Виктория Волгина
Конспект музыкального занятия с элементами логоритмики «Путешествие по Санкт-Петербургу» для детей с ЗПР старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект музыкального занятия с элементами логоритмики "Путешествие по Санкт-Петербургу"
Группа старшего дошкольного возраста комбинированной направленности для детей с ЗПР (5-6 лет)
Цель: Углубить знания и представления детей о Санкт-Петербурге.
Задачи:
Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания детей о Санкт-Петербурге, его достопримечательностях;
- активизировать и обогащать словарный запас;
Публикация «Конспект музыкального занятия с элементами логоритмики „Путешествие по Санкт-Петербургу“ для детей с ЗПР старшей группы» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ленинградская область, Санкт-Петербург. Петербурговедение
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2023
- расширять представление о городе Санкт-Петербурге, его истории;
- формировать умение слушать и слышать музыку;
- обучать игре на детских музыкальных инструментах в ансамбле;
- продолжать учить выполнять движения под музыку в сочетании с речью.
Развивающие:
- Развивать музыкальные и творческие способности посредством различных видов музыкальной деятельности;
- Развивать тонкую и общую моторику, мелодико – интонационную сторону речи, чувство ритма, музыкальный слух, слухо – двигательную координацию, выразительность движений, способность переключаться с одного вида деятельности на другой;
- Развивать связную речь, логическое мышление, память, внимание, воображение.
Воспитательные:
- воспитывать патриотические чувства, чувство гордости и любви к великому городу;
- воспитывать любовь к музыке великих композиторов и к музыкальному искусству в целом.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: Тематические занятия по теме «Наш город - Санкт-Петербург». Рассмотрение и чтение книг о Санкт-Петербурге. Рассмотрение фотоиллюстраций о достопримечательностях Санкт-Петербурга. Беседа с детьми об истории возникновения нашего города. Просмотр обучающих фильмов о СПБ «Путешествуй с нами». Конструирование из разного вида конструктора: «Строим Санкт-Петербург». Настольно – печатные игры: «История Санкт-Петербурга», «Мой город – Санкт-Петербург», мемо. Заучивание стихов, упражнений и песен о Санкт-Петербурге. Рисование с детьми «Достопримечательности Санкт-Петербурга».
Ход занятия.
Дети под музыку «Гимн Великому городу» входят в музыкальный зал и выстраиваются на полукруг.
Музыкальный руководитель: Ребята, послушайте стихотворение:
Ручеёк заливисто журчит
Одуванчик ярко золотится,
Солнце так развесило лучи
Словно крылья радужной жар-птицы
И, на волю весело играя
Я скажу вам: Нет прекрасней края!
- Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
Дети вместе:
Я живу в России (показывают на себя)
Он живет в России (показывают на соседа)
Мы живем в России (разводят руки в стороны)
Вы живете в России (показывают на гостей)
- Давайте поздороваемся с гостями и дружно споем песню.
Песня-приветствие «Как хорошо» (муз. и сл. И. Костичевой)
Под музыкальное сопровождение песни из к/ф «Мери Поппинс – до свиданья», танцуя, входит Мери Поппинс с зонтиком.
Мери Поппинс:
- Здравствуйте, меня зовут Мэри Поппинс.
Там, где я появляюсь, происходят самые невероятные вещи.
Я самая лучшая няня на свете,
Об этом, конечно, знают все дети.
Мой метод доступный и очень простой:
Все дети должны заниматься с душой.
- Я летаю по разным странам и континентам на своем волшебном зонтике и знакомлюсь с новыми городами и их жителями. И сегодня я бы хотела отправиться с вами на прогулку по городу Санкт-Петербургу.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, Мэри Поппинс! Ребята очень рады с Вами познакомиться, показать и рассказать о любимом городе, о его удивительных и великих местах.
Мэри Поппинс: Тогда отправимся тотчас, и время не теряя,
Сегодня в городе большом мы с вами побываем.
Пальчиковая гимнастика «Люблю по городу гулять…» (автор Мельник М. Н.)
Люблю по городу гулять,
Люблю смотреть, люблю считать.
Невский - раз, Зимний - два,
Три - красавица Нева,
А четыре - мост Дворцовый,
Пять - гуляю по Садовой,
Шесть - к Исаакию схожу
И на купол погляжу.
Семь - конечно, Летний сад,
Как красив его наряд.
Восемь - крепость у Невы,
были там, наверно, вы.
Девять - повстречался мне
Медный всадник на коне.
