оксана веременко
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе
Программное содержание:
Познавательное развитие: Расширять и уточнять знания детей о зимнем времени года; продолжать учить работать с пословицами, которые являются «кладовой народной мудрости»; проводя с детьми исследовательскую деятельность, подвести их к выводу, что все снежинки имеют кристаллическое строение, и поэтому в сильный мороз снег скрипит.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Речевое развитие: Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, прививать чуткость к поэтическому слову, повторяя с детьми народные приметы, обогащать их активный словарь старорусскими названиями зимних месяцев и природных явлений; продолжать учить детей договаривать рифмованные словосочетания, подходящие по смыслу стихотворному выражению; продолжать учить анализировать родственные слова, учить находить их общую часть.
Социально-коммуникативное развитие: Воспитывать бережное отношение к родной природе, удовлетворение от общей учебно-исследовательской деятельности.
Художественно-эстетическое развитие: Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования – рисование солью, закрепить умение рисовать снежинки.
Физическое развитие: Развивать общемоторные движения, сопряженые с речью; продолжать приучать самостоятельно следить за своей осанкой.
Ход НОД:
Вос-ль: Дети, сегодня к нам в детский сад принесли посылку. Хотите узнать, что в ней? (Достаёт и читает письмо)
«Здравствуйте, дети из далёкой России! Пишут вам дети из Африки.
Прекрасно живётся у нас!
Растут здесь арахис, кокос, ананас…
Но мы никогда не видали зимы,
И спорили мы, даже ссорились мы.
Узнали, что что-то холодное это,
А также что это на севере где-то,
Но больше узнать ничего не смогли мы».
Представляете, дети из Африки не знают, что такое зима и они никогда не видели снега. (Показ слайдов).
Как мы могли бы им помочь? (Ответы детей). Предлагаю написать им письмо и обо всём рассказать. Давайте вспомним и расскажем о зиме всё, что мы о ней знаем.
Что для вас зима? (Дети, встав в круг, передают снежок друг другу, называют «зимние» слова: метель, вьюга, снеговик, снежинка, мороз и т. п.)
А теперь разбейтесь на команды по четыре. Каждая команда должна сложить слово из заданных букв. Победит та команда, которая быстро и правильно справится с заданием.
Вос-ль: Вспомните и скажите, сколько зимних месяцев? (Ответы детей)
Вос-ль: Назовите зимние месяцы. (Ответы детей)
Вос-ль: Теперь назовите самый первый зимний месяц. Про него еще говорят: году конец, а зиме – начало? (Ответы детей) А в старину, в народе декабрь назывался «лютень» или «студенец». Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Декабрь так называли за лютую морозную пору, за длительную стужу.
Вос-ль: Назовите второй зимний месяц. (Ответы детей)
А январь в старину называли «просинец». Как вы думате, почему? (Ответы детей). В январе больше ясных дней, солнце дольше задерживается на небе.
Назовите третий месяц. (Ответы детей)
А февраль в народе называли «вьюговеем». Почему? Да, в этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку.
А сейчас предлагаю вам разделиться на подгруппы по пять. Каждой подгруппе необходимо собрать разрезную картинку и определить, какой месяц изображён на картинке.
Вос-ль: Поиграем в игру «Зимние приметы».
Вос-ль: Если ночь морозная,
Тихая и звездная,
Дым из труб идет столбом …
Дети: Значит, ясно будет днем. (Показ слайда)
Вос-ль: Пятна синие над лесом,
Снега мелкого завеса,
Чуть морозы ослабели,
Ветер с юга …
Дети: Жди метели. (Показ слайда)
Вос-ль: Если рыба зимним днем
Ходит прямо подо льдом,
Ходит прямо подо льдом
И об лед стучит хвостом –
Значит без сомнения …
Дети: Ждите потепления. (Показ слайда)
Вос-ль: Если вечером закат
Был слегка зеленоват,
Если лег на ветки иней,
На стекле букет из роз,
Если дым ладошкой синей
Достает до самых звезд,
И не свищет ветер грозно …
Дети: Будет ясно и морозно. (Показ слайда)
Вос-ль: А вы знаете пословицы о зиме?
Дети: Береги нос в большой мороз.
В зимний холод всякий молод.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Зима без снега – лето без хлеба.
Холодная зима – жаркое лето.
Спасибо, мороз, что снегу принес.
Что летом родится, зимой пригодится.
Мороз не велик, а стоять не велит.
Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий.
