Татьяна Петрищева
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию «Лекарственные растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по экологическому воспитанию.
Образовательная область : познание, развития речи.
Цель: уточнить и расширить знания детей о лекарственных растениях родного края.
Задачи: Образовательные :
Темочки:
- В мире растений. Конспекты
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Растения. Изучаем мир растений
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Закрепить знания детей о лекарственных травах, об их целебных свойствах;
• Познакомить детей с целебными кустарниками;
• Закрепить представление о правилах сбора лекарственных растений;
• Обогащать и активизировать словарь детей по теме названиями лекарственных растений, способами их использования (травник, лекарственные, отвар, настойка);
Развивающие:
• Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки, доказательную речь;
• Развивать познавательный интерес к природе родного края;
Воспитательные :
• Воспитывать умение слушать ответы детей, дополнять их;
• Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Оборудование: картинки с изображением лекарственных трав, аптечные упаковки с травами, сборами для создания соответствующей обстановки, схема правил сбора лекарственных трав, чайник для заваривания чая, плоды шиповника и засушенные травы: душица, зверобой, чабрец, мята.
Методы и приемы: наглядные, словесные, практические, интерактивные, а именно: загадки, художественное слово, вопрос - ответ и др.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций лекарственных растений; беседы о лекарственных травах и их использовании; подготовка альбома «Лекарственные растения» для детей; составление с детьми схемы правил сбора и использования лекарственных растений, консультация для родителей «В моде натуральное» (о фитотерапии, правилах сбора лекарственных трав и их использовании, альбом «Лекарственные растения» для родителей.
Ход занятия:
Начало на коврике, все сидят полукругом.
1. Воспитатель :
Дети, отгадайте загадку:
Продавцы в ее отделах
За стеклом в халатах белых,
Заболевшие всегда
От врача идут сюда. (аптека)
Что, кроме лекарств и таблеток, продают в аптеке? (Витамины, бинты, градусники и т. д.)
У нас открылась необычная аптека, а фито аптека. Скажите что продаётся в таких аптеках. (лекарственные травы)
Ребёнок – покупатель: Здравствуйте.
Аптекарь: Здравствуйте, что вы хотите?
Ребёнок – покупатель: Что, вы мне посоветуете от болей в животе?
Аптекарь: Пожалуйста, возьмите траву «зверобой», нормализует работу пищеварительной системы;
Ребёнок – Спасибо. До свидания.
Покупатель: – Здравствуйте.
аптекарь: Здравствуйте, что вы хотите?
Покупатель – Что мне взять от ангины?
аптекарь: Возьмите ромашку для полоскания.
Покупатель – Спасибо. До свидания.
Покупатель- Здравствуйте.
аптекарь: Здравствуйте, что вы хотите?
Покупатель – У меня кашель. Что, вы мне посоветуете?
аптекарь: Такая травка, как чабрец поможет вам избавиться от кашля!
Покупатель – Спасибо. До свидания.
Покупатель- Здравствуйте.
аптекарь: Здравствуйте, что вы хотите?
Покупатель - Что, вы мне посоветуете от зубной боли и воспаления дёсен?
аптекарь: Возьмите «душицу» она вам поможет.
Покупатель – Спасибо. До свидания.
Воспитатель : Ребята скажите, всем помогли в аптеке? (Да)
2Ребята на земле очень много разных трав и каждая является лекарством. Но их надо беречь и зря не рвать. Если их не беречь,то они могут исчезнуть. Уже много видов растений занесены в красную книгу. Знаете что это за книга (ответы детей)
В Курской области - есть уникальные природные объекты
Наиболее достопримечательным объектом в области выступает Центрально-Черноземный биосферный заповедник имени профессора В. В Алехина. Целинные черноземы - основное богатство заповедника. В Центрально-Черноземном заповеднике известно 1276 видов высших растений, а это около 80% флоры Курской области. Из них 9 видов занесены в Красную книгу России. Зарегистрировано 145 видов мхов, более 200 видов водорослей, 80 видов лишайников и около 900 видов грибов, два из которых внесены в Красную книгу России.
Клюквенное озеро. В селе Нижнемахово, Суджанского района расположено Клюквенное озеро, более известное местным жителям как Клюквенник. Такое название водоем получил, потому что исключительно на его территории в Курской области произрастает редкая для Центрального Черноземья северная ягода клюква. Собрать северную ягоду гости и жители Курской области могут в сентябре-октябре.
Гора Фагор. В Курской области в окрестностях села Горналь есть уникальная в своём роде гора Фагор. Гора и другие холмы вокруг сформированы меловыми отложениями, поэтому эту местность называют «Белогорьем». Холмы, бескрайние поля, перемежающиеся с лесными массивами, река Псел – такая картина открывается взору с вершины горы Фагор.
Назначение дендрария в создании специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществления научной, учебной и просветительской деятельности
3Вход Незнайки.
Незнайка:- Здравствуйте! Я пришёл попросить у вас помощи. Я играл с кошкой и она поцарапала меня. Что мне делать? Помогите, пожалуйста.