Десять - из-за поворота
Вижу Нарвские ворота.
Звучит «Северная столица», а на экране - вид Санкт-Петербурга с высоты птичьего полета
Музыкальный руководитель: Давайте для начала вспомним историю создания города Санкт-Петербург. В каком году был основан город? (В 1703г.) Отгадайте загадку:
Жил давно в России царь
Очень мудрый государь
Он на месте не сидел
Делал за день много дел,
Совершал побед немало
Мореходом был отважным
Он и плотник, и кузнец
Кто был Царь тот удалец? (ответ детей)
Заставка на экране (4 царя) Дети должны выбрать - Петр Первый
Музыкальный руководитель: Мы с вами знаем, что город Санкт–Петербург разделен на много островов. Сколько же было островов при строительстве города? (101 остров.)
Мэри Поппинс:
У меня есть волшебный зонтик –
если я его вращаю, в чудеса всё превращаю
я зонтом покручу- острова покажу.
На экране карта Санкт-Петербурга.
Мэри Поппинс: Назовите, какие вы знаете острова? (Крестовский, Заячий, Елагин, Васильевский, Каменный, Крестовский и др.)
- А с какого острова начал отстраиваться Санкт Петербург? (Заячий)
Игра «По болотам Петр шел» (на мотив песни «Каравай»)
По болотам Петр шел (шагают по кругу)
Остров Заячий нашел (смотрят из-под руки вдаль)
Он собрал рабочий люд (движение руками к себе – «зовут людей»)
И построил крепость тут (стучат кулачком о кулак)
Крепость новая стоит (домик над головой)
Пушками врагу грозит (грозят пальцем правой руки, левая рука под правой)
Бам-бам-бам-бам (хлопки в ладоши)
Не осталось зайцев там (удивленно пожимают плечами)
Я по острову пойду (шагают на месте)
Шевельнется кто, найду (дети замирают на месте)
Водящий удаляет из игры тех «зайцев», которые шевельнутся.
Мери Поппинс: Как же называется крепость, которую возвели на Заячьем острове?
Дети: Петропавловская крепость. (слайд на экране)
Мэри Поппинс: В честь Петра I установлен памятник. (слайд на экране). Кто знает, как он называется? (Медный всадник).
Ребенок: Памятник из бронзы: Честь царю, хвала.
Мчится словно ветер, конь, тянет удила
На коне сидит герой он красивый, молодой.
Это – память в честь Петра
Много сделал он добра
Скачет воин в будни, в праздник
А зовется «Медный всадник».
- Что он символизирует? (ответы детей)
Мэри Поппинс: В городе Санкт-Петербурге много рек. А название этих рек мы сейчас узнаем, разгадав ребусы (Ответы: Карповка, Мойка, Нева, Фонтанка)
Музыкальный руководитель: Молодцы, а как вы думаете, как же люди раньше переправлялись через реки и каналы нашего города?
Ответы детей: на лодках.
Игра с обручами «Переправа»
Две команды, у каждой по обручу. Капитаны команд перевозят в обруче на другой берег членов команды. Чья команда быстрей справится, та и победила.
Мэри Поппинс: Но на лодках передвигаться долго и не удобно. Поэтому люди стали строить мосты.
У меня есть волшебный зонтик –
если я его вращаю, в чудеса всё превращаю.
Я зонтом покручу -
Мост построить помогу!
На ковре волнами разложен длинный отрез голубой ткани, через него проходят «мосты» (массажные дорожки). Дети под музыку идут друг за другом.
Мэри Поппинс: Для чего разводят мосты? (ответы детей)
Какие бывают мосты? (Разводные, вантовые, пешеходные, железнодорожные).
Ребенок:
Знаю я, и знаешь ты
Бывают разные мосты:
Мосты красивые, цепные,
Мосты с секретом, разводные.
Мосты украшены конями.
Мосты, что сделаны из камня,
Мосты, что тайны все хранят
И никому не говорят.
Картинка Аничкова моста.
- Посмотрите, ребята, на один из красивейший мостов нашего города. Как он называется?
Ответы детей: Аничков мост.
Мэри Поппинс: Правильно – это Аничков мост. Дети, а ___с мамой и папой гуляли по городу Санкт-Петербургу и долго любовались этим прекрасным мостом, а потом узнали много нового и интересного из книг дома. ___, расскажи нам, что вы узнали.
Дети присаживаются и слушают рассказ.
