебряная)
- из золота, какая она?. (золотая).
- из олова, какая она?. (оловянная)
- из алюминия, какая она?. (алюминиевая)
- из фарфора, какая она?. (фарфоровая)
- из пластмассы, какая она?. (пластмассовая)
Воспитатель: В современном мире ложки изготавливают из разнообразных материалов. Самыми распространёнными являются металлические столовые приборы. При этом каждый вид имеет свои особенности.
- Ребята, я разложила на поднос для вас разнообразные ложки, да только вот случайно их перепутала. Помогите пожалуйста разложить их по порядку. Я буду рассказывать вам про назначение ложки и её особенности, а вы будете подсказывать, где она.
Проводится игра «Узнай по описанию»
1. Эта ложка предназначена для употребления супов и каш в глубоких тарелках. (Столовая)
2. Эту ложку используют для употребления сладких блюд, которые поданы в креманках или глубоких десертных тарелках. (Десертная)
3. С помощью этой ложки размешивают сахар в чае, употребляют горячие напитки. (Чайная)
4. А эта ложка почти в два раза меньше чайной. Её обычно используют для кофе, поданного в маленьких чашечках. (Кофейная)
5. Этой ложкой едят жидкую пищу. Она может быть округлой или вытянутой, но в любом случае она должна быть достаточно глубокой. (Ложка для бульона)
6. Эта ложка имеет довольно длинную ручку и специальное отверстие для стекания жидкости. (Ложка для оливок)
7. А эта ложка оснащена специальными зубчиками, при помощи которых очень удобно есть цитрусовые и бахчевые, а также киви. (Ложка для грейпфрута)
8. Эта ложка редставляет собой столовый прибор с длинной спиралевидной ручкой, на конце которой размещен шарик. Такую ложку используют для перемешивания ингредиентов разных напитков и для приготовления слоистого коктейля. (Барная)
9. Данный инструмент имеет форму булавы с глубокими протоками. Мешалку делают деревянной, потому что металл имеет свойство изменять вкус мёда. (Ложка для мёда)
Воспитатель: молодцы, ребята! Одна из ложек решила поиграть с вами в прятки.
Проводится гимнастика для глаз «Где спряталась ложка?»
(Дети находят ложку глазами и называют её местоположение).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а что еще можно делать с помощью ложки, кроме употребления пищи?
Ответы детей.
Воспитатель: конечно, ребята! Деревянные ложки можно использовать как музыкальный инструмент. Давайте и мы с вами на минутку станем ложкарями – людьми, которые играют на ложках.
Воспитатель раздаёт детям деревянные ложки. Дети пританцовывают с ложками в руках под аудиозапись «Ложкари»(физкультминутка).
Воспитатель: ребята, а ещё красивые (сувенирные) ложки могут служить прекрасным подарком.
Давайте и мы с вами в память о сегодняшней встрече сами изготовим ложки. Из чего их можно сделать?
Ответы детей. Обсуждение вариантов.
Пальчиковая гимнастика.
«Помощники»
Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли:
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали.
Удары кулачками др. о друга.
Одна ладонь скользит по другой.
Загибают пальчики, начиная с
большого.
Одна ладонь скользит по другой.
Загибают пальчики, начиная с
большого.
Удары кулачками др. о друга.
Практический этап
Воспитатель: ребята, прежде, чем мы с вами приступим к работе, давайте вспомним, из каких частей состоит ложка. Это небольшая чашечка, которая с помощью перемычки соединена с рукояткой. Молодцы, можете приступать к работе.
Лепка «Красивая ложечка» из целого куска пластилина с элементами декора.
Рефлексивно-оценочный этап
Воспитатель: какие красивые ложки у вас получились! Вы старались, как настоящие мастера.
А сейчас я предлагаю вам ещё одну игру, которая называется «Ложка эмоций».
Игра "Ложка эмоций"
(Показываем все эмоции).
Воспитатель: А теперь выберите ту эмоцию, которую вы сейчас испытываете. (Каждый показывает) Понравилось вам наше сегодняшнее занятие? А что понравилось больше всего?
Ответы детей.
Воспитатель: А мне понравилось, что вы были очень активными и внимательными. Ребята, вы просто молодцы!
Последующая работа
Работа в мини-музее ведется круглый год. Активно участвуют не только дети, но и их родители. Планируется создание фотоальбома "Овощные приключения", пополнение экспонатов мини-музея, выставка " Овощ - герой сказки" (придумывание сказки об овоще, в дальнейшем создание книги из всех придуманных сказок)
Результативность реализации технологии музейной педагогики
в условиях ДОУ заключается в следующем:
-У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
- Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
-У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик.
Список используемой литературы.
1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа. Конспекты занятий. – М. :УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2009.
2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»
под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа.
3. Развивающие занятия с детьми 5-7 лет / Под ред. Л. А. Парамоновой. – М. : ОЛМА Медиа Групп, 2013.
4. Сборник загадок.
5. Физкультминутки и игры для детей.