Алла Сазанова
Конспект непосредственно образовательной деятельности «У природы есть три клада» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : Познание
Интеграция образовательных областей :
- Коммуникация
- Социализация
- Музыка
- Физическое развитие
Тип: интегрированное
Возраст детей : 4-5 лет
Формы организации: группа, подгруппа.
Задачи:
- Образовательные : познакомить детей со стихиями земли, воды, воздуха во взаимосвязи; показать в экспериментальной деятельности присутствие воздуха в земле и его значение в земле; также показать взаимодействие земли и воды; познакомить с понятиями «фильтр», «фильтрация»;
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „У природы есть три клада“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Развивающие: развивать у детей способность устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями; развивать в экспериментальной деятельности познавательную активность, желание исследовать, внимание, наблюдательность, воображение, активизировать речь детей.
- Воспитывающие: воспитывать бережное, заботливое, осознанное отношение к природе и доброжелательность в процессе деятельности между детьми.
Словарь новых слов: фильтр, фильтрация.
Предварительная работа с детьми: знакомство со стихиями земли, воды, воздуха; рассматривание иллюстраций «Кто живёт в земле, воде»; наблюдения за облаками.
Наглядный дидактический материал:
а) Демонстрационный материал: макет ракеты; мультимедийный проектор; мольберт; физкультурный тоннель; слайды: вид Земли из космоса, разнообразные виды облаков; две прозрачные банки; бумага для фильтра;
б) Раздаточный материал: комочки влажной, рыхлой земли в контейнере на каждого ребенка; салфетки влажные; целлофановые пакеты; игра - пазлы с изображением Земли на магнитах.
Ход непосредственно – образовательной деятельности :
Звучит музыка. Воспитатель с детьми заходит в музыкальный зал, украшенный изображениями космического пространства (созвездия, макет ракеты, планеты).
Воспитатель: Я загадаю вам загадку.
Загадка мудреная,
Но и вы ребята, смышленые.
Слушайте внимательно.
Знают все, и млад и стар,
Что наш дом – большущий шар.
Твои живут здесь близкие, друзья.
Шар этот называется …
Дети: Земля.
Воспитатель: Наша планета Земля – это огромный - преогромный шар. Когда космонавты глядят на нашу планету из космоса, она им кажется светящимся шаром прекрасного голубого цвета. А вы хотите посмотреть на нашу планету из космоса?
Дети: Да.
Воспитатель: На чём мы туда отправимся?
Дети: На ракете.
Воспитатель: Проходите все за мной, занимайте места. Все готовы к полёту? Тогда вперёд.
Звучит музыка. На проекторе появляется вид Земли из космоса приближённый.
Воспитатель: Ракета поднимается всё выше и выше, а наша планета дальше и меньше.
На проекторе вид Земли из космоса удалённый.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая она красивая. Какие цвета вы видите?
Дети: коричневый, белый, голубой.
Воспитатель: Как вы думаете, что обозначают эти цвета?
Дети: Коричневый – это земля, голубой – это вода, белый – это облака, воздух.
Воспитатель: Земля, вода и воздух – большие друзья. Они всегда жили вместе и никогда не расставались. Но однажды заспорили: кто из них главнее, а вы как думаете?
Дети: Вода, воздух, земля…
Воспитатель: вот и вы тоже думаете по - разному. Давайте попробуем в этом разобраться. Для этого нам необходимо пройти в космическую лабораторию. Попасть в неё мы сможем, пройдя через тоннель.
(Под музыку дети по очереди пролезают сквозь тоннель.)
Воспитатель: Долго шли сюда не зря,
Волшебство нас ждёт друзья.
Чтоб решить вопрос любой,
Опыт проведём простой.
Опыт «Воздух в земле».
Цель: Показать, что в земле есть воздух и при сжимании комочка земли он как бы «уходит».
Воспитатель: Ребята, что вы видите на столе?
Дети: земля в коробке.
Воспитатель: Какая она по цвету? Я беру себе комочек рыхлой, влажной земли. Рассмотрите его, внутри каждого комочка «прячется» воздух, я сожму комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? Он увеличился или уменьшился? Комочек стал меньше. Почему? Потому что, я надавила на комочек и весь воздух, который был внутри «вышел».
