Наталия Позднякова
Конспект музыкального занятия «Буратино в гостях у детей. Деревянные звуки» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Творческое музицирование
К видам деятельности, освоение которых способствует творческому самовыражению каждого ребенка, можно отнести и творческое музицирование, в котором сочетаются свободное оперирование различными образами и звучаниями, элементы отдыха и созидания, получение удовольствия и удовлетворения.
Творческое музицирование открывает возможность раскрытия индивидуальных проявлений в условиях совместной художественной деятельности детей друг с другом (в творческом диалоге).
Публикация «Конспект музыкального занятия „Буратино в гостях у детей, Деревянные звуки“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- «Буратино»
- Темочки
Предлагаемое музыкальное занятие разработано на основе авторской программы И. П. Манаковой и Н. Г. Салминой «Дети. Мир звуков. Музыка»
Цель занятий : обеспечение положительной динамики в формировании музыкальных способностей и творческого мышления в процессе обучения дошкольников элементарному музицированию.
Задачи:
• обучение дошкольников простейшим элементам музыкального языка и умению применять его на практике;
• развитие импровизационного обращения детей со знакомым материалом, использование его по-своему;
• формирование навыков сотрудничества и сотворчества в детском коллективе в процессе элементарного музицирования;
• определение условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения элементарному музицированию.
Педагогические условия для развития музыкальных способностей и формирования творческого мышления:
• создание раскрепощённой, комфортной обстановки, которая способствует активной творческой деятельности при обучении дошкольников элементарному музицированию;
• активное включение воспитателя группы в процесс обучения элементарному музицированию;
• применение элементарного музицирования в самостоятельной деятельности дошкольников;
• связь детского сада с семьёй по развитию у детей музыкальных способностей и творческого музыкального мышления.
Задачи занятия :
Знакомить детей с тембром деревянных предметов как свойством немузыкального звука, т. е. его характерной окраской, «голосом».
Знакомить с музыкальными инструментами, издающими «деревянные» звуки и приемами игры на них.
Развивать умение детей выделять, характеризовать «деревянные» звуки.
Формировать представления о знаке – символе различных характеристик деревянного звука.
Развивать тонкость и остроту тембрового слуха, творческую свободу, изобретательность в звукотворчестве, ассоциативное мышление и воображение.
Задания:
1. Беседа о многообразии звуков разных предметов.
2. Слушание пьесы Д. Кабалевского «Клоуны», фрагмента «Песенки Буратино» А. Рыбникова.
3. Исполнение песни «Кастрюля-хитрюля» Е. Попляновой
4. Звуковая «угадайка»
5. Работа с изображением звуков (фиксация звуковых характеристик).
6. Озвучивание стиха.
7. Творческое музицирование.
Оборудование:
Кукла Буратино;
«Кастрюля-хитруля», в которой: деревянные кубики, карандаши, коробочки разных размеров, деревянные бусы, матрешки, деревянные игрушки, посуда;
пособие «Звуковой букварик»;
музыкальные инструменты : деревянные ложки, трещотки, деревянные коробочки, рубель, колотушки, палочки, ксилофоны;
Музыкальный материал :
«Клоуны» Д. Кабалевского (сб. «Музыка в детском саду» Н. Ветлугиной, с. 7,
«Кастрюля – хитруля» Е. Попляновой (сб. "А мы на уроке играем",
«Песенка Буратино» А. Рыбникова - аудио
Ход ЗАНЯТИЯ
М. р: Не так давно к нам в гости приходил послушать разные звуки очень веселый персонаж. Кто он, нам напомнит музыка.
Исполнение пьесы Д. Кабалевского «Клоуны»
(Дети называют пьесу, вспоминают, какие звуки слушали с Петрушкой (стеклянные, бумажные)
- Сегодня у нас в гостях хорошо знакомый и любимый всеми мальчиками и девочками сказочный персонаж. Кто он, - расскажет нам музыка. Думаю, вы узнаете его по первым звукам песни …
Звучит фрагмент «Песенки Буратино» А. Рыбникова, дети узнают и называют персонажа.
