Эльвира Музяева
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Путешествие по временам года» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Занятие для детей подготовительной к школе группе (6-7 лет) по теме: «Путеше-ствие по временам года» построено в форме игры-путешествия с использованием ИКТ. Предлагаемый материал подобран и систематизирован в соответствии с задачами подготовительного к школе периода и рассчитан на возможности шестилетнего ребенка. Данный материал будет полезен как педагогам дополнительного образования, так и воспитателям.
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности „Путешествие по временам года“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
Цель: обобщение и систематизация знаний детей полученных за учебный год.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма; воспитывать любознательность, любовь к природе.
Развивающие: формировать учебные предпосылки (умение решать простые математические задачи и примеры; умение аргументировать свои высказывания; умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным от-ветом).
Образовательные : активизировать знания детей о временах года, явлениях природы; совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, о временных представлениях (дни недели, месяцы, год).
Работа над словарем: расширять и активизировать словарный запас по данной теме.
Приемы руководства деятельностью детей :
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей : сюрпризный момент, создание проблемной ситуации, загадывание загадки.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД : активиза-ция речевой деятельности, беседа, создание развивающей среды, загадывание загадок, создание проблемной ситуации, обследование, анализ и выводы.
3. Приемы организации практической деятельности детей : показ слайдов, комментирование, использование схем, рассматривание картин с изображением птиц, работа по карточкам.
4. Приемы поддержания интереса у детей : ситуация выбора, планирова-ние, физкультурная пауза, музыкальное сопровождение, чередование видов деятельности.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместная с педагогом и детьми деятельность, взаимопомощь детей.
Создание среды для организации и проведения НОД: презентация к занятию, магнитная доска, карточки с заданиями, музыка из сказки Катаева «Цветик семицветик», проектор, мяч, картинки птиц, рисунок мальчика и девочки.
Виды детской деятельности в НОД :
Игровая.
Коммуникативная.
Познавательно-исследовательская.
Музыкальная.
Двигательная.
Восприятие художественной литературы…др.
Планируемые результаты: сформированы учебные предпосылки (умеет решать простые математические задачи и примеры; умеет аргументировать свои высказывания; умеет делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом); активизация знаний детей о временах года, явлениях природы, о временных представлениях (дни недели, месяцы, год).
Критерии оценки деятельности детей в НОД
1. Активно участвует в образовательной деятельности.
2. Проявляет самостоятельность.
3. Сопереживание.
4. Эмоционально реагирует.
8. Проявляет волевое усилие.
9. Аргументирует самооценку.
Интеграция образовательных областей :
Области Интеграция Решаемые задачи
Познаватель-ное развитие Проблемные вопро-сы, рассматрива-ние слайдов, кар-тин птиц, экологи-ческая игра, логические задачи.
Игры: «Найди пра-вильный ответ», «Назови фигуру».
Активизировать знания детей о временах года, явлениях природы; совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, о временных представлениях (дни недели, ме-сяцы, год).
Принимать активное участие в образова-тельном процессе.
Формировать учебные предпосылки (умение решать простые математические задачи и примеры).
Социально-коммуника-тивное разви-тие Практические дей-ствия.
Игра «Мозговой штурм.
Игра на внимание.
Загадывание зага-док. Приучать решать интеллектуальные и лич-ностные задачи (проблемы, адекватные возрасту, применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым так и им сами.
Формировать умения делать выводы, умозаключения.
Речевое раз-витие Беседа.
Игра «Узнай птицу по описанию».
Игра «Собери
название цветка».
Коммуникативная игра. Учить использовать вербальные и невербальные средства общения,
Формировать умение детей делить слова на слоги, умение составлять рассказ по картинке, умение читать простые слова.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;
Художе-ственно-эстетическое развитие Музыка из сказки Катаева «Цветик семицветик», Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения.
Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками.
Физическое развитие Музыкальная физ-минутка Развивать координацию движений с речью.
