Галина ЯИЦКАЯ
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Путешествие в Антарктиду»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе "Путешествие в Антарктиду"
Цель: развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыками практического общения в различных жизненных ситуациях, формирование предпосылок чтения.
Задачи:
Образовательные :
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе „Путешествие в Антарктиду“» размещена в разделах
- Антарктида
- Животные севера. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
-Побуждать высказывать предположения, рассуждать, обобщать новую информацию в форме короткого текста.
-Обогащать словарь глаголами, образными словами и выражениями.
- Учить детей пересчитываться в обратом порядке
-Упражнять детей в составлении числа 9 из двух меньших чисел
-Продолжать знакомить детей с понятием «задача», учить применять нужное арифметическое действие, «записывать его с помощью картинок и знаков «+», «=», «?».
Развивающие:
- развивать способности в познавательной активности: любознательность, внимание, мышление, память, а также мыслительные способности: анализ, сравнение, обобщение;
- развивать мелкую моторику;
- развивать связную речь и умение правильно строить предложения.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес и чувство доброты по отношению к - окружающему миру;
- воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятиях;
- воспитывать людей к природе, интерес к стремлению изучать природу.
Материал: мультимедийное оборудование, презентация, глобус, мяч, доска, силуэт корабля, картинки пингвина, кита, тюленя, рыбы.
Раздаточный материал: звуковые дорожки, числовой «ДОМИК» состав числа 9.
Предварительные работы:
чтение художественной литературы (Светлана Фадеева «Случай в Пингвинии»);
просмотр видео фильмов, мультфильмов («Приключения пингвиненка Лоло»)
сбор иллюстраций;
сбор материалов по теме «Антарктида»;
беседы;
рассматривание картин, иллюстраций;
дидактические игры;
работа по данной теме на занятиях продуктивных видов деятельности;
Методы и приемы:
- практические: игровая ситуация, физкультминутка.
- наглядные: наблюдения, рассматривание иллюстраций, фотографий.
- словесные: беседа, рассказ-объяснение, вопросы, загадки.
- Наглядные: демонстрация слайдов презентации, показ наглядных пособий (глобус, картинки.
- Словесные: беседа, загадывание загадок, рассказы детей, вопросы, объяснения, указания.
- Игровые: сюрпризный момент.
Ход НОД
** Организационный момент
Ребята, к нам на занятие пришли гости, поздоровайтесь с нашими гостями.
Давайте улыбаться друг другу и нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
Ребята, сегодня у нас не совсем обычное занятие, мы отправимся в путешествие. Тамара Николаевна подарила нашей группе «Вишенка» 25 билетов. Сейчас я вам раздам билеты, и вам нужно найти свое место по билету. Как вы определите, где ваше место? (Геометрические фигуры должны быть одинаковые на билете и на столе.) Алиса, На какое место ты будешь садиться. Все сели?
Контроль правильности осанки во время работы детей за столами.
«Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь»
Чтобы узнать, на чем мы будем путешествовать, нужно выполнить задание. У вас на столах лежит лист бумаги, на котором нарисованы цифры от 1 до 9, нужно соединить все цифры по порядку, тогда мы узнаем, на чем мы отправимся в путешествие.
Что же у нас получилось? (корабль).
Правильно, значит, сегодня нам предстоит путешествие по морю.
А вот куда мы отправимся путешествовать, вы должны отгадать загадку.
Мы найдём на глобусе, Два различных полюса!
А у Южного найдём Материк, покрытый льдом!
- Что это за материк?
- Правильно. Это Антарктида. Где она находится? Она находится на южном полюсе земного шара (показываю на глобусе). Давайте покажем ее на карте. Каким цветом отмечена Антарктида? (белым!)
Воспитатель: Что означает белый цвет? (снег, лед, холод)
А для чего нам нужно отправиться в Антарктиду.
Ответы детей: посмотреть айсберги, серебристое сияние снега, колонии пингвинов, птичьи базары.
Давайте отправимся в путешествие посмотреть полярное сияние.
Добираться нелегко.
Мы к таинственной земле
Поплывем вот на этом корабле. (СЛАЙД № 1).
Ну что поедем?
- Как называется наш корабль?
Чтобы прочитать его название, поиграем в игру: «Назови лишний предмет» (СЛАЙД № 2,3).
Вывешивается на доске силуэт корабля, а на экране изображено 8-мь рядов предметов)
Надо выбрать из каждого ряда лишний предмет
Дети рассматривают предметы и называют лишние.
Изображение ножницы лишнее. В-ль обводит изображение лишних предметов карандашом.
