Людмила Кандаурова
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Прогулка в весенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание : закрепить знания детей о природе родного края, о растительном мире леса, о животных и птицах, о весенних изменениях в природе, о взаимосвязи живых организмов; развивать связную речь, совершенствовать грамматический строй речи; учить составлять описательную загадку; повторить правила поведения в лесу.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Предварительная работа: беседа об изменениях, происходящих в природе с наступлением весны; экскурсия в природу; чтение стихотворений о весне; рассматривание иллюстраций о весне; и т. д.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе „Прогулка в весенний лес“» размещена в разделах
- Весенний лес. Конспекты занятий на тему весеннего леса
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Темочки
Материал к занятию: сюжетная картинка «Лес»; макеты цветных домиков; предметные картинки на каждого ребенка с изображением перелетных и зимующих птиц; карточки для игры «С какой ветки детки?», «Узнай, где растет?»
Ход занятия: Воспитатель: «Отгадайте загадку: сошли снега, шумит вода, день прибывает. Когда это бывает?» (весной.)
Воспитатель: «Да, дети, к нам действительно пришла весна, поэтому нас с вами приветствует яркое весеннее солнышко. Давайте и мы с вами поприветствуем его».
Смотрит солнышко в окошко (руки вверх).
Светит в нашу комнату (разводят руки в стороны).
Мы захлопаем в ладошки (хлопают).
Очень рады солнышку (руки вверх).
Воспитатель: «Наступила весна, и я предлагаю вам, дети, отправиться в
весенний лес. Он обрадуется тем гостям, которые знакомы с правилами поведения в лесу».
Дети по очереди называют правила друзей природы.
-- нельзя срывать цветы. Пусть красивые цветы растут в природе.
-- нельзя ловить бабочек и шмелей.
-- нельзя ломать ветки деревьев и кустарников.
-- нельзя убивать лягушек и жаб.
-- нельзя разбрасывать мусор.
-- нельзя разводить костры.
-- нельзя разорять муравейники.
-- нельзя разорять птичьи гнезда.
Воспитатель: «Молодцы, дети, вы хорошо знаете лесные правила. И вот мы с вами оказались в весеннем лесу. А теперь послушайте, как весна украшает лес. Я начинаю, а вы продолжаете».
Наступила (весна). Погода в лесу (теплая). Солнце весной (светит ярко). Птицы вернулись (из теплых стран). Расцветают (подснежники). Медведь (просыпается от зимней спячки). Лес стоит (зеленый).
Затем воспитатель предлагает детям составить свой рассказ о весеннем лесе.
Дети составляют: «Наступила весна. Погода в лесу стоит теплая. Весной ярко светит солнце. Птицы вернулись из теплых стран. В лесу расцветают подснежники. Медведь просыпается от зимней спячки. Лес стоит зеленый».
Дидактическая игра «С какой ветки детки?»
Воспитатель: «Дети, давайте вспомним, какие деревья растут в нашем лесу, а помогут нам в этом наши картинки. Каждое дерево мы узнаем по листку».
Дети: «У меня лист березы» (липы, дуба, рябины, клена и т. д.)
Хлопая в ладоши, дети готовятся к очередной игре, говоря слова: «Раз, два, три, четыре, пять! Будем весело играть!»
Игра «Узнай, где растет?» Дети узнают садовые и лесные цветы.
Ответы детей: «У меня медуница, растет в лесу».
«У меня роза, цветет в саду».
«У меня подснежник, растет в лесу» И т. д.
Воспитатель: «Дети, расцветают цветы – и появляются насекомые, просыпаются от зимней спячки. Например, зацветает медуница – появляются шмели, пчелы».
Пальчиковая гимнастика: «Насекомые».
Пчела села на цветок,
Пьет она душистый сок. (Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое пальцем левой руки).
Физминутка.
Воспитатель: «Во время весны у птиц в гнезде выводятся птенчики. Они такие любопытные – могут даже выпасть из гнезда. Представьте себе: у нас на ладони птенчик. Давайте спасем его: держим его бережно и нежно. Холодно малышу – согрейте его теплым дыханием. А теперь прижмите его к сердцу, отдайте частичку тепла своего сердца, своей души. Поднесите птенчика к уху. Послушайте, как радостно и весело бьется его сердце. Он говорит вам «спасибо», давайте отпустим его на свободу. Лети, птичка»! Воспитатель: «Какое настроение у вас после того, как вы помогли птенчику? Согрели его своим теплом, отдали частичку своей души».
Дети: «Хорошее, доброе, радостное, веселое, душевное»
. Воспитатель: «Конечно, всегда бывает хорошо на душе, если вы кому-то оказали помощь. Предлагаю вам найти каждой птице свой домик».
Дидактическая игра «Найди птице свой домик».
Дети различают перелетных и зимующих птиц, поселяют перелетных птиц в домик зеленого цвета, а зимующих в домик синего цвета.
Ответы детей: «Ласточка – перелетная птица, будет жить в зеленом домике. (Синица – зимующая птица, будет жить в домике синего цвета и т. д.)
Воспитатель: «Молодцы, дети, вы правильно расселили птиц по домикам. Но в нашем лесу живут не только птицы, но и животные. А вот какие животные живут в лесу, мы узнаем из ваших загадок».
Загадка-описание «Угадай животное».
Воспитатель предлагает детям загадать любое животное и рассказать о нем при помощи описательной загадки. Если ребенок затрудняется, педагог помогает при помощи наводящих вопросов, указывая на внешние особенности животного, его местообитание и поведение.
Загадки детей: «Мое животное живет в норе, носит рыжую шубу, является хищником».
Словесная игра «Правда или нет?»
Воспитатель : «Правда, что место, где растут березы, называют дубравой?»
Дети: «Нет».
Воспитатель: «Правда, что скворца называют вестником весны?»
Дети: «Нет».
Воспитатель: «Правда или нет, если вырубить сосны в лесу, ничего не случится?»
Дети обобщают: «Дятел потеряет свою столовую, белка потеряет свой дом».
Вывод: Погибнут сосны – погибнут все птицы и животные, жизнь которых связана с этим деревом.
Воспитатель: «Что нужно сделать для того, чтобы природа не погибла?»
Дети: «Охранять и беречь лес, посадить новое дерево, соблюдать правила поведения в лесу».
В конце путешествия подводится итог. Дети получают значки «Друг Природы».
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002.
2. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. – М. : Владос, 1994.