Родина Елена Юрьевна
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Испекли мы Колобок»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад № 30 «Звездочка»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по художественно-эстетическому развитию
на тему «Испекли мы Колобок»
для детей старшего дошкольного возраста
Выполнила воспитатель МБДОУ ЦРР д/с № 30 «Звездочка» Родина Елена Юрьевна
Дата: 31.10.2016г.
Орехово-Зуевский район
Программное содержание
Цель - научить детей делать тесто из муки и соли.
Задачи -
• Образовательная:
Публикация «Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию „Испекли мы Колобок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- «Колобок». Все материалы по сказке
- «Колобок». Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
-научить детей определять свойства муки и соли, используя простейшие приемы экспериментальной деятельности;
- познакомить детей с процессом приготовления теста для лепки;
- научить детей простейшим приемам исследовательской деятельности;
• Развивающая :
-развивать логическое мышление - умение выделять общие и отличительные признаки веществ;
- развивать умение делать выводы по результатам исследовательской деятельности;
- развивать связную речь - учить высказывать свое мнение, используя в речи сложноподчиненные предложения;
• Воспитательная:
- приучать к аккуратности при выполнении эксперимента;
- продолжать формировать навыки самообслуживания - умения приводить в порядок свое рабочее место;
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие, познавательное развитие
Методы и приемы: слушание, отгадывание загадок, насыпание вещества, рассматривание вещества, ощупывание, замешивание теста, лепка из теста.
Оборудование:
• Для каждого ребенка:
- одноразовые тарелочки с мукой и солью;
- емкости с водой;
- емкости для замешивания теста;
- пластмассовые ложечки;
- крышки с черным дном для рассматривания веществ;
• Для педагога:
- настольная ширма из кукольного театра;
- игрушка Колобок - театр на дисках;
- демонстрационные карточки - модели, изображающие агрегатные состояния веществ;
- соленое тесто;
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка, пальчиковая гимнастика.
Предшествующая работа: разыгрывание сказки «Колобок» по ролям, знакомство с различными материалами для лепки: пластилин, соленое тесто, глина, холодный фарфор, знакомство с различными состояниями вещества: жидкое, твердое, газообразное.
Ход занятия
Вводная часть
Постановка проблемы - " Кто я?"
(на столе педагога за ширмой спрятана игрушка -Колобок)
Голос из - за ширмы:
- Говорят, я - круглобокий,
Говорят, без рук, без ног я,
И, что от всех я убегаю,
Кто же я такой? Не знаю!
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, кто там спрятался за ширмой? (Выслушав ответы детей, достает игрушку)
Колобок :
- Здравствуйте ребята, спасибо, что назвали мое имя! Теперь я знаю, что я - Колобок. Только, все равно не понятно: какой я, откуда я взялся, расскажите мне, пожалуйста!
Диалог Колобка с ребятами :
- где я живу?
- почему я от всех убегаю?
- почему все хотят меня съесть?
- почему я вкусный?
- кто меня сделал таким?
- из чего меня сделали?
Основная часть
Решение проблемы: " Как сделать настоящий Колобок?"
А. Беседа воспитателя с детьми
- вспомните, как в сказке появился Колобок?
- что нужно, чтобы испечь настоящий Колобок?
- где мы будем печь Колобок?
В ходе беседы дети вместе с воспитателем выясняют, что для приготовления теста необходимы мука, соль и вода. А так как у нас нет настоящей печки, мы положим в тесто побольше соли, и тогда сможем высушить наши колобки на батарее. Воспитатель предлагает детям познакомится со свойствами муки и соли и попробовать самим сделать тесто для Колобка.
Б. Знакомство со свойствами муки и соли
Эксперимент №1 " Определите на ощупь, где соль, а где мука?"
Действия:Опустите пальчики в тарелочки с мукой и солью. Потрите содержимое между пальцами. Что вы ощущаете?
Вывод: Мука на ощупь мягкая, а соль более жесткая.
Эксперимент № 2 "Рассматривание частиц соли"
Действия:
- возьмите из тарелочки на кончике ложки немного соли;
- рассыпьте ее на крышечку с черным дном;
- рассмотрите крупинки;
- постарайтесь ложкой раздавить крупинку;
Вывод: Соль состоит из крупинок, которые нельзя раздавить ложкой. Соль - твердое вещество.
Эксперимент № 3 "Рассматривание частиц муки"
Действия:
- возьмите из тарелочки на кончике ложки немного муки;
- рассыпьте ее на крышечку с черным дном;
- рассмотрите крупинки:
- постарайтесь ложкой раздавить крупинку;
Вывод: Мука тоже состоит из крупинок, но они меньше по размеру, и их тоже нельзя раздавить ложкой. Мука - твердо вещество
Эксперимент № 4 "Какого вкуса соль и мука?"
