ЛЮБОВЬ ШМЫТКИНА
Конспект занятия «Нева — главная река Санкт-Петербурга» с элементами экспериментирования для детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Нева-главная река Санкт-Петербурга»
Цель: продолжать знакомить детей с главной рекой Санкт – Петербурга, её особенностями, значением для жителей города; важности бережного отношения к воде, которую дает жителям города Нева и её притоки.
Задачи (с интеграцией образовательных областей) :
Образовательные: показать красоту Невы. Объяснить, почему Неву называют красавицей, труженицей, кормилицей. Продолжать знакомить детей с историей родного города (ПР); учить устанавливать необходимость бережного использования воды из Невы для жителей Санкт – Петербурга (экономное использование воды, содержание в чистоте рек, впадающих в Неву, каналов, водоемов в садах и парках города); совершенствовать монологическую и диалогическую речь; расширять и обогащать словарный запас (набережная, спуск, гранит, труженица, кормилица); учить детей отвечать на вопросы (РР) развивать интерес к продуктивной деятельности, совершенствовать навыки аккуратного закрашивания (ХЭР);.
Публикация «Конспект занятия „Нева — главная река Санкт-Петербурга“ с элементами экспериментирования для детей старшего возраста» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ленинградская область, Санкт-Петербург. Петербурговедение
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Реки и озера
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
Развивающие: формировать познавательный интерес к изучению истории и культуры Санкт – Петербурга; развивать любознательность и познавательную активность через включение детей в различные игровые ситуации; произвольность внимания; наглядно-образное мышление, зрительное и слуховое внимание; обогащать эмоциональную сферу детей положительными эмоциями, интерес к экспериментированию (ПР); активизировать и обогащать словарь детей; развивать грамматически правильную связную речь (РР); развивать мелкую и общую моторику рук, учить координировать движения в соответствии с текстом физминутки (ФР).
Воспитательные: формировать коммуникативные способности, умение работать сообща (СКР); способствовать формированию соблюдения элементарных правил поведения горожанина на набережных Невы, у водоемов в садах парках города; воспитывать любовь к родному городу, уважение к труду взрослых; вызывать чувство патриотизма, гордости, восхищение родным городом и его жителями (СКР); воспитывать аккуратность, самостоятельность в выполнении работы (СКР).
Используемый материал: плоскостное изображение Чевостика; наглядно-дидактический материал на тему «Река Нева и водный транспорт от Петровских до нынешних дней»; модель капельки; фотоколлажи «Свойства воды», «У красавицы Невы»; схема испарения воды; плотные листы с изображением лодки; кисти для рисования; стаканчики; одноразовые ложки; пищевые красители; банка для воды; термосалфетки на стол; бумажные салфетки; набор раскрасок в подарок.
Предварительная работа: Организация тематических онлайн-экскурсий по городу. Беседы о достопримечательностях города. Рассматривание иллюстрационно-дидактического материала о Санкт-Петербурге. Игра "Путешествие по родному городу". Игра " Узнай, где я нахожусь". Консультации для родителей.
Организационный момент:
Педагог организует подготовку для познавательной деятельности. В гости к детям приезжает Чевостик. У него мало времени на ознакомление с городом, и он просит детей познакомить его с самым важным. Дети вместе с педагогом решают помочь ему в этом.
Посмотри в окно, мой друг!
Ты увидишь ПЕТЕРБУРГ!
Здесь каналы и мосты,
И соборы, и дворцы,
Летний сад, и Эрмитаж –
Как прекрасен город наш!
-Посмотрите на наш город. Мы видим много рек, островов. Давайте вспомним, как называется самая большая река нашего города?
Петр I начал строить город своей мечты на реке, которая называлась и называется Нева. Сейчас в современном городе множество рек и каналов, но все равно Нева остается главной рекой нашего города. И город наш часто называют "город над Невой", "город на Неве"(иллюстрации прогулок на речных трамвайчиках).
Мы видим много речных трамвайчиков с пассажирами. Всем нравится кататься и слушать экскурсоводов, которые рассказывают об истории нашего города и предлагают всем полюбоваться красавицей Невой. А почему её так называют - красавица?