М. Р: Кто помнит, из какого материала был сделан Буратино в сказке? (Полено) Верно, это сегодня он – мягкая игрушка, а в сказке его выточил из деревянного полена – кто? (Папа Карло). Я думаю, вы догадались, с какими звуками мы сегодня познакомимся? (с деревянными). Сегодня вы сможете услышать необычные истории, а рассказывать их будут деревянные звуки, которые живут повсюду. Какие вы видите вокруг деревянные предметы?
(Стол, стулья, двери, пол, шкафы)
- Что нужно сделать, чтобы услышать их голоса?
(Нужно подойти к ним и постучать, - дети поочердно подходят к деревянным предметам и стучат по ним.)
- Голоса «деревянных» предметов звучат одинаково или отличаются друг от друга?
( Отличаются: одни звучат звонко, другие – глухо).
М. Р: Все вы обратили внимание на кастрюлю – Хитрюлю, которая стоит и ждет, когда же дети споют от ней песенку, ведь в ней приготовлен какой-то сюрприз… Как вы думаете, что там? (Предположения детей) Не будем долго гадать, а лучше споем нашу любимую песенку…
Исполнение с детьми песни Е. Попляновой «Кастрюля – Хитруля».
М. Р. : Посмотрим, что же «наварила» нам кастрюля - Хитрюля…
(достает из кастрюли и выкладывает на стол деревянные предметы : карандаши, палочки, кубики, пирамидки, деревянные бусы, матрешки, деревянную посуду) Дети называют предметы, говорят, из чего они сделаны;
- Слушаем звучание деревянных предметов (звуки из них извлекают дети – индивидуально, характеризуем звуки, обращаем внимание детей на то, что деревянные звуки предметов разные по звучанию.
М. Р. : Деревянный звук – какой? Он стучащий и сухой,
Тплый и трескучий, тихий и гремучий…
Как вы думаете, дети, можно ли как-то изобразить деревянные звуки? (да, так же, как можно изобразить звуки стеклянные и бумажные). Посмотрите, у Буратино тоже есть «Звуковой букварик», в котором деревянные звуки нарисованы вот так… (Рассматриваем изображение деревянных звуков в «Звуковом букварике»).
Муз. рук. : Со временем деревянные звуки переселились в деревянные музыкальные инструменты : ложки, коробочки, рубель, ксилофон, которые вначале были обыкновенными деревянными вещами : ложками ели, рубель служил стиральной доской, ксилофон был дощечками, а коробочки – шкатулками…
Шкатулка - это стукалка для всяких разных штук.
И, если потрясти е, услышишь «тук -тук -тук»…
- Предлагаем детям наполнить деревянную шкатулку последовательно: деревянными бусинками, фасолью, скрепками и сравнить её звучание… Как изменился звук? (Сначала звук был тихим, а потом стал громким).
- Послушаем, как звучит музыкальная коробочка, трещотка, колотушка, рубель (играют дети).
- А как музыканты извлекают звук из деревянных ложек? (Играют дети)
Просмотр видео-фрагмента «Ложкари»
М. р: (показывает ксилофон) Ребята, как называется этот инструмент? (Ксилофон).
Послушаем, как красиво и негромко он звучит. (Играет на ксилофоне ребенок, потом – музыкальный руководитель). И в симфоническом оркестре можно услышать звучание ксилофона…
Просмотр видео-фрагмента «Ксилофон»
А как можно поиграть на палочках? (Постучать друг о друга, по полу, покатать по полу, потереть между ладонями.)
Речевая модель «Палочка – стукалочка»
2-3 детям раздаются деревянные палочки.
М. Р: Чики-чики-калочки, поиграем в палочки! В палочки-стукалочки, в палочки-игралочки…
Тук-тук-тук-тук – дети повторяют ритм с текстом
Это что за звук? - дети
Деревянный звук – дети
Туки-тук, туки-тук - дети.
Игра «Ритмическое эхо» - М. Р. задает ритмический рисунок, дети повторяют его.
- Палочки раздаются всем детям, они садятся на полу, ударяют палочками в соответствии с заданием:
«Лошадки» - ритмично стучат палочкой о палочку.
«Дождик»- стучат палочками по полу.
«Тихие шаги» - стучат по коленям.
«Шорохи» - трут палочками между ладонями.
Заключительная беседа с детьми: с какими звуками сегодня, благодаря Буратино, мы познакомились.
Прощание, выход детей из зала под «Песенку Буратино» А. Рыбникова