- Какой первый звук в слове «ножницы». Звук [Н].
Проверим ваш ответ.
Открываю первую букву в слове – названия корабля. Это буква [Н], она соответствует первому звуку в слове ножницы.
Затем дети называют первые звуки в др. лишних словах, а воспитатель открывает одну за другой все буквы в слове названии корабля.
Например, в 1 ряду
(во2 ряду
в 3 ряду
в 4 ряду
в 5 ряду
в 6 ряду
в 7 ряду
в 8 ряду
Прочитайте название судна «НАУТИЛУС». (СЛАЙД № 4).
В-ль
А что вы знаете об Антарктиде? Антарктида-это каменистая суша, покрытая льдами. Ее называют «Большим холодильником» Почему? (СЛАЙД № 5)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
СЕРЕЖА К. :
Солнце бывает только летом, оно светит, но не греет. (СЛАЙД № 6).А зимой в Антарктиде царит полярная ночь (СЛАЙД № 7). Там дуют сильные ветры, эти ветры способны разрывать толстые канаты (СЛАЙД № 8). От «ледяной шапки», покрывающей Антарктиду часто откалываются огромные глыбы льда и падают в воду. (СЛАЙД № 9,10). Хотя и Антарктида – самое холодное место на Земле, там есть жизнь: немногочисленные животные (СЛАЙД № 11) и растения. Среди растений встречаются мхи и лишайники (СЛАЙД № 12, в воде растут водоросли. (СЛАЙД № 13).
В-ль. : Правильно, Серёжа! Ребята, а давайте отгадаем загадки и узнаем обитателей Антарктиды.
В Антарктиде среди льдин
Ходит важный господин-
Белый галстук, черный фрак,
И ныряет, как моряк…
(ПИНГВИН)
Прохожев Артем:
Пингвин – это очень большая красивая птица с черно – белым опереньем. Лапы мощные с грубой кожей, похожи на ласты. (СЛАЙД № 14).Пингвин –
птица, которая не летает, ловкие и быстрые в воде, умеют хорошо плавать и нырять (СЛАЙД №15, их перышки не намокают в воде;(СЛАЙД №16)медлительные на суше, крепкие, упитанные, похожие на человечков, питаются рыбой (СЛАЙД № 17). Они не мерзнут ни в холодной воде моря, ни в сильный мороз на суше. Для того чтобы согреться, пингвины собираются вместе, группами (СЛАЙД №18). При этом малышей - пингвинят ставят в середину, чтобы те не замерзли. Они любят прыгать в воду (СЛАЙД №19) и выпрыгивать на берег (СЛАЙД №20). Гнезда они строят из камней, потому что в Антарктиде нет деревьев и кустарников (СЛАЙД №21). На пингвинов охотятся морские леопарды. (СЛАЙД №22).
Воспитатель: В Антарктиде живут и другие птицы.
(Миша Б.) Антарктический синеглазый Баклан (СЛАЙД №23)
Оперение густое. У Бакланов черная спина, крылья и щеки (СЛАЙД №24); живот, шея и голова белые (СЛАЙД №25). Отлично плавают и ныряют (СЛАЙД №26). По твердой поверхности передвигаются неуклюже (СЛАЙД №27). Питаются в основном рыбой (СЛАЙД №28).
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Живет в краю холода, снега и льда, Ему не страшна ледяная вода, Не ленится рыбку ловить каждый день, Зовется животное это. (Тюлень) (СЛАЙД №29)
Тимофей Бекасов:
Тюлень питается рыбой (СЛАЙД №30).
Тюлень прекрасно плавает и ныряет (СЛАЙД №31). Вместо ног у него ласты. (СЛАЙД №32).
Тюлень может долго находиться под водой, но ему обязательно нужен воздух, поэтому время от времени он выныривает на поверхность, чтобы набрать воздуха. (СЛАЙД № 33).
Детёныши у тюленя совсем белые. (СЛАЙД № 34).
Их так и называют - бельки.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Плавает по морю великан,
А из спины большой фонтан
Его детеныш мал пока
И очень просит молока. (КИТ) (СЛАЙД №35)
Кристина А.
Кит
Киты - крупнейшие существа, когда-либо обитавшие на Земле (СЛАЙД №36). Они даже больше живших когда-то динозавров. Как и дельфины, киты
млекопитающие, и дышат через дыхательное отверстие на спине (СЛАЙД №37,38). Они водятся во всех океанах мира.
В-ль: Дети, так кто же живет на южном полюсе?