-Правильно, вдоль реки стоят очень красивые здания, с красивой архитектурой, памятники, а ещё можно спуститься к воде и эти спуски тоже украшают львы, сфинксы, вазы.
Чевостик: А я вижу и другие корабли, большие и они везут какие – то грузы.
(иллюстрации грузовых кораблей, разгрузка в порту).
Да, нашу реку называют труженица, т. к. по ней ходят не только речные трамвайчики, но и огромные грузовые, пассажирские корабли. На пристани огромные краны – идёт разгрузка грузов. Какие грузы могли привезти, могли бы мы обойтись без этих грузов. Смотрите, даже мост развели, чтобы пропустить огромный корабль.
(иллюстрация разводных мостов).
Основная часть:
Как жарко сегодня в группе. А вот кстати стоит стакан с водой. А вы знаете откуда я её взяла?
(иллюстрация крана с водой, которую наливают в стакан, приготовление пищи; рыбаки с набережной.) Правильно, вода течёт из Невы в специальные очистные сооружения, потом по трубам в кран и мы готовом пищу, можем помыть фрукты и овощи. Весной в нашей реке ловят рыбу корюшку. Она очень вкусная, полезная. И даже есть праздник Корюшки. Реку Неву называют кормилица.
А сейчас я предлагаю послушать стихотворения М. Борисовой и поиграть:
(выполнение движений по тексту стихотворения)
У красавицы Невы
Ожерелье из листвы.
Из гранитов самых лучших
Сшито платье на века.
Но совсем не белоручка
Знаменитая река :
Баржи, лодки, пароходы
На себе несет Нева.
И в трубе водопроводной
Тоже плещется Нева.
- Почему Нева – труженица? (По ней плывут с грузами различные суда, по ночам разводят мосты, чтобы проплывали большие корабли из Ладожского озера в Финский залив. С весны до осени Нева несет на своих плечах грузы.).
- Почему гранитные набережные «будут стоять века»? (Гранит – прочный камень).
- Как Нева «поит» город (жилые и общественные здания, заводы, фабрики?
- Какие правила должны соблюдать жители города при использовании водопровода?
- Почему необходимо бережно относиться к воде? (Детям раздаются «капельки воды»)
- Ребята, а вы помните свойства воды? (фотоколлаж). Конечно, все правильно. Вы большие молодцы.
Сейчас берега Невы одеты в гранит, а когда – то набережные были деревянными. На набережных Невы есть спуски к воде.
Чевостик: -Ой, как интересно! А давайте спустимся и потрогаем воду…бррр, холодная. Интересно, почему? (сильное течение реки не дает воде нагреваться)
А кто из вас знает, как можно холодную воду превратить в теплую и даже горячую? (в природе ее нагревает солнце, а люди нагревают при помощи электроприборов)
Молодцы, все вы знаете. Я вот слушал про свойства воды и хочу вам предложить провести со мной небольшой опыт. Хотите?
Для выполнения опыта педагог предлагает внимательно рассмотреть, что находится на столе перед детьми (емкость с солью, банка с горячей водой, яркие таблетки пищевого красителя, ложечки для размешивания, стаканчики, салфетки, кисти, листы с изображением лодки, модель капельки).
Далее проводится опыт «Соляные картинки»
1. В горячей воде растворяем соль ложка за ложкой, пока соль не сможет больше растворятся.
2. Разливаем раствор по баночкам и в каждую добавляем пищевой краситель.
3. Рисуем получившимися красками и даем высохнуть изображению.
Когда вода под воздействием тепла испарится, на поверхности бумаги, на ее месте останется соль. Она будет повторять мазки кисточки причудливыми кристаллическими полосками. А поскольку были добавлены красители, соль будет разного цвета.
По окончанию детские работы выставляются на выставку.
Заключительная часть:
Чевостик благодарит и хвалит детей за старание.
-До свидания ребята. Полечу дальше, буду всем рассказывать про вашу удивительную реку и город, который стоит на Неве. Вам в подарок я приготовил удивительные раскраски с маленькой частичкой истории вашего великолепного города. Дети прощаются с гостем.
Педагог спрашивает у детей :
-Что вы узнали нового о Неве и родном городе? Какое значение имеет Нева для петербуржцев? Что вам больше всего запомнилось сегодня?