Елена Никулочкина
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Такая чудесная вода»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
непосредственной образовательной деятельности
«Такая чудесная вода»
с элементами ТРИЗа
образовательная область «Познавательное развитие»
раздел «Ребенок и окружающий мир»
для детей средней группы
(4-5 лет)
Составил и провел
воспитатель:
Никулочкина Е. В.
Санкт-Петербург
2018 г.
Цель: Познакомить детей со свойствами воды (бесцветная, безвкусная, прозрачная жидкость).
Задачи:
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „Такая чудесная вода“» размещена в разделах
1. Создавать у дошкольников целостное представление о воде, как о природном явлении.
2. Обогащать и активировать словарный запас (бесцветная, прозрачная, безвкусная, жидкость, твердое, газообразное состояние)
3. Расширять представления детей о значимости воды в жизни человека и в природе. Развивать у воспитанников любознательность, познавательный интерес в процессе выполнения опытов, мыслительную активность и умение самостоятельно делать выводы.
4. Воспитывать бережное отношение к воде, умение работать сообща.
Предварительная работа: Разучивание стихотворений о воде. Проведение бесед: «Где можно встретить воду?», «Кто живет в воде?», «Кому необходима вода?», «Если б не было воды». Загадывание загадок. Д/И «Кому нужна вода?», «Кто живет в воде?» Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто: «Девочка чумазая». Рассматривание иллюстраций о воде.
Материалы и оборудование. Аудио-запись «Звуки воды»; схемы-символы, обозначающие свойства воды, стакан с молоком, стаканы с водой, пустые стаканы, сахар, соль, ложечки, морские камушки, лимон.
Ход НОД
Воспитатель:
Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Поудобнее садитесь,
Не вертитесь, не крутитесь.
Звучит мелодия ручейка.
Воспитатель:
Вы слышите мелодию? На, что она похожа?
Дети: на ручей, на море, на водопад
Воспитатель:
Правильно!
Входит Фея воды (воспитатель в голубом платье)
Фея: Здравствуйте, ребята! Я- Фея пришла к вам в гости.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но, когда я захочу,
Даже камень источу.
Я не камень, не песок,
Мой сыночек ручеек
Догадались вы, друзья,
Как зовут меня? (Дети-Вода).
Воспитатель: Уважаемая Фея воды, мы с детьми очень любим водичку и рады Вас видеть у нас в гостях.
Фея: Хорошо. А, где вы можете встретить воду?
Дети: В реке, в море, в лужи, в кране и т. д.
Фея: Ребята, а знаете ли вы, кому нужна вода?
Дети: Деревьям, птицам, животным, растениям
Фея: Правильно! Ребята, без воды все живое просто погибнет. Вода-это жизнь! Животные тоже пью воду и просто без нее погибнут, а некоторые в ней и живут. Кто же живет в воде?
Дети: Рыбы, морской еж, водоросли и т. д.
Фея. Ни одно живое существо не может жить без воды. А, как вы думаете, а в детском саду, нужна вода?
Дети: Да.
Фея. А для чего?
Дети: Умываться, мыть пол, готовить еду, стирать, мыть игрушки, поливать цветы.
Фея. Все правильно, молодцы!
Воспитатель. Уважаемая Фея, дети прочтут стихотворение про водичку.
Ребенок. В Есть чудесная водица,
Без нее нам не прожить,
Не умыться, не напиться
И здоровыми не быть.
Утром только лишь проснешься -
Сразу личико умой.
Будешь чистым и красивым,
Подружись скорей с водой.
Что же это за водица?
Кто ответит на вопрос?
О водичке все мы знаем
И утрем любому нос:
Это дождик и сосулька,
Белый снег и гладкий лед,
Ручеек и речка: каждый
Пусть запомнит и поймет.
Фея. Дети, вы молодцы! Я хочу познакомить вас с моими маленькими друзьями.
Это маленькие человечки и мы их не видим-они прозрачные, но они прислали нам свои фотографии. Посмотрите, как крепко они держатся за руки, возьмитесь и вы, попробуйте вырваться. Не получается? Эти человечки твердые, живут в твёрдой воде. Их домик-лед.
