Елена Земская
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Удивительное мыло» с элементами экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей со свойствами мыла, его разновидностями назначением.
Задачи:
Образовательные
- Систематизировать имеющие у детей представления о свойствах мыла: мыло растворяется в воде, вода мутнеет и приобретает мыльный аромат, при взбалтывании мыльной воды образуются пузыри;
- Расширять представления детей о свойствах мыла (твёрдость, гладкость) путём исследовательской деятельности;
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности „Удивительное мыло“ с элементами экспериментирования» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мыло, мыльные пузыри
- Мыло, свойства мыла, КГН. Конспекты занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
- Активизировать словарный запас детей новыми словами: детское мыло, хозяйственное, жидкое, лаборатория
Развивающие
- Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования;
- Развивать умение на основе опытов анализировать, обобщать и делать выводы;
- Закреплять умение обследовать предмет на ощупь;
- Развивать мышление, память, воображение;
- Закреплять правила безопасной работы с мылом;
Воспитательные
- Воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментальной деятельности;
- Формировать умение работать в коллективе;
- Воспитывать культурно – гигиенические навыки
Оборудование и материалы:
Воздушный шарик, аудиозапись, таинственная коробка с мылом, мыльная коллекция (разное мыло по цвету, форме, запаху, рисунки – схемы «Правила работа с мылом», стаканы с водой по количеству детей, трубочки для коктейлей, пластмассовые ложки, перья, камни, влажные салфетки, тазы с водой – 2 шт., подносы по количеству детей, жидкое мыло, венчики, фартуки по количеству детей;
Ход образовательной деятельности
(Дети свободно играют, воспитатель привлекает их внимание)
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, какой необычный гость к нам сегодня пришёл.
Давайте с ним познакомимся.
Здравствуй, как тебя зовут?
Пузырик (запись) :
«Здравствуйте, меня зовут Пузырик! Ребята, а вы умеете дружить? У вас есть друзья?
Дети:
Да!
Пузырик:
А у меня совсем нет друзей!
Мне сказали, что в этой коробке находится волшебный предмет, из которого появляются мои друзья – пузырики. Что я только не делал и грел, и тер и даже кормил, но пузырики так и не появились. Я знаю, что вы умные и любознательные дети. Может, вы мне поможете?
Воспитатель:
Ребята, поможем Пузырику?
Дети:
Да!
Воспитатель:
А вам интересно, что в этой коробке?
Дети:
Да!
(садимся на стульчики)
Воспитатель:
Чтобы узнать предмет, надо с ним познакомиться. Для этого у нас есть помощники. Как вы думаете, что это за помощники?
Дети:
- Руки
- Нос
- Уши
- Глаза
- Рот
Воспитатель:
Давайте попробуем рассказать об этом предмете с помощью наших помощников.
Первый наш помощник – руки!
Что они вам говорят о предмете? Какой он?
Дети:
Гладкий, твёрдый, тяжёлый
Воспитатель:
Следующий наш помощник – нос!
Что он говорит о предмете? Какой предмет?
Дети:
Ароматный, душистый
Воспитатель:
Следующий наш помощник – уши!
О чём говорит это помощник?
Дети:
Предмет не издаёт звук
Воспитатель:
А теперь давайте откроем коробку и увидим этот предмет, а поможет нам в этом
наш следующий помощник – глаза!
Что он говорит о предмете? Какой он?
Дети:
Прямоугольный, большой, белого цвета, с рисунком
Воспитатель:
А рот с языком нам помогут?
Дети:
Нет!
Воспитатель:
А почему?
Дети:
Потому что этот предмет нельзя брать в рот, он несъедобный.
Воспитатель:
Правильно!
Вы, наверное, уже догадались, что это за предмет?
Дети:
Это мыло!
Воспитатель:
Ребята, а зачем нужно мыло?
Дети:
Чтобы умываться, мыть руки.
Воспитатель:
А разве нельзя помыть руки и лицо просто водой? Они тоже станут чистыми
Дети:
Можно, но с мылом будет чище, оно уничтожает микробы
Воспитатель:
Ребята, а вы любите путешествовать? Приглашаю вас совершить путешествие в «Мыльное царство»
(звучит музыка)
Воспитатель:
Вот мы и пришли!
Посмотрите, какая большая коллекция мыла
Воспитатель:
- Мыло, которым мы моем руки и лицо, называется туалетным. Оно бывает разное по форме, по цвету, по размеру и по запаху!