Много снега – много хлеба.
Физкультминутка: Хоровод «Падал беленький снежок»
Падал беленький снежок Дети медленно опускают
На дорожку прямо. руки вниз.
Мы сейчас гулять пойдём Сужают круг
По дорожке с мамой. Расширяют круг
Пр-в: Зимушка, зимушка, зимушка-зима, «Фонарики» снизу вверх
Хорошо, хорошо, что ты к нам пришла Хлопки наверху
Будем бабу мы лепить Дети «лепят
Снежную, большую снежки»
И построим во дворе Скользящие хлопки
Горку ледяную. прямыми руками
Пр-в: тот же.
Вос-ль: Самое главное, что мы ждём от зимы – это, конечно, снег. Давайте с вами поиграем в игру «Придумай слово»
Дети подбирают родственные слова к слову снег: снежок, снежочек, снежинка, снеговик, Снегурочка, снегирь, белоснежный, Белоснежка, подснежник.
Вос-ль: Что такое снег? Откуда же берется снег? (Ответы детей)
Вос-ль: А вы знаете, как образуются снежинки? (Ответы детей). Снежинки образуются из мелких ледяных кристалликов в облаках, а потом выпадают на землю в виде снега. 1. Снежинка большей частью состоит из воздуха. Благодаря этому она падает очень медленно,
2. Белый цвет снега объясняется наличием в его структуре воздуха. При этом лучи света отражаются от границы ледяного кристалла с воздухом и рассеиваются.
3. В истории зафиксированы случаи выпадения цветного снега. Так, в 1969 году в Швейцарии выпал черный снег, а 1955 году в Калифорнии - зеленый.
4. В высоких горах и Антарктике можно встретить снежный покров розового, красного, фиолетового, желтовато-бурого цветов. Этому способствует существо – хламидомонада снежная, которая проживает в снегу.
5. 830 лет назад в США зафиксирована самая большая снежинка в мире. Ее диаметр составил 38 см.
Сейчас дети прочитают нам стихотворение «Снежинка».
Летит снежинка, кружится,
Ей видно с высоты
Заснеженную улицу
И голые кусты,
И с осени забытую
Скамейку в спящем парке,
И воробьёв нахохленных
Коричневые стайки.
Летит снежинка, кружится,
На солнышке искрится,
На землю глядя, думает:
Где можно приземлиться?
И вдруг увидела наш сад
И горку ледяную,
И санки, мчащие ребят
С горы напропалую.
И лёд, как зеркало, блестит
Под новыми коньками,
И баба снежная стоит,
Сверкая угольками.
Летят снежки то тут, то там,
С ребятами играя,
И смех, веселье, шум и гам
Весь день не умолкают.
Снежинка закружилась
Быстрей, быстрей, быстрей
И вскоре очутилась
На варежке моей.
И от тепла её храня,
Смотрю я с изумленьем:
Снежинка выбрала меня!
Ну, здравствуй! С приземленьем!
Давайте посмотрим, какие бывают снежинки. (Показ слайдов). Что у них общего? (Ответы детей). Да, у всех снежинок по шесть лучиков. Учёные рассматривали снежинки в микроскоп, и не нашли двух одинаковых снежинок. Вот так мороз постарался. А что происходит, когда мыс вами идём в сильный мороз по снегу? (Ответы детей). Да, мы слышим хруст. (Прослушивание аудиозаписи). А вы хотите знать, почему снег хрустит под ногами? (Ответы детей)
Опыт “Почему снег хрустит?”
Вос-ль: У вас на столах в тарелочках насыпана крупная соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Берем столовую ложку и надавливаем ею на соль. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.
Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка, звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.
Вос-ль: Посмотрите, а в посылке ещё что-то есть. Да ведь здесь настоящие бананы. Надо тоже послать подарок детям из Африки. Предлагаю вам нарисовать снежинки с помощью соли. Но прежде давайте вспомним и назовём этапы рисования этой техникой (Ответы детей).
Дети рисуют снежинки под музыку П. И. Чайковского из цикла «Времена года». По окончании рисования дети рассматривают рисунки.
Вос-ль: Какие красивые снежинки у вас получились, и они все разные. Мы эти снежинки пошлём в подарок детям из Африки, ведь настоящий снег мы не сможем им послать. Я думаю, дети обрадуются!
Вам понравилось наше занятие? Что нового вы узнали? Чему вы сегодня научились? Что помогло справиться с заданиями?