Гаврилова Марина Борисовна
Конспект занятия по познавательной деятельности в старшей группе с элементами экспериментирования «Космос и Лунтик»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
-продолжить знакомство с миром космоса;
Задачи:
- расширить и закрепить знания детей о космическом пространстве, планетах.
- подвести к пониманию, что Земля обладает силой притяжения;
-активизировать словарь детей словами: планеты, Солнечная система, звезда, Меркурий, Венера, Плутон, Марс, Юпитер, Земля, Сатурн, Уран, Нептун, Луна, космонавты.
-способствовать развитию любознательности, пространственного воображения, мелкой и общей моторики;
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг о космосе,
Публикация «Конспект занятия по познавательной деятельности в старшей группе с элементами экспериментирования „Космос и Лунтик“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Космос. Опыты и эксперименты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
-просмотр в планетарии фильма «Как звездочка мечтала стать Солнцем»;
- просмотр фото и видео слайдов о полете первого человека в космос;
-дидактические игры и упражнения по теме «Космос;
-создание творческих работ из разных материалов, в т. ч. оригами «Ракета»;
-заучивание считалочки про планеты;
- просмотр м/фильма «Лунный гость» 1 серия.
Используемая литература:
- Е. А Паникова, В. В. Инкина «Беседы о космосе»;
Материалы и оборудование: игрушка Лунтика, аудиозапись из м/фильма «Лунный гость», наглядный материал строения Земли, пластмассовый шарик, металлическая фигурка человека, презентация с изображением каждой планеты, изготовленные из пластилина модели планет, карта с изображением Солнца с орбитами, бумага для изготовления оригами, схемы оригами.
Ход:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришел гость из известного мультфильма:
Он сиреневый такой
Машет весело рукой
Друзьям своим он помогает
И никого не обижает.
Он свалился к нам с Луны,
Это точно знаем мы!
(Лунтик)
Звучит фонограмма из мультфильма "Лунный гость". Внести Лунтика.
Воспитатель: Здравствуй, Лунтик.
Лунтик : Здравствуйте, ребята. Я попал к вам с Луны. А вы знаете, где она находится?
Воспитатель: Конечно, знают.
Дети: Луна – единственный спутник нашей планеты, ее мы можем наблюдать ясной ночью и без телескопа. Луну мы видим круглой или в виде месяца.
Лунтик : Молодцы, правильно. Я тоже видел вашу планету с Луны. Она очень красивая. Мне всегда хотелось попасть на нее. А как она называется?
Дети: Наша планета-Земля.
Лунтик : Почему ваша планета кажется с космоса голубой?
Дети: Большая часть нашей планеты покрыто океаном, и поэтому она кажется голубой издалека.
Лунтик : А почему я упал на Землю?
Воспитатель: Земля ведет себя как огромный магнит. Она стремится всё притянуть вниз, к своему центру. (показ наглядного материала строения Земли). Давайте посмотрим.
Эксперимент «Почему всё падает на Землю?»
На пластмассовый шарик ставится металлическая фигурка человека. При вращении шарика фигурка падает.
Воспитатель: Обратите внимание, что наша Земля тоже круглая, но находящиеся на ней предметы (здания, транспорт, люди) не падают, как фигурка, упавшая с шарика.
Теперь я возьму магнит (показать действие магнита) и положу его в пластмассовый шарик. Что вы видите, падает фигурка человека? (нет).
Земля, как магнит, обладает силой притяжения или тяготения. Мы ощущаем эту силу, поднимая предметы. Если бы сила не действовала, все предметы на планете стали бы невесомыми.
Лунтик : Теперь понятно. Раз ваша планета все притягивает к себе, значит вы, земляне, никогда не сможете покинуть ее?
Воспитатель: Это не так. 12 апреля 1961 году мощная ракета вывела на орбиту космический корабль Восток с первым космонавтом на борту. Как его звали, ребята? (Юрий Гагарин). Первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил полет вокруг Земли за 108 минут. Благополучно вернулся из полета. Теперь космонавты частые гости в космосе. И Луну посетили земляне.
Лунтик : Как жаль, что у меня нет такой ракеты. Я бы сел на нее и полетел к самой большой и яркой звезде.
Воспитатель: Уж не про Солнце ли ты говоришь?
Лунтик : Да.
Воспитатель: К сожалению, это невозможно.
Лунтик : Почему?
Дети: На Солнце очень жарко, поэтому космонавты не могут высадиться на его поверхность.
Воспитатель: Знаете ли вы, дети, что Солнце находится на расстоянии от нас около 145 млн км. Оно даёт нашей планете свет и тепло, без него не было бы жизни на Земле. А свет от Солнца может достигнуть Земли всего за 8 минут!
Солнце — единственная звезда Солнечной системы, вокруг которой обращаются другие объекты этой системы: планеты и их спутники, астероиды, метеориты, кометы и космическая пыль.
Лунтик : Значит планета Земля не единственная?
Воспитатель: Конечно, нет.
Воспитатель показывает презентацию с изображением планет.
Воспитатель: Это Венера. Иногда ее называют «сестрой Земли». По размерам она напоминает Землю. На Венере постоянно бушуют грозы и бури. На этой планете есть атмосфера, но это углекислый газ, человек дышать им не может.
Меркурий. Эта планета напоминает горную страну. На её поверхности много кратеров от столкновений с метеоритами. Люди не могут подлететь к Меркурию, так как он расположен очень близко к Солнцу.
Воспитатель: По космическому пространству можно путешествовать очень долго. Здесь много интересного и необычного. Какие планеты вы еще знаете? (Сатурн, Марс, Уран, Нептун, Плутон, Юпитер). Вы увидите зеленую планету – это Уран, красную – Марс. Вокруг Сатурна кольца, они состоят изо льда и камней. Какая самая маленькая планета? (Плутон). А какая самая большая? (Юпитер). Если ее сравнить с Плутоном, то это будет как арбуз и горошина.
Лунтик : Сколько всего планет в Солнечной системе?
Дети: девять
Лунтик : Есть ли жизнь на других планетах?
Воспитатель: Возможно, где-то жизнь есть.
Лунтик : Значит мне надо непременно слетать на все планеты и узнать.
Воспитатель: Подожди, Лунтик. Это путешествие будет нелегким. Ты должен быть готов к полету, как космонавт.
Лунтик : А какие они, космонавты?
Дети: Умные, смелые, сильные, ловкие, внимательные.
Физминутка «Космонавт»
Не зевай по сторонам,
Ты сегодня – космонавт. (Повороты в стороны)
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким. (Наклоны вперед)
Ждет нас быстрая ракета
Для полета на планеты. (Приседают)
Отправляемся на Марс.
Звезды в гости ждите нас. (Кружатся).
Воспитатель: Лунтик, быть готовым к полету, это значит быть не только сильным. Ещё надо знать маршрут своего полета. Ты его знаешь?
Лунтик : Нет. Что же мне делать?
Воспитатель: Не переживай, ребята тебе помогут. Рассчитаем курс корабля и составим карту полета.
Дети раскладывают заранее изготовленные из пластилина модели планет на карту солнечной системы.
Воспитатель: Лунтик, ребята тебя научат считалочке, которая тебе поможет запомнить название и порядок расположения планет.
Дети:
По порядку все планеты
Назовё т любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
(А. Хайт)
Лунтик : Спасибо, ребята. А теперь помогите мне, пожалуйста, изготовить ракету, чтобы я отправился в космическое путешествие.
Изготовление оригами «Ракета»
Лунтик :
Ждет меня быстрая ракета
Для полета на планеты.
До свидания!