Ребенок: Аничков мост – мост через реку Фонтанка. Первый деревянный мост был построен по указу Петра 1, инженером – подполковником М. О. Аничковым, от фамилии которого и получил свое название. При императрице Елизавете Петровне мост был перестроен, а делалось этого, для того чтобы по нему могли пройти слоны – подарок персидского хана. Слоновый двор, где содержались слоны, находился в районе нынешней площади Восстания, и чтобы пройти к царскому дворцу, этим громадным животным приходилось идти по Невскому проспекту, пересекая Фонтанку.
Музыкальный руководитель: Ребята, какой необычный памятник есть на р. Фонтанке? – памятник Чижику-Пыжику
Памятник представляет собой небольшую бронзовую фигурку птички. Считается, что брошенная чижику монетка обязательно принесет счастье.
Ребенок: Чижик-пыжик, где твой дом?
На Фонтанке под мостом
Ты монетку мне кидай, да желанье загадай.
Чижик-пыжик слишком мал,
Кинул я, да не попал
Эх судьба-злодейка: Пропадай копейка!
Речь с движениями под одноименную музыку
- Чижик-пыжик, где ты был? Птичка руками, грозят пальчиком
- Я на речке крылья мыл. «Моем руки»
Ветер дунул, я упал. Над головой руками машут, ладошками шлеп по коленкам
Крылья в речке замарал. Отряхивают ладошки (тарелочки)
Музыкальный руководитель: А много ли других птиц в нашем городе живет? Хотите поиграть в игру-шутку «Птицы столицы»? –Да.
Когда я буду называть вам всевозможных птиц, вы будете «махать крылышками». Как только я назову кого-нибудь другого – будете хлопать по коленкам.
Игра «Птицы столицы»
- Прилетели птицы: голуби, чижи, мухи и стрижи
- Прилетели птицы: вороны, куницы, кукушки, воробьи и мошки
- Прилетели птицы: голуби, лисицы, аисты, скворцы
- Прилетели птицы: ласточки, ежи, чибисы, чижи, лебеди, ужи
Музыкальный руководитель: Молодцы ребята, птиц вы знаете хорошо. Дети, какие ещё мосты Санкт-Петербурга вы можете назвать?
Ответы детей: Дворцовый, Львиный. Банковский, Троицкий.
Музыкальный руководитель: А кто охраняет днем и ночью многие мосты и набережные нашего города?
Ответы детей: львы, грифоны, сфинксы.
Музыкальный руководитель: - А что вы знаете про сфинксов и грифонов?
Ответы детей:
Сфинкс – это фантастическое существо, с телом льва и головой человека, один из самых популярных персонажей египетской мифологии.
Грифон – мифическое существо с головой, когтями и крыльями орла, и телом льва. Грифон олицетворяет Солнце, силу, бдительность, возмездие.
Музыкальный руководитель: А как называется главная улица нашего города? (Невский проспект)
Упражнение с клавесами «Прогулка» (муз. и сл. Костичевой)
1. Мы по Невскому шагаем
И чечетку отбиваем Дети ритмично стучат длинными сторонами палочек друг о друга.
Туки-туки-туки-тук,
Вот такой чудесный звук.
Туки-туки-туки-тук,
Вот такой чудесный звук. Дети ритмично стучат концами палочек друг о друга, меняя положение рук: правая сверху ///-/, ///-/; Левая сверху ///-/, ///-/.
2. Мы музеи посещаем,
У картин больших мечтаем. Дети ритмично стучат короткими сторонами палочек друг о друга.
Токи-токи-токи-ток,
Эрмитаж собой увлек.
Токи-токи-токи-ток,
Эрмитаж собой увлек. Дети ритмично стучат концами палочек друг о друга, меняя положение рук: правая сверху ///-/, ///-/; Левая сверху ///-/, ///-/.
3. На скамейке отдыхаем,
Ножкой весело болтаем. Дети ритмично поочередно поднимают палочки вверх, сгибая руки в локте.
Таки-таки-таки-так,
Каждый отдыхать мастак.
Таки-таки-таки-так,
Каждый отдыхать мастак. Дети ритмично стучат концами палочек друг о друга, меняя положение рук: правая сверху ///-/, ///-/; Левая сверху ///-/, ///-/.
4. Мы афиши почитаем,
О концертах разузнаем. Дети ритмично стучат длинными сторонами палочек друг о друга.
Тики-тики-тики-тик,
Просвещенья дух велик.
Тики-тики-тики-тик,
Просвещенья дух велик. Дети ритмично стучат концами палочек друг о друга, меняя положение рук: правая сверху ///-/, ///-/; Левая сверху ///-/, ///-/.