Воспитатель : - Конечно, мы с ребятами тебе поможем! Ребята какое растение поможет залечить царапины у Незнайки? (подорожник)
Незнайка:- А, что эта трава поможет? (Да)
А я, не знал, что трава тоже может лечить!
Воспитатель : - Ребята, и ты Незнайка давайте сейчас отправимся на воображаемый луг для того чтобы собрать лекарственные растения и рассказать Незнайке,что они помогают лечить.
Давайте вспомним правила сбора лекарственных трав.
- Скажите, когда собирают лекарственные растения – (ответы детей) Правильно, ребята листья и стебли собирают, когда растение цветёт, цветки – в самом начале цветения, плоды и ягоды - когда полностью созреют, корни – осенью.
- 1 Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений. (почему) Потому, что если попадёт в сбор ядовитая трава, то можно отравиться!
-2 Собирать растения в сухую, без ветреную погоду, утром после того как высохнет роса. (почему) Потому, что обсохшие от росы растения, не испортятся во время сушки и хранения.
-3 Нельзя собирать растения в близи дорог. (Ответы детей)
-4 Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
-5 Сушить растения нужно в тени, а не на солнце. (почему) Потому, что на солнце они сгорят или пересушатся и полезных веществ в них не останется.
-6 Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. (почему) ответы детей. Правильно, чтобы сохранить растения для дальнейшего размножения.
-7 Нельзя рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. (почему) Да, ребята, они уже находятся на грани вымирания.
- Скажите а где, нужно хранить высушенные травы? Высушенные травы хранят в бумажных или матерчатых пакетах в прохладном месте.
1. Тонкий стебель у дорожки,
на конце его – сережки,
На земле лежат листки
– маленькие лопушки.
Нам он как хороший друг,
лечит раны ног и рук (подорожник)
Подорожник люди используют для заживления ран. Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ранке или ожогу.
2. В поле сестрички стоят,
желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички –
белые реснички (ромашки)
Отваром ромашки полощут горло при ангине, пьют отвар при кашле и температуре, ополаскивают волосы, чтобы они были здоровые, блестящие, красивые. Делают крема для лица и рук, добавляют в зубную пасту.
3. Золотой и молодой за неделю стал седой,
А денечка через два облысела голова.
Спрячу - ка в карманчик бывший …. (одуванчик)
У одуванчика используются листья и корень. Они содержат много витаминов, которые улучшают аппетит, лечат ожоги, лечат заболевания желудка
Из свежих зеленых листьев весной делают полезный салат. А из желтых цветов варят варенье.
4. Растет зеленый кустик,
дотронешься – укусит.
Не огонь, а жжется! (крапива)
Листья крапивы даже останавливают кровь. Из крапивы варят щи, делают отвар, сушат веники. Отвар используют при простуде от кашля, им ополаскивают волосы, умываются. Крапиву добавляют в крема, шампуни.
5. Спроси телёнка и барашка –
цветка вкусней на свете нет.
Ведь не случайно красной кашкой
его зовут за вкус и цвет (клевер)
Настоем клевера лечат раны, полощут горло. Поможет при простуде. Смягчает кожу. Используют в косметологии для приготовления кремов, мыла, шампуней.
6. Я на луг с утра пошёл,
Травку нужную нашё л:
Мелкий, жёлтенький цветок
Он не ярок, не высок,
Вылечит недуг любой.
Что же это? – (зверобой).
Отвар используют при заболеваниях кожи. Настойкой пьют для очистки организма. Используют для приготовления шампуней, мыла
7. Травка очень душиста, ароматные листья.
Поскорей собирай и заваривай чай!
А найдёшь возле хаты, называется – (мята).
Полезен, приятен и ароматен чай, конечно, не с ватой, а с … мятой
Настой - при тошноте, болеутоляющее. Добавляют в зубные пасты, жевательные резинки, в шампуни, капли в нос и успокоительные. Заваривают в чай.
Воспитатель : Вот видишь Незнайка сколько полезных растений. Но не только растения могут помогать, но также надо закалять свой организм, заниматься физкультурой.
Незнайка:- А я умею заниматься физкультурой. Хотите покажу?
Физминутка.
Воспитатель : Предлагаю из собранных трав сделать гербарий для травника и подарить Незнайке.
4Изготовление гербария.
5Воспитатель : Ребята есть не только лекарственные растения но и лекарственные кустарники. Какие вы знаете? (смородина, калина, малина, шиповник) Где они растут? (в лесу) Хотите отправиться в лес? (да)
Отправляемся в лес. Ребята давайте посидим на полянке и послушаем, как поют птички, пахнет хвоей. Как хорошо в лесу.
(слушаем запись птичьего пения и ощущаем аромат хвои)
6 Ребята нам пора возвращаться в детский сад. Мы с вами собрали лекарственные травы и плоды. Предлагаю заварить лечебный чай.
Ребята давайте вспомним чем мы занимались? (ответы детей).
7 Подвести итог.