Анна Вотинцева
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию «Любопытная Маша» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию «Любопытная Маша» в старшей группе
Тема: «Любопытная Маша»
Возраст: 5-6 лет.
Цель: формировать знания детей через экспериментальную деятельность в совместной игровой деятельности
Задачи:
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию „Любопытная Маша“ в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование : умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.
3. Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.
4. Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции.
Оборудование: Кукла Маша. Кувшинки из бумаги, 4 тазика с водой. Пластилин, минеральная вода, стаканчики. Большие стаканчики, пена для волос, пипетки, тарелочки, краситель. Камушки по два на каждого ребёнка, кисточки, подставка для кисточек. Бабочки и челки на магнитах, мольберт с железной поверхностью и мольберт с деревянной поверхностью. Фотоаппарат.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, как много к нам пришло гостей.
Скажите - здравствуйте им скорей.
Давайте дружно встанем в круг и возьмём друг друга за руки. Вы чувствуете теплоту наших рук? Мы дарим это тепло друг другу.
Поиграли мы с утра,
Заниматься нам пора,
Но не лепкой, и не чтеньем-
Ждёт нас опыт, наблюденье.
Воспитатель.
- О том, что сказки любите, я знаю.
Поэтому сегодня в мир сказки чудесной вас приглашаю.
Там есть волшебство и там всё интересно.
- Скажите, ребята, а что вы любите делать со сказками - слушать или играть в них? Дети: Слушать и играть.
Воспитатель: Я сегодня приготовила вам такую сказку, которую можно, и слушать и играть в неё.
- Вы готовы? Дети: Да.
Воспитатель: А с кем мы отправимся туда, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
Девочка смешная
Всегда Мишку достаёт.
Только он ей всё прощает,
От досады чуть не ревёт.
Воспитатель: Вы узнали героя этой сказки?
Дети: Это Маша из мультфильма «Маша и Медведь»
(Показ куклы Маши.)
Воспитатель: -Жила-была девочка Маша. Была она очень любопытная, и ей хотелось все узнать. Однажды рано утром она услышала, как птички разговаривали о том, что вокруг так много всего интересного. Маша решила поглядеть. Она вышла на улицу и увидела пруд. В нём росли удивительные цветы.
Опыт №1.
- Ребята, что это за цветы?
На пруду большой цветок
С жёлтой сердцевиной
На воде растёт, растёт
Белая. (кувшинка).
- Правильно, ребята. Это кувшинка. Встало солнце и кувшинки стали раскрываться. Я предлагаю понаблюдать, как это происходит. Для этого каждый листочек завернем на карандаш вверх, желательно побольше.
Воспитатель:- А где ещё растут кувшинки?
Дети: На болоте, в озере, в пруду, в реке.
Воспитатель: Возьмите по одной кувшинки, все вместе скажите волшебные слова «Эй, цветочки, просыпайтесь, лепесточки раскрывайтесь» и опустите в воду. А теперь внимательно наблюдаем, что сейчас будет происходить с кувшинками.
Дети: - Они просыпаются, раскрываются.
Воспитатель: - Ребята, скажите, отчего так происходит?
Дети: - Потому что, бумажные лепестки намокают, становятся тяжелее и раскрываются.
Воспитатель: - Правильно. Бумага впитывает воду, и лепестки постепенно раскрываются.
Воспитатель: - Ещё Маша кого-то увидела в водоёме, кто-то всплывал и появлялся на поверхности воды, потом исчезал. Оказывается это были рыбки. Я вам предлагаю посмотреть, как же рыбки всплывают на поверхность воды, а потом исчезают.
Опыт №2
Воспитатель: - Для этого нам понадобиться минеральная газовая вода. Наливаем её в стаканы. Что за пузырьки в воде?
Дети: - Это пузырьки газа в воде, они всплывают на поверхность.
Воспитатель: - Из пластилина делаем маленькие зернышки-рыбки и опускаем в воду. Что же происходит?
Дети: - Сначала они тонут, потом всплывают.
Воспитатель: - Как вы думаете, почему это происходит?