Совершенствовать мелкую моторику рук.
План НОД
1. Вводная часть:
Создание проблемной ситуации.
Создание мотива для деятельности детей.
Определение цели.
2. Основная часть:
Беседа. Показ слайдов, картин, схем.
Выполнение заданий.
Комментирование.
Слушание музыки.
Физкультурная пауза (под музыку 4 раза)
3. Заключительная часть:
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов НОД.
Ход
Стук в дверь. Заходит почтальон.
Почтальон: Здравствуй, ребята, я вам принес письмо. Получите,
распишитесь.
Воспитатель: Кто же нам его прислал? Давайте его прочтем.
Адрес: Детский сад «Снежинка», детям подготовительнoй группы.
«Здравствуйте наши юные друзья. Вот и закончился учебный год, вы стали на год взрослее и умнее. Мы предлагаем вам отправиться в путешествие по волшебной стране и ответить на наши вопросы и выполнить задания. А за ваше старание вас ждет сюрприз, а какой, узнаете в конце путешествия. А в нашу страну попасть вам поможет волшебный цветок. Кто мы, узнаете, если отгадаете загадку:
Четыре сестрицы на свете живут
И всех их по разному зовут
У каждой из них разноцветное платье
Попробуйте этих сестёр отгадайте! (Времена года)
Воспитатель: Молодцы, вы правильно отгадали загадку. Вы хотите туда попасть? И вы готовы выполнить все задания?
У меня в руках волшебный цветок, у него 7 разноцветных лепестков. Что это за цветок? Вы знаете эту сказку? Там есть волшебные слова, давайте их произнесем и перенесемся в другое время года. (звучит музыка)
Лети, лети, лепесток,
(круговые движения рукой над головой)
Через запад на восток, (Руки в стороны)
Через север, через юг, (Руки вверх)
Возвращайся, сделав круг.
(очертить круг руками через стороны)
Лишь коснешься ты земли -
(Присесть на корточки)
Быть по-моему вели. (Встать И. п.)
Воспитатель: Вели, чтобы мы перенеслись в осень. Слайд 2
А вы знаете пословицы или приметы про осень?
1 реб. Лето со снопами, осень с пирогами
2 реб. Гром в сентябре, теплая осень
3 реб. Осенью паутинка, на ясную погоду
У Осени есть три волшебные птицы, и каждая из них принесет нам письмо с заданием.
Только надо их угадать. Как вы думаете, что за птица первая к нам летит?
(сентябрь) Слайд 3
Задание 1.
«Вы 1 сентября пойдете в школу. Докажите мне, что вы умеете читать слова и составлять с ними предложения»
Ну что ребята? Докажем это? Здесь на карточках опорные слова. Прочитаем их и составим с ними предложение. Я начну первой:
Школа – Скоро мы будет учиться в школе.
Учитель – В школе работает учитель.
Ученик – Мы будем хорошими учениками.
Звонок – Звенит звонок и зовёт всех ребят на урок.
Оценка – Мы будем получать только хорошие оценки.
В: Молодцы! К нам летит вторая птица. Кто догадался, что за птица? (октябрь) Слайд 4
Задание 2.
«Осенние загадки»
В: Нужно отгадать загадки и отгадки разделить на слоги.
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь — очень гладкая,
На вкус — как сахар сладкая.
(Мор-ковь)
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали
Не одну нашли, а десять.
(Кар-тош-ка)
Я румяную Матрешку
От подруг не оторву,
Подожду, когда Матрешка
Упадет сама в траву.
(Яб-ло-ко)
Удивительное солнце:
В этом солнце сто оконцев,
Из оконцев тех глядят
Сотни маленьких галчат.
(Под-сол-нух)
В: К нам летит третья птица. Кто догадался, что за птица? (ноябрь) Слайд 5
Задание 3.
«Логические задачи».
1. У мамы есть кот Пушок, собака Дружок, дочка Люба. Сколько детей у мамы? (1).