5. Мы в троллейбус все вбегаем
И в окошко наблюдаем. Дети ритмично стучат короткими сторонами палочек друг о друга.
Теки-теки-теки-тек,
С Петербургом мы навек.
Теки-теки-теки-тек,
С Петербургом мы навек. Дети ритмично стучат концами палочек друг о друга, меняя положение рук: правая сверху ///-/, ///-/; Левая сверху ///-/, ///-/.
Мэри Поппинс:
У меня есть волшебный зонтик –
если я его вращаю, в чудеса всё превращаю.
Я зонтом покручу-
Во дворец вас приглашу!
А теперь мы оказались на самой главной площади нашего города - на Дворцовой площади!
Ребенок:
Площадь эта главная,
Площадь эта славная
Побывать на ней все рады:
Тут проводятся парады
Проходят демонстранты,
Играют оркестранты
Бывают здесь гуляния,
На лошадях катания.
Хоть она и старая,
Но выглядит, как новая,
Площадь наша главная
По имени Дворцовая.
Мэри Поппинс: На Дворцовой площади находится Зимний Дворец, сейчас Эрмитаж, где представлены произведения великих скульпторов и художников, известных на весь мир.
Ребенок:
На площади Дворцовой
Стоит он много лет…
Все им восхищаются
Здесь равнодушных нет.
Из разных стран художники
Картины привезли,
Чтоб их полотна дивные
Увидеть все могли.
Это наш, это ваш Петербургский Эрмитаж.
Песня «Город любимый-Санкт-Петербург» (муз. и сл. Костичевой)
Пение сопровождается игрой на треугольниках (несколько детей)
Мэри Поппинс: В каком замечательном, красивейшем городе вы живёте! Цените это и сохраните это великолепие для будущих поколений! С вами очень хорошо, но когда-нибудь всё заканчивается! Мне пора возвращаться в Англию! Большое вам спасибо, и я никогда не забуду наше увлекательное путешествие!
Музыкальный руководитель: И нам, дорогая Мэри Поппинс, грустно с Вами расставаться! Мы обещаем беречь и хранить наш город, и ждем Вас снова в нашем любимом Санкт-Петербурге. Наши ребята нарисовали картины с видами и достопримечательностями Санкт-Петербурга. Мы хотим их подарить тебе на память.
Мэри Поппинс: Вот спасибо, теперь я смогу отвезти их в Лондон и показать моим воспитанникам. До свидания!
Музыкальный руководитель: Ребята, наше путешествие подошло к концу. Давайте прощаться.
Чистоговорка с движениями, элементами самомассажа «Мы по городу гуляли»
Мы по городу гуляли –
Топ-топ, топ-топ. Ритмично маршируют на месте.
Наши ножки так устали –
Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп. Ритмично переваливаются с ноги на ногу
Чтобы отдохнули ножки-
Шарк-шарк, шарк-шарк. Дети наклоняются к правому бедру, растирают его движениями вверх-вниз.
Их погладим мы немножко –
Так-так, так-так. Дети наклоняются к левому бедру, растирают его движениями вверх-вниз.
Мы по городу гуляли –
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп. Ритмично хлопают в ладоши.
Наши ручки так устали –
Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп. «Тарелочки»
Ручки потрясем легонько –
Ширк-ширк, ширк-ширк. Потряхивают расслабленными кистями
И погладим их тихонько –
Вирк-вирк, вирк-вирк. Дети ритмично поглаживают тыльную сторону одной ладони ладонью другой руки, от кончиков пальцев к запястью.
Мы по городу гуляли –
Топ-топ, хлоп-хлоп. Чередуют притопы и хлопки в ладоши.
Наши глазки так устали –
Шлеп-шлеп, шлеп-шлеп. Ритмично моргают глазами.
Чтобы глазки отдохнули,
Все ребята их сомкнули. Поглаживают область глаз от переносицы к вискам.
Под музыку дети уходят в группу.
Используемые материалы и атрибуты.
Костичева И. Г. Логоритмика: конспекты занятий с музыкальным сопровождением: старший дошкольный возраст: в 2 ч. – СПб. : Композитор-Санкт-Петербург, 2021. Занятие 32. Тема: Мой город Санкт-Петербург
Атрибуты: клавесы, треугольники, массажные дорожки, отрез голубой ткани, костюм Мэри Поппинс, зонт, презентация, проектор, презентер, 2 обруча.