А вот ещё одна фотография: эти человечки держат руки на поясе и лишь слегка касаются друг друга локтями. Такие человечки могут двигаться, они жидкие и живут в жидкой воде.
А вот фотография непослушных человечков, они не хотят стоять рядом или держаться за руки и постоянно разлетаются в разные стороны. Эти человечки газообразные. Давайте их изобразим тоже.
Определите, пожалуйста, где живёт этот человечек? Он газообразный, прозрачный, Конечно, это пар!
Посмотрите на этого человечка: он прозрачный, руки опущены вниз, значит, крепко держит соседа за руки. Как вы думаете, где он живёт?
Вы правы, его домик - лёд.
Как вы думаете, где живёт вот этот человечек? Руки держит на поясе, значит, он жидкий. Цвет прозрачный. Прозрачная жидкость - это вода.
Давайте с вами поиграем, как они.
Физминутка. Игра «Превращения»
Фея говорит слова: вода, лед, пар. Дети двигаются в соответствии положений человечков (локти ставят на пояс, берутся за руки, поднимают руки вверх)
Фея. Молодцы, дети. Вы много знаете про воду.
Воспитатель. А еще мы можем сказать про воду, какая она?
Дети: Может быть горячая, холодная…
Воспитатель. А давайте проведем опыты и узнаем: вода - она какая? У меня на столе два стакана, вода и молоко, определите, в каком стакане вода (дети показывают)
Воспитатель. Правильно, а как вы догадались?
Дети: Молоко белого цвета
Воспитатель. А скажите мне, пожалуйста, какого цвета вода?
Опыт № 1. «На определение цвета воды»
Воспитатель. Давайте мы с вами это и проверим. У меня есть разноцветные полоски. Вы будете подносить полоски к воде, с сравнивать подходят ли они по цвету.
Ну, что ребятки, подошла ли какая-нибудь полоска по цвету?
Дети: Нет
Воспитатель: Тогда какой мы с вами можем сделать вывод? Есть ли цвет у воды?
Дети: Нет
Воспитатель: Значит вода - бесцветная.
Опыт№ 2. «На определение прозрачности воды»
Воспитатель: Давайте положим в стаканчик с водой камушки. Видно их?
Дети: Да.
Воспитатель: А теперь такие же камушки мы положим в стаканчик с молоком. Видно их?
Дети: Нет.
Воспитатель: Вот мы с вами и убедились, что вода на самом деле - прозрачная.
Опыт № 3. «На определение вкуса воды»
Воспитатель: А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды?
Возьмите стаканчики и попробуйте воду. Какая она на вкус?
Дети: безвкусная.
Воспитатель: Правильно, вода не имеет вкуса.
А теперь давайте понюхаем воду и узнаем, пахнет вода или нет.
Дети: Нет. Вода без запаха.
Воспитатель. Правильно, получается, что вода не имеет запаха.
Давайте продолжим наш опыт.
Опыт № 4. «Вода приобретает вкус растворенного вещества»
Я положу в стакан с водой вещество. Вы размешайте его ложечкой. И попробуйте. Какой стала вода на вкус?
Дети: Сладкой. Соленой.
Воспитатель. Как вы думаете, что мы добавили в воду?
Дети: Сахар. Соль.
Воспитатель. Оказывается, вода может растворять и принимать вкус того вещества, которое в нее положили.
Рефлексия.
Воспитатель. Ребята, сегодня у вас появились новые друзья, с которыми вас познакомила Фея воды. Что вы узнали нового о них и о воде?
Дети: Вода прозрачная, бесцветная, безвкусная жидкость. Может растворять вещества и приобретать их вкус и запах. Бывает в жидком, твердом и газообразном состоянии.
Фея. Да, ребята, а еще вы должны помнить, что вода всем жизненно необходима и важна. И нужна всем вода чистая, поэтому воду надо беречь. Как вы будете ее беречь?
Дети: Закрывать кран, не загрязнять воду в реке.
Фея: Я надеюсь, что вы так и будете поступать. На память я дарю вам вот эти капельки, будьте такими же веселыми, озорными и не забывайте обо мне. До свидания!