Оксана Шумахер
Конспект организованной учебной деятельности для детей старшей логопедической группы «Звуки [М], [М’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной учебной деятельности для детей старшей логопедической группы
Образовательная область: «Коммуникация»
Раздел: «Произношение»
Тема: «Звуки [М], [М’]»
Публикация «Конспект организованной учебной деятельности для детей старшей логопедической группы „Звуки [М], [М’]“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Цель: Закрепить звуки [М], [М’], научить характеризовать звуки с опорой на различные виды анализаторов (тактильно-вибрационный, зрительный, аккустический). Дифференцировать звуки [М], [М’], изолировано, в слогах, в словах. Продолжать учить давать характеристику звукам, выполнять звуковой анализ слогов. Развивать артикуляционную, мелкую, общую моторику, фонематический слух, восприятие. Воспитывать культуру речи.
Оборудование: предметные картинки, индивидуальные зеркала, круги Луллия, учебно-игровое пособие «Математический планшет» Оксва. Развивающие игры В. Воскобовича: гномики Селе, Зеле, коврограф «Ларчик», кораблик «Брызг-Брызг».
Словарная работа: согласные твердые, мягкие звуки.
Ход занятия
Воспитатель приветствует детей.
Просит повторить правило:
Говорим всегда красиво
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим!
Мотивационно-побудительный:
Рассказывает детям о том, что в одной волшебной стране есть фиолетовый лес в котором живет Фея Майя. Она учит всех жителей этой страны быть грамотными, правильно произносить звуки и знать буквы. У феи есть помощники 7 гномов. Называет имена гномов: Кохле, Охле, Желе, Зеле,Геле,Селе, Фи. Фея Майя отправила к нам гномов-помощников Селе и Зеле, чтобы найти и изучить звук, который есть в имени феи.
Просит детей произнести имя феи. Назвать первый звук. Сообщает детям о том, что сегодня будут говорить о звуке М и его младшем братце звуке Мь.
Организационно- поисковый :
Воспитатель говорит о том, чтобы правильно выговаривать звуки, надо подготовить щечки, губки, зубки, язычок.
Проводит артикуляционную гимнастику с применением биоэнергопластики:
Упражнение 1 «Хомяк»
Исходное положение. Руки опущены вниз.
-На счет «раз» щеки одновременно втягиваются в ротовую полость.
Ладони соединяются на уровне груди.
-На счет «два» надуваем щеки. Ладони ставим на расстоянии.
Упражнение 2 «Полощем рот»
Исходное положение. Кисти рук ладонями вниз.
-На счет «раз» надувается правая щека. Пальцы правой руки сжимаются в кулак.
-На счет «два» воздух перегоняется в левую щеку, пальцы правой руки распрямляются, а левой – сжимаются в кулак.
Упражнение 3 «Слоник и лягушка»
Исходное положение. Кисти рук ладонями вниз.
-На счет «раз» губы вытягиваются вперед, все пальцы собраны в щепоть.
-На счет «два» губы растягиваются в стороны, показывая зубы, пальцы врозь.
Упражнение 4 «Качели»
Исходное положение. Рот открыт, язык лежит у нижних резцов. Кисти рук ладонями вниз.
-На счет «раз» язык поднимается за верхние зубы.
-На счет «два» язык опускается вниз.
Синхронно выполняются движениями ладонями вверх, вниз.
Упражнение 5 «Маятник»
Исходное положение. Рот полуоткрыт, язык лежит плоско, у нижних резцов. Кисти рук ладонями вниз параллельны столу, пальцы вместе.
-На счет «раз» коснуться кончиком языка левого уголка губ.
-На счет «два» - правого уголка губ.
-Движение кистей рук синхронно с движение языка (влево-вправо).
(Дети выполняют артикуляционную гимнастику).
Дифференциация звуков изолированно :
Просит произнести звуки “м” и “мь”.
Объясняет артикуляцию звуков :
Губы: сомкнуты, размыкаются при произношении звука.