(пингвины, тюлени, буревестники, альбатросы, бакланы, моллюски, киты)
(СЛАЙД № 39). Какие есть растения? (СЛАЙД № 40,41).
Ну что, ребята, пора садиться на корабль и отправляться в путешествие. Как называется наш корабль НАУТИЛУС.
Наш корабль очень осторожно пройдёт айсберги, не помешают нам и льды. Знаете, почему? Мы поплывём на ледоколе. Это корабль с крепким носом, он раскалывает даже самые крепкие льдины, прокладывая себе дорогу.
(СЛАЙД № 42) - корабль плывёт.
Звучит грозная музыка (Н. А. Римский-Корсаков «Океан — море синее»).
В-ль: начался шторм. (Появляется Дельфинчик (СЛАЙД № 43, дельфинчик может помочь — успокоить море — при условии, что вы поиграете в игру «Подскажи словечко» С мячом (Дети становятся в круг)
Я назову слово-действие, а вы - слово, которое обозначает того, кто (или что) это действие выполняет, производит.
Например, плавает – айсберг, кит, пингвин, рыба.
Дует-ветер
Кружится – снег,
идет- дождь, снег;
бушует- метель, ветер;
искрится –снег, лед;
тает - снег, лед;
льет-дождь,
грохочет-гром.
Сверкает-молния,
светит- солнце,
журчит-ручей,
плавает –айсберг, пингвин, кит, рыба.
Летает - птица,
лежит-снег, тюлень;
Шелестит - листва, трава.
А теперь, наоборот, надо подобрать к слову–названию, слово действие. ДОЖДЬ- идет
СНЕГ -Кружится
ГРОМ- грохочет
МЕТЕЛЬ- бушует
ЛЁД- тает
АЙСБЕРГ- откалывается
ВОДА- течет
МОРЕ -волнуется
ОКЕАН - шумит, бурлит
ВОДОРОСЛИ -растут
ТЮЛЕНЬ- лежит
КИТ –нырнул, проглотил.
ПИНГВИН – плывет, ныряет,бежит
СОЛНЦЕ – светит, греет
РЫБА - ловится
БАКЛАН- летит. (СЛАЙД №44)
В-ль: море спокойно, вы назвали много слов – действий.
Садитесь на свои места (Контроль правильности осанки во время работы детей за столами).
«Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь»
- сделаем звуковой анализ слова «БАКЛАН».
Положили перед собой звуковые дорожки. Выложили слово БАКЛАН. Кто пойдет к доске и напишет слово БАКЛАН.
1. Сколько слогов в слове БАКЛАН - (2). Первый слог «БАК», Второй «ЛАН».
На какой слог падает ударение. Ударение падает на второй слог. На звук [А]
Определите, какой первый звук в слове БАКЛАН,
Звук [Б] это гласный или согласный звук
Звук [Б] твердый или мягкий?
Звук [Б] звонкий или глухой?
Правильно, звуки, которые произносятся с участием голоса, звучнее и намного звонче глухих. За это они получили свое название — звонкие.
Какой второй звук, гласный или согласный звук
Звук [А] это гласный звук
Какой третий звук
Звук [К] гласный или согласный звук
Звук [К] звонкий или глухой?
Звук [К] глухой?
Правильно: Согласные, которые произносятся с выключением голоса и состоят только из шума, называются глухими.
Какой четвёртый звук
Звук [Л] гласный или согласный звук
Звук [Л] звонкий или глухой?
Звук [Л] твердый или мягкий?
Звук [А] гласный или согласный звук
Звук [А] это гласный звук
Какой шестой звук
Звук [Н] это гласный или согласный звук
Звук [Н] твердый или мягкий?
Звук [Н] звонкий или глухой?
Правильно, звуки, которые произносятся с участием голоса, звучнее и намного звонче глухих. За это они получили свое название — звонкие.
Посчитайте количество звуков в слове БАКЛАН. Сколько гласных звуков и сколько согласных.
Воспитатель- Составьте предложение, со словом БАКЛАН.
(Дети придумывают предложение.) БАКЛАН СЕЛ НА АЙСБЕРГ. БАКЛАН ПРИЛЕТЕЛ К ПИНГВИНУ.
-Ребята, запишите предложение схематично.
Кто пойдет к доске и напишет схематично предложение.
Один ребёнок выходит к доске, а остальные работают за столами.
Что такое предложение?
Предложение - это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.
Сколько слов в предложении?
Как пишется первое слово в предложении? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы).
Какое слово первое, какое второе, какое третье?
Почему в конце предложения ставится точка? (Точка используется для завершения предложений).
Какие знаки могут ставиться в конце предложения? (В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знаки.)
