Ирина Селезнева
Конспект логопедической подгрупповой НОД в старшей группе «Звук [Х]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедической подгрупповой
НОД в старшей группе по теме : Звук /Х/.
Цель: учить детей правильной артикуляции звука /Х/.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить определять данный звук среди других звуков в слогах и словах;
-учить детей давать характеристику звука;
Публикация «Конспект логопедической подгрупповой НОД в старшей группе „Звук [Х]“» размещена в разделах
- Буква Х и звук [Х], [Х’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- учить производить звуковой анализ и синтез слогов типа АХ, ОХ, УХ; -упражнять детей в образовании существительных родительного падежа от существительных именительном падеже;
-закрепить умение изменять существительные в зависимости от соседних слов в предложении. Коррекционно-развивающие:
-развивать мелкую и артикуляционную моторику;
-развивать фонематический слух и восприятие;
-обогащение и расширение словарного запаса;
-развивать диалогическую речь;
- развивать зрительное восприятие, мышление, память.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать выдержку, усидчивость, аккуратность;
воспитывать контроль за собственной речью.
Здоровьесберегающие:
планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка; чередовать статические и динамические задания.
Оборудование:3 конверта с наклеенными на них геометрическими фигурами, предметные картинки: хобот, хлеб, хата, дом, мяч, петух, окно, мох, сыр, муха, вода, пух (на столах детей); петух, петухи; игрушка Хрюша, медальоны для игры «Кого пригласил Хрюша?»; фотографии Хрюши по количеству детей, рисунки Хрюши (петух без хвоста, слон бех хобота, зайка без уха). Ход занятия
1. Организационный этап.
На столе у логопеда лежат конверты с наклеенными на них геометрическими фигурками. Детям предлагается выбрать конверты сначала с фигурами одинакового цвета (потом величины, формы и т. д.) Затем оттуда достаются половинки карточек, из которых на доске складываются целые картинки: хата, хобот, хлеб. Дети хором проговаривают их названия и определяют, какой одинаковый звук слышится в этих словах (звук /Х/).
2. Игра «ЭХО».
Дети делятся на две команды. Они поочередно произносят слоги:
ХА-ХА-ХА-ХА (громко - первая команда)
Ха-ха-ха-ха (тихо - вторая команда)
АХ-АХ-АХ-АХ
Ах-ах-ах-ах
ОХ-ОХ-ОХ-ОХ
Ох-ох-ох-ох
ХЫ-ХЫ-ХЫ-ХЫ
Хы-хы-хы-хы
Далее дети, длительно произнося звук /Х/, сдувают с ладошки вату и следят, у кого она улетит дальше.
-Ребята, звук /Х/- согласный или гласный? (Согласный) - Звук /Х/- твердый или мягкий? (Твердый).
-Звук /Х/- звонкий или глухой? (глухой).
-Дайте полную характеристику звука.
(Звук/Х/- согласный, твердый и глухой).
3. Игра «В гостях у Хрюши».
Логопед, обращаясь к детям, просит угадать, кто из героев передачи «Спокойной ночи, малыши» пришел в гости:
- Нос пятачком, а хвост крючком. (Хрюша).
- Хрюша любит рисовать, его профессия начинается со звука /Х/ (художник). Дети подходят к доске, где расположены Хрюшины рисунки, рассматривают и называют, что забыл нарисовать Хрюша: у петуха- хвост, у слона – хобот, у зайки – ухо. Они находят нужные детали и дополняют рисунки, при этом проговаривая: у петух нет хвоста, у зайки нет уха, у слона нет хобота. Далее детям предлагается назвать слова со звуком /Х/. Хрюша каждому ребенку дарит свою фотографию и просит послушать слова. Если в слове услышат звук /Х/, то надо поднять Хрюшину фотографию: мука, муха, гамак, мак, мох, вата, утюг, петух, подсолнух и т. д.
4. Игра «Кто самый внимательный?»
У каждого на столе лежит по 3 картинки. Дети должны отобрать только ту картинку, в названии которой есть звук /Х/ :
Дом, мяч, петух; Окно, мох, сыр; Муха, вода, пух и т. д.
Выигрывает тот ребенок, который запомнил и повторил все картинки со звуком /Х/ (петух, мох, муха, пух).
5. Динамическая пауза «Ветер».
Ветерок листвой шуршит:
Шу-шу-шу, шу-шу-шу. (дети потирают ладонью о ладонь).
В трубах громко он гудит:
У-у-у,у-у-у. (хлопают над головой руками).
Поднимает пыль столбом-
Бом-бом-бом, бом-бом-бом. (топают ногами).
Дует он везде, кругом-
Гом-гом-гом, гом-гом-гом. (переступают, повернувшись вокруг себя).
Может вызвать бурю он-
Страх-страх, страх-страх. (руки в стороны, вращательные движения). Не удержится и слон-
Ах-ах-ах, ах-ах-ах. (покачивают головой.)
6. Игра «поможет Хрюше сочинять стихи».
Дети добавляют в потешке недостающее слово со звуком /Х/ :
Ох-ох-ох! На болоте растет (мох).
Ух-ух-ух! Вот летит (пух).
Ха-ха-ха! На столе сидит (муха).
Ах-ах-ах! Петух поет в (кустах).
Далее дети заканчивают предложения, употребляя слово ПЕТУХ в разных сочетаниях (логопед при этом показывает детям картинки- подсказки с изображениями то одного, то нескольких петухов).
У хозяина был (петух). Хозяин кормит (петуха). Пестрые перья у (петуха). Дают зерно (петуху). Хозяин вспоминает о своём (петухе). У хозяина были (петухи). Хозяин кормит своих (петухов). Хозяин ухаживает за своими (петухами). Хозяин вспоминает о своих (петухах).
7. Игра «Кого пригласил Хрюша?»
Хрюша надевает на голову одного из детей шапочку со своей фотографией - он становится ведущим, звуком /Х/. Другие дети надевают шапочки с разными гласными звуками. Ведущий выходит и поочередно приглашает себе в пару гласные звуки : А, О, У, А. Дети читают, какие при этом получаются слоги: АХ, ОХ, УХ, АХ.
8. Итог занятия.
- Ребята, кто сегодня был у нас на занятии в гостях?
- С каким звуком вас познакомил Хрюша?
Вспомните слова со звуком /Х/ и назовите их Хрюше.
-Хрюше понравилось, как вы сегодня занимались, и он дарит вам раскраски.