Зубы: разомкнуты.
Голосовые связки: работают.
Воздушная струя - выходит через нос.
Задает вопрос: - Что мы можем сказать об этих звуках, какие они?
(Это звуки согласные (встречается преграда, звонкие (голосовые связки работают).
Сообщает детям о том, что фея Майя отправила гномов Селе и Зеле, так как они отвечают за согласные звуки, Селе – твердые согласные, Зеле – мягкие согласные.
Работа по развитию фонематического слуха:
Говорит, что гномы Селе и Зеле, придумали много заданий для детей.
Чтобы приступить к выполнению первого задания надо быть внимательными. Говорит о том, чтобы лучше слышать звуки и быть внимательными необходимо подготовить ушки.
Проводит аурикулярный массаж:
Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)
Потянули… (несильно потянуть вверх)
Пощипали (несильные нажимы пальцами, с постепенным продвижением вниз)
Вниз до мочек добежали.
Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи)
Пальцами скорей размять (приятным движением разминаем между пальцами)
Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами)
И к макушкам вновь придём.
Проводит игру «Гномики и великаны».
Объясняет правила игры: Когда слышите звук [м] должны превратится в великанов, если слышите звук [мь] в гномиков. Затем усложняет задание, произносит слоги с данными звуками.
Произносит звуки, слоги: М - МЬ-М-МЬ, МА-МЯ-МИ-МЕ-МУ-МИ
Следующее задание от гномов и феи, повторить слоги.
МА-МА-МА, МА-МА-МА.
МО-МО-МО, МО-МО-МО
МУ-МУ-МУ, МУ-МУ-МУ
МЕ-МЕ-М Е, МЕ-МЕ-МЕ
МИ-МИ-МИ, МИ-МИ-МИ.
Предлагает приступить к следующему заданию гномов и феи Майи.
Звуковой анализ слогов Ма, Ми.
Просит вспомнить, каким цветом обозначаем в звуковом анализе твердые согласные, мягкие согласные, гласные звуки.
Говорит о том, что звуковой анализ будут выполнять с помощью кораблика «Брызг-Брызг», флажками.
Просит произнести слог, выделяя первый звук, назвать первый звук, дать характеристику звуку. Аналогично данному алгоритму выполняется звуковой анализ следующего слога.
Говорит, что пора приступить к следующему заданию гномов.
Проводит гимнастику для глаз:
«Тренировка».
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Глазки тихо закрываем,
Напрягаем, расслабляем, открываем.
Приглашает детей к кругам Луллия, для выполнения задания.
Просит внимательно рассмотреть картинки, выбрать правильно фишки определив первый звук в названии картинок.
Сообщает, что для выполнения следующего задания нужно чтоб пальчики были ловкими. Предлагает выполнить самомассаж пальцев рук.
САМОМАССАЖ РУК
Разотру ладошки сильно, Растирание ладоней;
Каждый пальчик покручу,
Захватить пальчик у основания и выкручивающим
Поздороваюсь с ним сильно
движением дойти до ногтевой фаланги;
И вытягивать начну.
После руки я помою,
«Моют» руки;
Пальчик в пальчик я вложу,
Пальцы в «замок»;
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Говорит детям, что звуки М и Мь, обозначаются буквой М. Показывает детям букву. Буква М состоит их четырех элементов: две прямые палочки и две короткие палочки.
Предлагает нарисовать пальчиком в воздухе букву М.
Приглашает детей за столы и предлагает изобразить букву М с помощью резинок на планшете Оксва.
Рефлексивно – Корригирующий:
Поощряет детей за выполненные задания, предлагает достать из волшебной коробочки веселых смайлов и разложить их рядом с выполненными заданиями, которые больше всего понравились.
Воспитатель: - Гномам Селе и Зеле пора возвращаться в фиолетовый лес, они рады, что задания вы выполнили правильно. И приготовили вам подарок игру «Веселые буквы».
Дети прощаются с гномами, благодарят за подарок и интересные задания.