наташа герлинг
Конспект НОД по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [М], [М’] и буква «М»
▼ Скачать +Заказ
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе
"Звуки М, Мь и буква М"
Подготовила воспитатель :
Герлинг Н. Е
1 кв. категория
Новосибирск 2023
Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе
"Звуки М, Мь и буква М"
Публикация «Конспект НОД по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Звуки [М], [М’] и буква „М“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
Оборудование:
Тема: «Звуки «М», «Мь». Буква М».
Цель:
Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].
Знакомство со звуками М-Мь, буквой М.
Задачи:
Образовательные:
-Уточнение артикуляции звуков М и М’.
- Выделение из ряда, изучаемые звуки.
-Знакомство с буквой М.
-Закреплять навыки: - определения позиции звука в слове;
- звукового анализа слов «Мак»
- нахождения заданного звука в словах,
- дифференциации звуков по твердости, мягкости,
- придумывания слов на заданный звук, составления предложений;
Развивающие:
-Развитие фонематического слуха,
-различение на слух звуков М и М’.
-Развитие общей и мелкой моторики.
-Развитие ассоциативных навыков.
- умение концентрировать внимание;
- просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонационную выразительность);
- речевое дыхание.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
- Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
Методические приё мы:
Словесный (вопросы, объяснение).
Наглядный (картинки).
Игровой (Д/и «Один-много», «Твердый-мягкий», «Найди звук М».
Практический (звуковой анализ слова).
Наблюдение за работой детей, советы.
Оборудование:
Демонстрационный материал: Картинки героев (Маша, Миша, мама, корова, теленок, зеркала; картинки продуктов; картинки цветов, предметные картинки в названии которых есть звуки [М], [ М’]; демонстрационная буква М; картинки «на что похожа буква М»; плакат Буквоград.
Раздаточный материал: фишки для звукового анализа; разрезные картинки на звук М; простые карандаши
Ход занятия:
Приветствие:
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришло много гостей, поздоровайтесь с гостями
Д. : Здравствуйте!
Мотивация:
Воспитатель: Ребята, вы любите ходить в гости?
Дети: да
Воспитатель: Нас с вами пригласили в гости.
А как вести себя нужно в гостях, вы знаете? (ответы детей)
Молодцы правильно, в гостях нельзя громко разговаривать, бегать, кричать.
Придя в гости, нужно поздороваться. В гости нужно идти, с хорошим настроением.
А у вас, хорошее настроение? (ответы детей)
Хорошо. Я думаю, что мы готовы идти в гости.
Воспитатель: В гости нас пригласила девочка Маша, которая каждый день придумывает себе разные игры. Она пригласила вас, чтобы вы ей помогли, потому-что некоторые игры сложные и одной Маше не справиться. Вы готовы помочь? (Да)
Воспитатель: Я вам расскажу историю про Машу. А вы ее внимательно послушайте:
(На телевизоре изображена картинка девочки)
Воспитатель:Жила - была Маша. Каждый день она придумывала для себя разные игры.
Самая ее любимая игра — это игра с язычком.
Давайте мы с вами в нее поиграем. Проходите за стол. Возьмите зеркала.
Артикуляционная гимнастика
Однажды Маша услышала стук колес приближающегося поезда
(многократно проговаривать Д-Д-Д, язык за верхними зубами, Рот широко открыт, следим за тем, чтобы рот не закрывали 3 раза повторить)
Это в гости к Маше приехал его дальний родственник Панда с пухлыми щечками
(надуть щеки, удерживать) (считаю до 5-7).
Маша предложила попить чай с бубликами
(губы округлить в форме бублика, удерживать 5-7 сек.) (считаю до 5-7).
Маше во всем хотелось быть первой, даже в поедании бубликов. Панда не отставал, и скоро все бублики были съедены.
Тогда Маша принесла конфеты и поставила на стол
(упереться языком в правую щеку, удерживать 3-5 сек, затем в левую) (считаю до 5-7).
Конфеты исчезли также быстро.
Маша поставила банку с вкусным вареньем
(высунуть широкий язык, облизать сначала верхнюю губу затем нижнюю губу по кругу. Повторить 7-8раз.)