2. Что едят крокодилы на Северном полюсе? (крокодилы там не живут).
3. Кто громче мычит: петух или корова? (петух не умеет мычать).
4. Какого цвета волосы у колобка? (у колобка нет волос).
5. Из какой посуды нельзя поесть? (из пустой).
6. На столе лежат два апельсина и четыре банана. Сколько овощей на столе? (ни одного).
В: Все задания Осени мы выполнили, продолжим наше путешествие.
Лети, лети, лепесток, (круговые движения рукой над головой)
Через запад на восток, (Руки в стороны)
Через север, через юг, (Руки вверх)
Возвращайся, сделав круг. (очертить круг руками через стороны)
Лишь коснешься ты земли - (Присесть на корточки)
Быть по-моему вели. (Встать И. п.)
Воспитатель: Вели, чтобы мы перенеслись в зиму. Слайд 6
Какие поговорки вы знаете о зиме?
Поговорки:
1 реб. Мороз не велик, а стоять не велит
2. реб. Береги нос в большой мороз
3 реб. Много снега много хлеба
В: У Зимы тоже есть три волшебные птицы. Что за птица к нам сейчас летит?
(декабрь) Слайд 7
Задание 1.
Игра «Мозговой штурм» Здесь задание на сообразительность.
Лимоны кислые, а сахар…. Слайд 8
Утром мы завтракаем, а в обед… Слайд 9
Чего больше яблок или яблонь? Слайд 10
У кого больше лап у двух кошек или у двух собак? Слайд 11
Москва, Оренбург это? Слайд 12
Окунь, сом? Слайд 13
В: К нам летит вторая птица. Кто догадался, что за птица? (январь) Слайд 14
Задание 2.
«Найди правильный ответ» Слайд 15
В: Это задание выполнить вам поможет числовая лента.
3+2= 3
4-1= 9
7+2= 7
10-3= 5
В: Умницы! К нам летит последняя птица Зимы. Кто знает, что за птица? (февраль) Слайд 16
Задание 3.
Игра с мячом «Воздух, земля, вода»
Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу, насекомое. На слово «земля» - животное, обитающие на земле; на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов. Ребенок должен назвать первый звук в словах.
В: Все задания мы выполнили, продолжим наше путешествие.
Лети, лети, лепесток,
(круговые движения рукой над головой)
Через запад на восток, (Руки в стороны)
Через север, через юг, (Руки вверх)
Возвращайся, сделав круг.
(очертить круг руками через стороны)
Лишь коснешься ты земли -
(Присесть на корточки)
Быть по-моему вели. (Встать И. п.)
В: Вели, чтобы мы перенеслись в весну. Слайд 17
В: Какие знаете приметы о весне?
Приметы:
1 реб. Птицы вьют гнёзда на солнечной стороне деревьев –
быть холодному лету
2 реб. Много сока в берёзах – к дождливому лету
3 реб. Деревья весной покрылись инеем – к теплу
В: И у Весны тоже есть три волшебные птицы. Что за птица к нам сейчас летит? (март) Слайд 18
Задание 1.
«Исправь ошибку».
1. Червяк клевал скворца.
2. Песня пела соловья.
3. Мохнатая гусеница съела синицу.
4. В цветке стояла ваза.
5. Грибы собирали детей в корзину.
6. Пушистая мышка поймала кошку.
В: А вот и следующая волшебная птица. Что за птица? (апрель) Слайд 19
Задание 2
«Узнай птицу по описанию»
1-я карточка.
Эта птица перелетная, среднего размера. У него длинный острый клюв, весной – желтый, а в остальное время – черный. Перья чёрные с фиолетово-зеленым оттенком. Эта птица питается червяками, кузнечиками, виноградом, вишней и другими ягодами. Живет в дупле или в скворечнике. (скворец)
2-я карточка
Эту птицу можно назвать красавцем. Спинка у него черная, крылья тоже черные, брюшко белое с черными крапинками, на голове ярко-красное пятнышко, точно беретик. У него большой и крепкий клюв. За это егопрозвали доктором или санитаром леса. Крепкий клюв помогает ему мастерить себе жилище. (дятел)
В: Молодцы! Вижу еще одну птицу. Что за волшебная птица? (май) Слайд 20
Задание 3.