Воспитатель: А сейчас мы с вами увидим, как воздух «уходит» из земли. Возьмите каждый по комочку земли и по очереди бросьте его в воду. Видите, из него поднимаются пузырьки - это выходит воздух. (Дети вытирают руки влажными салфетками).
- Ребята, как вы думаете, кому нужен воздух в земле?
Дети: Тому, кто там живё т: червям, кротам, муравьям (показ слайда «Кто живет под землей»)
Воспитатель: Ребята, а вы видите как много воздуха вокруг нас?
Дети: Нет.
Воспитатель: Такой опыт проведё м:
В пакет воздух наберём.
-Потрогайте, сколько воздуха собралось в пакете. (Дети надавливают на пакет).
Я открою вам секрет: стал упругим наш пакет.
Дышим воздухом мы все, но не виден он совсем.
Через нос проходит в грудь и обратный держит путь,
Он невидимый и всё же, без него мы жить не можем.
(пакет сдувается)
- Вот и «вышел» весь воздух, он снова вокруг нас.
- Ребята, вы сами хотите поймать воздух? (Детям раздаются пакеты и дети ловят воздух)
- Ребята, как вы думаете, кому нужен воздух? И для чего? (ответы детей)
- Правильно нужен воздух всем животным, растениям и людям на земле.
Звучит музыка.
Дыхательная гимнастика. Упражнение «Насос».
Цель: Учить детей укреплять мышечный тонус дыхательной мускулатуры.
1 .Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.
2. Выполнять наклоны вперёд – вниз и при каждом пружинистом наклоне делать отрывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом (5- 7 пружинистых наклонов и вдохов).
3. Выдох произвольный.
Воспитатель: Давайте пройдем дальше. Вы знаете, что земля и вода не могут друг без друга? Зачем земле нужна вода?
Ответы детей.
Воспитатель: Вода поливает землю, дает ей жизнь, проходя сквозь землю, вода очищается и появляются на земле чистые родники. Вы пили воду из родника? Чистая, вкусная?
Опыт «Фильтрация воды».
Цель: Показать детям, что вода, проходя через землю, очищается.
Воспитатель: Ребята, когда мы с вами проводили опыт с землёй и водой, вода стала мутной и грязной. Хотите посмотреть, как земля поможет воде стать чистой? У меня на столе стоит банка с фильтром, это то, через что вода будет проходить и очищаться. Я наливаю в фильтр грязную, мутную воду, она проходит через него и очищается. Посмотрите, какая она попадает в банку? Прозрачная.
(Дети выходят из - за столов и садятся на подушки в центре зала.)
Воспитатель: Мы продолжаем свой полёт.
Звучит музыка. На проекторе появляются разнообразные облака.
-Что вы видите?
Дети: Облака.
Воспитатель: посмотрите, какие они разные, на что же они похожи. Игра на воображение «На что похоже».
Воспитатель: Ребята, много интересного мы сегодня узнали в нашей лаборатории? (Ответы детей) Вода и воздух нужны друг другу, земля не может без воды, воздух и земля тоже всегда вместе. А теперь скажите, кто же из них главнее? (Ответы детей).
- Они все одинаково важны и не могут обходиться друг без друга. Давайте же поможем им помириться. Соберём с вами пазлы с изображением нашей планеты Земля.
(Дети на мольберте выкладывают изображение планеты Земля).
Воспитатель: У природы есть три клада :
Воздух, земля и вода.
Людям дана награда.
Чтоб жизнь продолжалась всегда.
Звучит музыка.
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Игру мы заберем с собой в подарок. Проходите через тоннель, занимайте свои места.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие, Ребята, что вам больше всего понравилось? В какое путешествие вы бы еще хотели отправиться?
Список использованной литература:
- Н. А. Рыжова «Почва – живая земля».- М. : Изд-во ООО «Карапуз-Дидактика»,2005.
- Н. А. Рыжова «Воздух - неведимка».- М. : Изд-во ООО «Карапуз-Дидактика», 2005.