-Воспитатель: Дети, пока мы с вами играли, наш корабль приплыл к южному полюсу.
Здесь так холодно, вы хотите согреться? Тогда выполним ФИЗКУЛЬТМИНУТКУ
- Смотрите, ребята, нас встречает стая пингвинов.
Посчитаем, сколько их (СЛАЙД № 45).
Дети: Пингвинов всего девять.
-А давайте мы в наших числовых домиках составим число 9 (СЛАЙД № 46).
(работа за столами парами) Контроль правильности осанки во время работы детей за столами).
«Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь»
- … из каких чисел состоит число 9? –(ответы детей)
-(СЛАЙД № 47)
А теперь послушайте задачу: Даня для пингвинов поймал 3 рыбы (Даня, иди и выложи рыбок на доске). Максим поймал ещё одну рыбу (Максим, иди и выложи). Сколько всего рыбок для пингвинов поймали Даня и Максим?
Сколько всего стало рыбок? Дети: всего стало 4 рыбки.
- Сколько рыбок поймал Даня - 3.
- Сколько рыбок поймал Максим -1.
- После того как Максим поймал рыбку, их стало больше или меньше?
- Какое действие надо произвести: прибавить или отнять?
Какие части есть у задачи? (Условие, вопрос и решение задачи)
Назови условие задачи
Назови вопрос задачи
Расскажи решение задачи
Условие задачи запишем с помощью кругов и знаков.
Показать знаки «+», «=» «?».
Дети, вы помните, что обозначает этот знак? «+»
Когда его используют?
Дети: Это знак называется плюс его ставят, когда прибавляют.
Что обозначает этот знак? «=»
Когда его используют?
Дети: Это знак равенства ставят между равными частями, обозначая то, что получится после решения.
Что обозначает этот знак? «?».
Когда его используют?
Дети: Это знак вопроса, его ставят, когда что-то спрашивается.
Воспитатель: Послушайте ещё раз задачу: Даня для пингвинов поймал 3 рыбы. Максим поймал ещё одну рыбу. Сколько всего рыбок для пингвинов поймали Даня и Максим?
Воспитатель еще раз читает задачу, делая «запись» : выкладывает сначала три круга, потом еще 1, между ними ставит знак «+», за знаком «=» ставит знак «?», затем, заменяет его на цифру 4.
Ребята, а теперь сами составьте задачу с пингвинами:
«На льдине плыли 4 пингвина. К ним приплыл еще один. Сколько пингвинов стало на льдине?
Запишите её с помощью кругов и знаков.
Дети раскладывают их на своих столах.
Воспитатель:
- Сколько пингвинов плыло на льдине?
- Сколько пингвинов к ним приплыло?
- Их стало больше или меньше? Каким знаком вы это обозначили?
- Чему стало равняться общее количество пингвинов?
Правильно, молодцы.
В Антарктиде уже наступает полярная ночь, и мы сможем увидеть удивительное явление природы – полярное сияние.
Вот так чудо - чудеса!
Кто украсил небеса Переливчатой каймою, С разноцветной бахромой?
Хоть полярной долгой ночью Солнышко всходить не хочет, Все же шлет оно привет — Яркого сиянья свет!
Видео –Полярное Сияние.
Воспитатель: Понравилось полярное сияние?
Воспитатель: вот и закончилось наше путешествие. Надо возвращаться домой, закроем глазки и дружно делаем обратный отсчет от десяти.
РЕФЛЕКСИЯ
Воспитатель: Вот мы и дома.
Где же мы побывали с вами, ребята? Сколько нового и интересного мы узнали об Антарктиде. Вам понравилось наше путешествие? Ребята, а что вам больше всего запомнилось?
Воспитатель: Чем же вам понравилось волшебное явление? (блестит как бриллиант, искрится ка снежок на солнышке, мерцает как звездочка)
Воспитатель: Какое сияние? (сверкающее, блестящее, красивое)
Воспитатель: Какие чувства вы испытывали? (радость, удивление, восхищение) Если вы хотите подробнее узнать об этом удивительном явлении, попросите родителей прочитать в энциклопедии.
Воспитатель: Ребята, а кто еще хотел бы вернуться в Антарктиду?
Что было трудным? О чем вы расскажите своим родителям? Что отличает Антарктиду от других материков? Давайте вспомним, какие животные живут в Антарктиде? Какие растения растут? Как вы думаете, кто такой пингвин – птица или зверь?
- Почему мы считаем пингвина птицей?
- Есть ли еще птицы, которые не летают?
- Как животные Антарктиды защищаются от холода?