«Игра на внимание»
В: Я буду называть дни недели по порядку, а вы должны угадать какой день недели я пропустила.
Понедельник, вторник, среда, четверг, суббота, воскресенье.
Понедельник, вторник, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, воскресенье.
В: Все задания мы выполнили, продолжим наше путешествие.
Лети, лети, лепесток, (круговые движения рукой над головой)
Через запад на восток, (Руки в стороны)
Через север, через юг, (Руки вверх)
Возвращайся, сделав круг. (очертить круг руками через стороны)
Лишь коснешься ты земли - (Присесть на корточки)
Быть по-моему вели. (Встать И. п.)
В: Вели, чтобы мы перенеслись в лето. Слайд 21
В: А какие вы знаете приметы или пословицы про лето?
1 реб. Воробьи летят кучами к сухой и ясной погоде
2 реб. Подул горячий ветер к дождю
3 реб. В июне жить весело: цветы цветут, соловьи поют.
В: А вот и Лето красное! Что за птица к нам сейчас летит? (июнь) Слайд 22
Задание 1.
«Собери название цветка»
В: Посмотрите, сколько цветов. А какие цветы вы узнаете, если правильно по порядку расставите цифры и соответствующие буквы. Собирать будете парой.
Ребусы:
А М Р О Ш А К
7 3 1 2 5 4 6
А Ф Л А И К
3 1 4 6 2 5
В: А вот и вторая птица. Что за птица? (июль) Слайд 23
Задание 2. Слайд 24
«Составь и реши задачу»
В: Что мы видим на экране? (бабочки на цветках и к ним ещё летят)
В: Как вы думаете, какое задание мы будем выполнять? (составлять и решать задачу)
В: Правильно. Из чего состоит задача? (Из условия и вопроса, решения и ответа)
В: Что такое условие? (то о чём говориться в задаче)
В: Давайте составим условие этой задачи.
В: Каков будет вопрос этой задачи? (сколько всего бабочек)
В: Теперь скажите, как мы решим задачу? Какой ответ?
В: Молодцы! К нам летит третья птица. Кто догадался, что за птица? (август) Слайд 25
Задание 3. Слайд 26
«Назови фигуру»
Какая фигура расположена в центре?
Где находится треугольник?
В левом верхнем углу находится….
Пятиугольник расположен в ….
Какой прямоугольник находиться внизу?
В: Какие вы молодцы! Все задания выполнили. А теперь нам надо вернуться в наш детский сад. Давайте произнесем волшебные слова вместе. (звучит музыка)
Лети, лети, лепесток…
…. Быть, по-моему, вели. Вели, чтобы мы перенеслись в детский сад.
В: Ребята у нас осталось два лепестка. Давайте вспомним, какое было последнее желание у Жени? (ответы) Пускай один лепесток исполнит желание у девочек, а последний у мальчиков. Только подумаете, чтобы ваше желание было хорошее, доброе и от всего сердца. Давайте произнесем волшебные слова вместе. (звучит музыка)
Лети, лети, лепесток… (дети говорят своим желания)
В: Дети, вам понравилось путешествовать? А какие задания вам показались самыми трудными? С каким заданием вам было легко справиться? Дети, а вы знаете, какая самая лучшая оценка в школе? Конечно 5! Я предлагаю вам оценить себя. У меня рисунок, где вы видите мальчика и девочку я предлагаю вам написать ту оценку, которую по вашему мнению вы заработали. (дети себя оценивают)
В: Мне очень понравилось как вы сегодня занимались! Вы были настойчивыми, внимательными, сообразительными. Чуть не забыла, вам передали вот эти подарки сёстры. Давайте попрощаемся с гостями и пойдём в группу.