Битва за варенье окончилась молниеносно. От таких соревнований у малышей совсем не осталось сил. И они пошли отдыхать.
Воспитатель: А сегодня Маша проснулась и подумала: "Вот какой звук услышу первым, с ним и буду дружить целый день "
В комнате было тихо.
(На телевизоре изображена картинка коровы и теленка)
Воспитатель:Маша открыла окно и увидела корову с теленком. Корова повернула голову к Маше и поздоровалась с ней.
Как вы думаете, как корова могла поздороваться с Машей? Правильно!
Корова промычала Му-у-у! Давайте все вместе скажем громко: Му-у-у! А потом и теленок тихо промычал: м-м-м. Давайте повторим так же тихо: м-м-м-м
Подумайте и скажите, какой звук первым услышала Маша?
Да, первым Маша услышала звук "М". Маша улыбнулась – значит сегодня играю со звуком "М".
Уточнение артикуляции звука.
Воспитатель: Давайте сначала произнесём звук [М] Возьмите зеркала в руки. (хором, индивидуально) .
Произнесите звук [м]. Обратите внимание, что происходит с губами, когда мы произносим звук [м], губы сомкнуты, а воздух проходит через нос.
зажмите нос и попробуйте произнести этот звук. Видите, не получается.
Как вы думаете, звук [м] гласный или согласный?
Д е т и: Согласный.
Воспитатель:Как мы его произносим ласково или строго?
Дети Строго
Воспитатель: Значит он твердый или мягкий?
Дети: Твердый
Воспитатель:Звонкий или глухой? (давайте определим, положите руку на горло, есть вибрация? Значит какой это звук)
Дети:Звонкий
Воспитатель:Значит звук [м] – согласный, твердый.
Каким цветом мы его будем обозначать?
Дети. Синим
Воспитатель:А давайте научим Машу всегда слышать звук М.
Выходите вставайте в круг поиграем. Я вам бросаю звуки, а вы ловите только звук м. Хлопайте, когда услышите звук м.
Звуки : «А, м, н, и, м, т, м, о, м, у.
А теперь поймайте слоги, в которых есть звук (М) : Ат, ом, ин, ма, му, ны, мо, по.
Усложняю вам задание, нужно услышать звук (М) в слове: Сом, нос, мак, суп, молоко, мышка, бумага, палка.
Молодцы!
Дальше Маша пошла на кухню. Там мама готовила завтрак.
(На телевизоре изображена картинка мамы)
Воспитатель: Маша сказала маме: «Ты в моей игре самая главная»
Ребята, а как вы думаете, почему? (ответы детей)
Верно, потому что в слове МАМА есть звук [м].
Сколько звуков "М" вы слышите в слове мама? (ответы детей)
Мама улыбнулась Маше и сказала: "Я приготовлю тебе обед из тех продуктов, в названии которых есть звук "М"
Утром МАМА отправилась в магазин за продуктами.
Воспитатель: Я предлагаю помочь МАМЕ выбрать нужные продукты.
Каждый возьмите один продукт в названии, которого есть звук М.
Сейчас проверим, правильный ли выбор вы сделали.
Какие продукты вы выбрали?
По очереди называйте продукт и определите сколько слогов в слове и где находится звук М (в начале слова, в середине или в конце) и кладите этот продукт в корзину
Ответы детей :
мука (2 слога, звук [м] в начале,
томат 2 слога, звук [м] в середине,
лимон 2 слога, звук [м] в середине,
макароны 4 слога, звук [м] в начале,
масло 2 слога, звук [м] в начале,
молоко 3 слога, звук [м] в начале
мороженое 5 слогов, звук [м] в начале
Воспитатель: Вы молодцы, помогли маме сделать правильный выбор продуктов.
Маша съела весь завтрак и решила отблагодарить маму.
Она вышла в сад, чтобы сорвать для мамы цветок.
Какие цветы растут на клумбе? ( ответы детей: тюльпан, роза, одуванчик, ландыш, пион, василек, мак.)
Как вы думаете, какой цветок Маша сорвала для мамы? (Мак).
Почему вы так думаете?