У меня в руках мыло, которое пахнет клубникой, значит оно…
Дети:
Клубничное
(показываю)
Воспитатель:
- Мыло, которое предназначено только для детей, называется детским
(показываю)
Воспитатель:
- Есть лечебное мыло, оно продаётся в аптеке. Это мыло не просто моет, но и лечит
(показываю)
Воспитатель:
Посмотрите, это тоже мыло. Какое – то оно не такое! И запах совсем не обычный. Кто видел такое мыло? Такое мыло коричневого цвета с необычным запахом называется хозяйственное, оно применяется в хозяйстве, им можно стирать бельё (показываю)
Воспитатель:
- Мыло в бутылочке, называется жидким. Как вы думаете, почему?
(показываю)
Дети:
Оно течёт, его можно налить
Воспитатель:
- Мыло, которое сделали сами, называется самодельное или мыло ручной работы
(показываю)
Воспитатель:
Вот мы с вами и увидели, каким разнообразным бывает мыло
А сейчас я предлагаю вам поиграть
Физкультминутка «Пузырь»
(дети становятся в круг, взявшись за руки)
Раздувайся пузырь,
Раздувайся большой
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Он летел, летел, летел
И за веточки задел и лопнул…ш – ш – ш
Пузырик:
Ребята, я понял, что за волшебный предмет лежал в моей коробке. Но как из него сделать ребят – пузырят?
Воспитатель:
Не переживай, Пузырик! Сейчас мы тебе покажем, но для этого нам надо отправиться в лабораторию. Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория?
Дети:
Лаборатория - это место, где проводят различные опыты и исследования.
Воспитатель:
Отправляемся в путь!
(звучит музыка)
Воспитатель:
Вот мы и пришли!
Сегодня мы с вами будем проводить опыты с мылом.
Но для начала давайте вспомним правила безопасности во время работы с мылом :
(рисунки – схемы)
Не брать мыло и намыленные руки в рот
Не допускать попадания мыла в глаза
Если мыло всё же попало в глаза, надо промыть глаза большим количеством воды
Опыт 1
Для проведения нам понадобится:
- Подносы по количеству детей
- Фартуки по количеству детей
- Ёмкости с водой
- Влажные салфетки
- Пластмассовые ложки по количеству детей
- Жидкое мыло
- Перья, камни
(подходим к столу)
Воспитатель:
Дети, как вы думаете, что в этих стаканчиках?
Дети:
Вода!
Воспитатель:
Ребята, как вы догадались, что там вода?
(дети нюхают)
Дети:
Она прозрачная, без запаха, бесцветная
Воспитатель:
А теперь давайте нальём в стакан жидкое мыло и посмотрим, что произойдёт.
(наливаю в ложечки жидкое мыло, дети размешивают его в воде)
Что происходит?
Дети:
Вода меняет цвет, запах мыла, появилась пена
Воспитатель:
Правильно!
(перо)
Воспитатель:
А теперь возьмите в руки пёрышко. Какое оно?
Дети:
Лёгкое
Мы взбили хорошую пену, теперь положите на неё перо. Что происходит?
Дети:
Оно держится на пене!
Воспитатель:
А почему оно держится?
Дети:
Оно лёгкое!
(камень)
Воспитатель:
А теперь возьмите в руки камень. Какой он?
Дети:
Тяжёлый!
Воспитатель:
Теперь положите его на пену. Что происходит?
Дети:
Он падает, тонет!
Воспитатель:
Почему?
Дети:
Он тяжёлый
Воспитатель:
Правильно! Мыльная пена лёгкие предметы держит, а тяжёлые нет, они тонут.
Для проведения нам понадобится:
- Тазы с водой
- Венчик- 2 шт.
- Влажные салфетки
- Жидкое мыло
- Трубочки для коктейля по количеству детей
(подходим к столу)
Воспитатель:
Перед нами большие ёмкости с водой – это тазы, наливаем жидкое мыло и хорошо его венчиком размешиваем.
А теперь возьмите трубочки и подуйте в них, опустив в воду с мылом.
(дети делают)
Воспитатель:
Откуда появляются пузыри?
Дети:
Мыло в воде растворилось. Пузыри мы выдули из мыльной пены.
Воспитатель:
Правильно! Мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.
Пузырик:
Как здорово! Как здорово! У меня теперь тоже много друзей.
Спасибо вам, ребята! Вы мне очень помогли!
Воспитатель:
Ребята, вам понравилось наше путешествие? А что вам запомнилось больше всего? Теперь вы будете дружить с мылом? Молодцы!
Пузырик:
Ребята, за то, что вы мне помогли, я хочу подарить вам небольшие подарки (мыльные пузыри)