Маргарита Бормотова
Опытно-исследовательская деятельность «Удивительное мыло»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель МБОУ Брасовская СОШ имени В. А. Алексютина : Бормотова Маргарита Александровна
Опытно-исследовательская деятельность «Удивительное мыло»
Задачи:
• Познакомить со свойствами мыла;
• Закрепить и уточнить представления детей о том, где люди используют мыло в повседневной жизни;
• Обогащать и активизировать словарь по теме;
• Уметь на основе опытов анализировать и делать самостоятельно выводы;
• Развивать связную речь, воображение;
• Воспитывать культурно-гигиенические навыки, чувство сотрудничества.
Активизация словаря:
Публикация «Опытно-исследовательская деятельность „Удивительное мыло“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Мыло, мыльные пузыри
- Мыло, свойства мыла, КГН. Конспекты занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Стружка, микробы.
Предварительная работа:
• Беседы «Чистота – залог здоровья», «Мыло и вода – мои лучшие друзья», «Гигиена тела».
Оборудование: мыло, мыльная стружка, пластиковые стаканчики с водой, ложечки, трубочки, насадки для пускания мыльных пузырей.
Ход НОД
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, чтобы у нас весь было хорошее настроение. На нашей встрече мы поговорим: про микробы и как с ними бороться, про мыло, его свойства и качества, конечно же, про здоровье, и про эксперименты не забудем. Так, что будет интересно, увлекательно и познавательно.
В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди.
Чтоб злодеев побеждать,
Мало просто много знать.
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным.
А еще желательно
Делать все внимательно!
(Стук в дверь, появляется Маша)
Маша:
Здравствуйте, ребята!
Со мной приключилась беда. Я спешила к вам в детский сад и упала в лужу, вся перепачкалась. Попыталась отмыть грязь водой, но ничего не получилось. Что же мне делать?
Воспитатель:
Ребята как вы думаете, почему Маша не смогла отмыть грязь водой?
Ответ детей.
Воспитатель:
Посмотрите на подносе разные кусочки мыла. Возьмите его в руки. Потрогайте… Покрутите… Понюхайте. Посмотрите на мыло своего соседа слева, а теперь - на мыло соседа справа. Что можно сказать о нем? Какого оно цвета? Какой формы? Как вы думаете, почему мыло пахнет? (в состав него входят различные ароматизаторы, эфирные масла, духи). А для чего человеку нужно мыло? (чтобы мыть руки и тело, чтобы стирать белье, чтобы не было микробов, из-за которых человек может заболеть). Все правильно, ничего не упустили. Обо всем сказали.
Предлагаю всем встать около своих стульев. Проводится пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика:
Мышка мылом мыла лапку (одной рукой «мыть» другую указательным пальцем.)
Каждый пальчик по порядку (дотронуться до каждого пальца другой руки.)
Вот намылила большой, сполоснув потом водой (всеми пальцами сначала правой, а потом левой руки «намыливать» большие пальцы).
Не забыла и указку, смыв с него и грязь, и краску. (то же – с указательными пальцами).
Средний мылила усердно, самый грязный был наверно. (то же – со средними пальцами).
Безымянный терла пастой – кожа стала сразу красной (то же – с безымянными пальцами).
А мизинчик быстро мыла, очень он боялся мыла (быстро и осторожно «намыливать» мизинцы).
Воспитатель: А сейчас мы сделаем вывод. Каждый скажет одно слово о мыле.
Мыло бывает? Душистое
Мыло бывает? Хозяйственное
Мыло бывает? Твердое
Мыло бывает? Жидкое
Мыло бывает? Детское
Мыло бывает? Разного цвета, разной формы.
Не только от микробов
Нас мыло защищает,
И быть участниками эксперимента
Еще нас приглашает!
Оно смешит порою, и слезы вызывает.
Моторику у деток развивает.