Действия:
-возьмите из тарелочки немного муки;
- попробуйте ее кончиком языка;
- тоже самое проделайте с солью;
Вывод:соль - по вкусу соленая, а мука - безвкусная, пресная.
С. Физкультминутка. Подвижная игра " Маленькие человечки"
В данной игре используется прием технологии ТРИЗ - метод моделирования маленькими человечками.
Воспитатель объясняет детям правила игры: Вещества вокруг нас состоят из маленьких частиц. Если частички крепко держатся друг за друга, как человечки на этой карточке (показывает карточку, то такие вещества называются твердыми.
Давайте покажем "твердое вещество" - соль: возьмитесь крепко за руки. Легко ваши руки разъединить? (нет). Условие игры: если я буду называть твердое вещество, вы дружно беретесь за руки.
Частицы в жидком веществе не очень крепко держатся друг за друга, вот так, как человечки на этой карточке (показывает карточку).
Давайте вместе с вами покажем жидкое вещество - воду. Встаньте рядом и коснитесь друг друга локтями. Легко ли разорвать вашу цепь? (не очень трудно). Условие игры: если я буду называть жидкое вещество, вы встанете и коснетесь друг друга локтями.
И наконец, есть вокруг нас газообразные вещества. Мы их практически не видим, но можем ощущать по запаху. Частички газообразных веществ вообще не соприкасаются друг с другом, они свободно движутся в разных направлениях. Как человечки на этой карточке (показывает карточку)
Частички двигаются так, как вы машите ручками в разные стороны. Давайте покажем газообразное вещество - воздух: помашите руками и подвигайте телом плавно во все стороны. Условие игры: если я буду называть газообразное вещество - вы будете двигаться именно так. Все понятно? Начинаем игру. (воспитатель называет различные состояния вещества, дети "моделируют" их с помощью движений)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ –
" Приготовление теста для лепки"
Вместе с детьми, общая полученные в ходе эксперимента знания, определяем, что для приготовления теста нам нужна мука, вода, немного соли. Тогда наш колобок будет съедобным, но его нужно обязательно испечь. Где мы это будем делать? (у нас нет такой возможности). Воспитатель показывает детям хлебобулочное изделие, сделанное из соленого теста. Рассказывает, что это изделие сделано из теста, в которое положил много соли. Из этого теста можно слепить что угодно. Его не нужно печь, нужно только положить в теплое место. Когда изделие высохнет, его можно покрасить красками и использовать для игры в " Магазин". Но есть его, конечно, нельзя, почему? (слишком соленое). Хотите, я научу вас делать такое тесто? Из него вы сможете слепить не только колобок, но и все, то захотите.
Эксперимент № 5 "Приготовление соленого теста"
Действия:
- возьмите две ложки муки высыпьте ее в емкость для приготовления теста;
- добавьте четыре ложки соли;
- перемешайте ложкой полученную смесь;
- постепенно, понемногу добавляйте в полученную смесь воду;
- добавляйте воду до тех пор пока в стаканчике не получится вязкая смесь (это и будет соленое тесто)
Вывод: чтобы получить тесто, нужно взять муку, соль и воду.
Д. ЛЕПКА колобка из приготовленного теста
Воспитатель предлагает детям достать ложкой полученное тесто на клеенку. Ручки (ладошки) опустить в тарелочку с мукой, взять комок теста и скатать колобок.
По окончании выполнения работы, ребята выкладывают "колобки" на крышечки и показывают их игрушечному Колобку
Колобок : Как здорово у вас получилось! Можно я попробую? (ответы детей). Жаль, что нельзя! А с другой стороны - Лисе тоже такой колобок не понравится! И тогда с вашими колобками можно играть в другую сказку. Только их надо сделать сказочными, а то они у вас какие-то бледные!
Воспитатель: Не переживай! Когда наши колобки подсохнуть, мы разрисуем их красками и они станут сказочными!
А сейчас Колобок, я хочу проверить: был ли ты внимательным на нашем занятии?
Заключительная часть
Итог занятия - " Мы испекли колобок!"
Дети вместе с Колобком отвечают на вопросы :
- какие веществ нужны для приготовления теста?
- назовите твердые вещества, которые мы использовали для приготовления теста?
- какие жидкие вещества нам помогли сделать тесто?
Воспитатель хвалит Колобка и детей. Колобок обращает внимание на беспорядок на столах. Воспитатель предлагает детям показать Колобку, как надо приводить в порядок свое рабочее место.