Дети: потому что в слове мак есть звук «м».
А где он стоит в слове? (в начале слова)
Давайте с вами поиграем в игру «один-много».
Называйте один цветок - много цветов
( ответы детей: одна Роза – много роз,
один тюльпан много тюльпанов и т. д.)
Молодцы!
А сейчас давайте сделаем анализ слова мак. Проходите за столы. Кто то один выполняет у доски.
На доске картинка с изображением цветка (мак). У детей на столах - карточки для анализа слова и фишки (синего и красного цветов).
-Какой звук первый? (м) – согласный, твёрдый, обозначаем синим цветом.
- Какой второй звук? - (а)- гласный, красный.
- Какой третий?- (к) – согласный, обозначаем синим цветом.
- Сколько звуков в слове «мак»? (Три.)
- Сколько согласных?- два, какие?- (м, (к).
- Сколько гласных? – один, какой?- (а)
- Сколько слогов в слове «мак»? – определяют хлопками – один
Правильно, сколько гласных звуков в слове, столько и слогов.
- Молодцы! справились с заданием.
(На телевизоре изображена картинка девочки)
Воспитатель:А у Маши есть младший брат Миша. Они вместе пошли играть:
Давайте мы тоже поиграем с Машей и Мишей
Физкультминутка:
Маки в поле, маки в поле Увидали Маша с Олей. (Ходьба на месте)
Маки полевые, Красные, большие. (Делают круг руками сверху вниз)
В поле ветерок гуляет, Маки красные качает. (Руки впереди, ладони вместе. Наклоны в стороны.)
Вот так, вот так Он качает каждый мак. (Наклоны в стороны, руки вперед)
В поле малыши гуляли, Маки красные не рвали, любовались ими,
Маками большими. (Ходьба на месте с высоко поднятыми коленями)
Миша узнал, что Маша играет со звуком М, решил что он сегодня будет играть со звуком мь.
А почему он так решил? Ребята, а звук Мь какой звук? Гласный или согласный? Твердый или Мягкий? Звонкий или глухой? (ответы детей)
Миша пошел рисовать.
Ребята, а что может нарисовать Миша? Придумайте слова со звуком [м’]
Он может нарисовать ( Ответы детей: мельницу, мяч, медведя, мед, метла, камень, домино, маки, помидор, метро)
А теперь составьте предложение с вашим придуманным словом.
Воспитатель: Мама вышла во двор увидела, как дети играют и решила к ним присоединиться и с ними поиграть. Давайте и мы с вами поиграем.
Чистоговорки (с отстукиванием)
Ма-ма-ма,— кота зовут Кузьма.
Му-му-му,— бананы я возьму.
Мо-мо-мо, - едим мы эскимо,
Мы-мы-мы- прочитали книгу мы
Ме-ме-ме дай-ка травки мне
Ми-ми-ми- меня с собой возьми
Воспитатель:Маша и Миша подружились еще сильнее и стали играть вместе.
У них было столько много игрушек, аи им надо было их поделить.
-Поможем, ребята, Маше и Мише?
Вспомните с каким звуком играют Миша и Маша. (Дети по очереди называют игрушки, определяют звук : малина, мяч, мак, медведь, малина, лимон, хомяк, домино, дом)
Знакомство с буквой М
Эти звуки живут в букве М. (показываю букву М.)
Почему буква М раскрашена на половину зеленым, на половину синем?
Потому что она бывает твердой и мягкой.
А на что похожа буква М? (ответы детей)
Есть стихотворение про букву М. я вам его сейчас расскажу
Палочка, палочка, между ними галочка
Ребята, Буква м на какой улице живет?
живет на звонкой улице, в синем-зеленом домике.
(На доске буквоград, приклеиваем букву М на звонкую улицу)
Рефлексия:
Воспитатель: Дети, у кого мы были в гостях?
Вам было интересно в гостях у Маши и Миши?
С каким звуком Маша играла? А с каким Миша? Какие это звуки?
Что вам больше всего понравилось?
Что было сложным для вас?
Чтобы закрепить звуки Маша и Миша приготовили вам задания. Проходите за столы.