Постановка исследовательской задачи:
Как вы думаете, что можно сделать с помощью мыла? Давайте пройдём к столам и попробуем с вами поэкспериментировать. Но прежде чем начать наш эксперимент, повторим правила безопасности:
1:Всё за собой ты убери,
Будь аккуратным и не сори.
2:Не пробуй на вкус ничего, никогда,
Иначе тебя ожидает беда!
3:И никогда, никому не мешай,
Соседа всегда своего уважай!
Опыт № 1 : Посмотрите, ребята, мыло можно поделить, порезать, а мы с вами сегодня попробуем на тереть мыло на тёрке. Тёрка острая, поэтому, чтобы вы не поранили руки, тереть мыло буду я. Что я делаю (Трёте мыло на тёрке). Что у нас сыплется (стружка).У вас натёртое мыло лежит на тарелочке. Посмотрите, какая она воздушная, мягкая, лёгкая.
Опыт № 2 : Какого цвета вода в стакане (прозрачная, переливается на свету).А теперь переложим ложкой полученную стружку в стакан с водой и перемешаем. Что же получилось (Вода стала белая, мутная).
Опыт №3 : Попробуйте взбить воду ложкой. Что же получилось? (Мыло превратилось в пену).
Опыт №4 : А теперь мы возьмём трубочки, опустим их в стаканы с пеной и подуем.
Внимание! Носом воздух мы вдыхаем, воду в трубку выдыхаем!
Что мы видим? Над стаканом стало подниматься много больших и маленьких пузырей.
Маша: Ребята, я совсем забыл! Я знаю одну очень интересную сказку про волшебного мыльного пузыря. И сейчас я вам её расскажу.
(Маша читает детям сказку).
Сказка о мыльном пузыре.
Жил был мыльный пузырь! Этот мыльный пузырь был не только яркий и красочный, а ещё и необыкновенно волшебный! Он порхал по белому свету и совершал добрые хорошие поступки – исполнял желания,веселил и радовал, играл с детьми и животными, указывал путь. Он многое умел, он мог всё!
Непогоду обратить в погожий денёк, устроить праздник, когда всем грустно, успокоить и развеселить плачущего ребёнка, подарить небу радугу, а ребёнку – любимую игрушку. Всё! И даже больше! Потому что был он в о л ш е б н ы й!
Мыльный пузырь парил в воздухе, кружась в необыкновенном танце.
Я краше всех на свете! - кричал он.
- Фи! - воскликнул Солнечный свет, - Ты же пустой внутри!
- Ну и что, что пустой? Зато я так красиво могу привлекать к себе внимание!
- А я спрячусь за тучку, и от твоей красоты не останется и следа!
-стал пугать его Солнечный свет.
А наш пузырь старался не замечать насмешек и угроз.
Неужели такая мелочь как страх могла его отвлечь от добрых дел? Конечно, нет. И он летел навстречу своим волшебным приключениям, новым друзьям, всем тем, кому были очень нужны его добрые волшебные дела.
Он стал большой, огромный, очень-очень. Казалось, что ещё чуть-чуть, ещё одно доброе волшебство и наша сказка лишится своего Пузыря. А без него ведь и сказка – не сказка!
- Но ведь моя жизнь так скоротечна, что пусть лучше дети поймают и лопнут меня, смеясь от радости и счастья, чем просто лопнуть от малюсенького ветерка, который меня даже не заметит!
- И чему ты тогда радуешься, маленький мыльный пузырь?
- Я радуюсь тому, что за один миг могу подарить детям множество улыбок и радости. Тому, что я прихожу и ухожу под звуки счастливых голосов, и оставляю после себя только приятные воспоминания, потому что плохие воспоминания могут испортить мнение даже о Солнечном свете,- едва успел ответить пузырь перед тем, как лопнуть…
Маша: Ребята, а вы знаете, какая весёлая забава «Пускание мыльных пузырей».(проводится подвижная игра «Поймай пузыри»)
Итог занятия.