Дети: - Газы выталкивают рыбок вверх, и они всплывают.
Воспитатель: - Почему рыбки опускаются на дно?
Дети: - Газ выходит из воды и рыбки опускаются т. к. становятся тяжелее воды.
Воспитатель: - Правильно. Пузырьки газа выталкивают на поверхность рыбок, как только газ выходит из воды, рыбки становятся тяжелее воды и опускаются на дно.
Маша посмотрела и пошла дальше. (Мелодия ветра и дождя) Пока она шла, вдруг подул сильный ветер, на небе появились тучки, и пошёл дождь. Маша спряталась под дерево, чтобы не промокнуть.
- Ребята, давайте пока идёт дождь, мы с вами немного отдохнём. Встаньте свободно по залу.
Физминутка «Капля»
Капля раз, капля два (Притопы правой и левой ногой.)
Очень медленно сперва. (Прыжки на носочках, руки на поясе.)
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом, бегом. (Бег на месте.)
Мы зонты свои раскрыли (Развести руки в стороны.)
От дождя себя укрыли. (Сомкнуть руки над головой полукругом.)
И стала думать, как и откуда идет дождь? Ей было очень интересно!
-Давайте поможем Маше понять - как идет дождь?
Опыт № 3
В стакане на 2/3 налита вода. Выдавим пену прямо на поверхность воды, чтобы она была похожа на кучевые облака. Теперь пипеткой на пену накапайте окрашенную воду.
-Что мы видим? (Цветная вода пройдет сквозь облака и продолжит свое путешествие)
-Какой вывод можно сделать? (Вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю).
Воспитатель: - После дождя, Маша обратила внимание, что до дождя камушки на дорожке были светлыми, а после дождя они потемнели. Ребята объясните Маше, что же произошло.
Дети: - До дождя камушки были сухими и имели светлый цвет, потом дождь камушки намочил и они стали сырыми и темными.
Опыт №4
Воспитатель: - Предлагаю с нашими камушками провести волшебное изменение. (Дети один камушек кисточкой смачивают, и он становится темным, сырым. Другой камушек остаётся сухим и светлым).
Воспитатель: Опять на улице стало солнечно, тепло и Маша отправилась в сад, где распустились красивые цветы. Маша заметила, что в саду от цветка к цветку летали пчелки и бабочки.
Опыт №5
Воспитатель: - Возьмите пчелок, бабочек и посадите на деревянный мольберт на любой понравившийся вам цветок. (Дети сажают пчелок, бабочек на цветы они падают).
Воспитатель: - Возьмите пчелок, бабочек и посадите на железный мольберт на любой понравившийся вам цветок. (Дети сажают пчелок, бабочек на цветы).
Воспитатель: - Ребята, что произошло, почему наши пчелки и бабочки притянулись к цветам?
Дети: - Наши пчёлки и бабочки на магнитиках, а магниты притягиваются к любой металлической, железной поверхности, цветы у нас находятся на железной доске.
Воспитатель: Правильно, магнит притягивается к железной поверхности.
Маше так понравилось гулять и познавать этот огромный и удивительный мир, но день подходил к концу и нужно было возвращаться домой.
Воспитатель: - А давайте все вместе с Машей с фотографируемся, и подарим фотографию на память. А пока фотография превращается в настоящую. Скажите ребята, вам понравилась сказка и путешествие вместе с Машей?
- Мы с вами провели сегодня много экспериментов, Маша обязательно расскажет и покажет их Мишке. А что интересного сегодня вы узнали?
Дети:
- Что бумажная кувшинка раскрывается в воде, потому что бумага становится мокрой и тяжёлой и лепестки раскрываются.
- Пузырьки газа выталкивают пластилиновых рыбок на поверхность, они всплывают, а потом опускаются на дно т. к становятся тяжелее воды.
- Вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю
- Сухой камушек светлей, а мокрый темнее.
- Магнит притягивает только металлические и железные предметы.
Воспитатель: - Волшебство фотография превратилась в настоящую. Давайте с Машей попрощаемся, подарим фотографию, пожелаем ей удачи.
А мы с вами вернемся в детский сад.