Вероника Пестова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Прогулка в осеннем лесу» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: Расширить представления детей о разнообразии растительного мира. Формировать представления о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья. Дать знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный. Учить называть отличительные особенности деревьев и кустарников. Формировать бережное отношение к природе. Систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу.
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности „Прогулка в осеннем лесу“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа. Беседа, чтение художественных произведений о природе. Дидактические игры. Отгадывание загадок. Беседа о правилах поведения в лесу. Разучивание физкультминутки «Мы корзиночки несем»
Материал и оборудование: ноутбук; медиапроектор; слайды с изображением леса, лиственных и хвойных деревьев, кустарников, грибов, схема тропинок
Ход НОД: (Стоя в кругу)
Звучит аудиозапись звуков леса. Воспитатель загадывает загадку:
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом —
Чудеса увидишь в нем.
Дети: Лес
Воспитатель: Правильно, мы сегодня вспомним все и узнаем новое, про лесное царство. А для чего человеку нужен лес?
(Ответы детей)
Воспитатель: А я тоже знаю, зачем нужен лес человеку. Например, Лес — друг земледельца, что это значит? (Размышления детей). Не будь леса, ветер так разгулялся бы на просторе, что сдул бы с поля весь плодородный слой земли, высушил её.
Лес — друг реки и её обитателей: рыб, раков, лягушек. Если гибнет лес, вскоре гибнет и река, она мелеет, пересыхает. Почему так? Весной снеговая вода с полей сбегает за неделю. А в лесной чащобе под еловыми лапами снег лежит ещё месяц. Он тает постепенно. Талая вода скапливается в моховой подстилке, как в губке, и лесные ручьи постоянно снабжают реку водой.
Воспитатель: Ой, на электронную почту пришло письмо. Давайте прочитаем.
«Дорогие ребята старшей группы! Пишет вам старичок Лесовичок. Я живу в лесу и буду очень рад, если вы придете ко мне в гости. Лес я очень люблю и гостям всегда рад! С уважением, старичок Лесовичок». А давайте вспомним правила поведения в лесу и отправимся на прогулку. У меня есть специальные знаки. Я буду показывать карточки со знаками, а вы расскажите, как надо вести себя в лесу.
- В лесу нельзя шуметь.
- В лесу нельзя мусорить.
- Нельзя разводить огонь.
- Нельзя разорять птичьи гнёзда.
- Нельзя вырывать растения с корнем.
- Нельзя ломать ветки деревьев.
Воспитатель: Все готовы.
Физкультминутка.
Мы корзиночки возьмем,
В лес по ягоды пойдем. (Дети шагают по кругу друг за другом.)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем ягоды искать. (Останавливаются, выполняют «пружинку», хлопают в ладоши.)
Пробежимся по дорожке, (Бегут по кругу.)
Перепрыгнем через лужи. (Прыгают на двух ногах.)
Под листочки мы заглянем — (Приседают.)
Ягод соберем на ужин: (Имитируют сбор ягод.)
Ежевики и малины,
Голубики и калины. (Шагают на месте.)
Гроздья спелые брусники
И немного земляники. (Выполняют «пружинку», хлопают в ладоши.)
На экран проецируется картинка леса. (Сели на пенечки, ковер, лавка)
Воспитатель: Ребята, как называется лес, где растут березы, клены, дубы, рябины? Дети: Такой лес называется лиственный потому, что в нем растут лиственные деревья и кустарники.
На экране медиапроектора лиственные деревья.
Воспитатель: Как называется лес, где растут хвойные деревья?
Дети: Такой лес называют хвойным.
Воспитатель: Какие деревья называются хвойными? Хвойные деревья это сосна, кедр, ель, пихта.
На экране медиапроектора хвойные деревья.
Воспитатель: Как называется лес, в котором растут лиственные и хвойные деревья?
Дети: Лиственные и хвойные деревья растут в смешанном лесу
Воспитатель: В каком лесу мы гуляем? Мы гуляем в смешанном лесу. Как вы это определили?
На экран проецируется картинка смешанного леса.
Воспитатель: Осенью на всех деревьях созревают плоды (картинки).
Какие плоды у дуба? (желудь)
У сосны и ели? (шишки)
У клена? (крылатки)
У березы? (крылатые орешки)
Воспитатель: Прогулки в лесу очень полезны для здоровья. Обратите внимание, как красиво и тихо в лесу. Давайте пройдемся по тропинкам. Сначала пойдем глазками по синей дорожке, потом по красной, повернули и идем по зелёной.
Воспитатель: В лесу растет много разных растений. Например, среди деревьев мы можем увидеть кустарники. (Ответы детей.)
Чем отличаются деревья от кустарников? Верно, у дерева от корня отходит один ствол, а у кустарника несколько довольно тонких стеблей — стволиков. Какие кустарники вы знаете? (Ответы детей.)
Давайте внимательно посмотрим на изображения дерева и еще раз вспомним, из каких частей оно состоит. Ребята, нужно собрать из частей дерево и объяснить, для чего нужна каждая из них. Корень растению нужен, во-первых, чтобы оно могло впитывать влагу, питательные вещества и минеральные соли из почвы, без которых растению не выжить. И, во-вторых, корень прочно удерживает растение в земле, помогает ему «сохранять равновесие», является опорой. Ствол, во-первых, это основная опора дерева, во-вторых, по стволу от корней к каждой веточке, листочку поднимается вода и минеральные вещества.
Для чего дереву нужна кора? Как вы думаете? (Кора защищает дерево.) А от чего она его может защищать? (От солнца, мороза, ветра, от того, чтобы не вытекал сок.) Что такое крона? (Это верхняя часть дерева.)
Воспитатель: Какие еще растения есть в лесу? Правильно, грибы. Грибы бывают съедобные и несъедобные. Грибники аккуратно срезают их ножом, чтобы не повредить корень (грибницу). Тогда на этом месте еще вырастут грибы. Грибами питаются люди и обитатели леса. Особенно любит грибы белка. Она даже сушит их на зиму и складывает себе в дупло».
Д\И «Смешные предложения»
Воспитатель: Теперь пора нам возвращаться в садик. Чтобы вернутся в сад нам надо исправить смешные предложения.
У берёзы дубовый лист. У ивы рябиновый лист. У тополя берёзовый лист. У ели осиновый лист. У рябины дубовый лист. У клёна тополиный лист. У сосны ивовый лист.
Дети исправляют неправильные предложения. (У берёзы берёзовый лист. У ивы ивовый лист. У тополя тополиный лист. У ели еловая хвоя. У рябины рябиновый лист. У клёна кленовый лист. У сосны сосновая хвоя.)
Пальчиковая гимнастика
- Лес дремучий, до свидания!
Ты расти на радость людям
Мы дружить с тобою будем.
Воспитатель: Вот мы и вернулись, а теперь все сели за столы мы с вами посадим свой маленький лес. Я вам предлагаю посадить лес необычным способом. У вас на столах есть силуэты деревьев, клей. Вам надо расположить деревья по другому, не как у меня.
Дети выполняют задания, комментируя.
Дети путем приклеивания готовых форм выполняют задание.
Воспитатель: - Дети, какой лес у вас получился? /Смешанный/.
Давайте вспомним, где мы побывали? Что видели в лесу? Что вам понравилось больше всего?
Мы с вами побывали в настоящем лесу. А еще бывает волшебный лес.
Про который рассказывается в русских народных сказках и в которых случаются чудеса. Вы там бывали? Ну, тогда сейчас Галина Михайловна приглашает вас в волшебный лес.