Елена Абросимова
Конспект логопедического занятия «Звук и буква А»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия
Организационный момент.
Вспомнить, что такое «неречевые» звуки, привести примеры.
Артикуляционная гимнастика. Основной комплекс упражнений.
Преодоление твердой атаки. Упражнение «Укачаем куклу».
Объявление темы занятия.
Какой звук мы произносим, когда «укачивали куклу»?
Правильно, это звук [а]. Звуки, которые мы произносим, называются речевыми.
Сегодня на занятии мы познакомимся с речевым звуком [а].
Знакомство со звуком.
Публикация «Конспект логопедического занятия „Звук и буква А“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
Произношение звука. Когда мы произносим звук [а] рот широко открыт, воздух проходит свободно, нигде не встречает преград. Этот звук можно пропеть, он поется [а-а-а].
Характеристика звука, графическое обозначение звука. Звук [а] – гласный, потому что он поется. Воздух выходит свободно, обозначается звук [а] красной фишкой. Живет в красной половине замка. Изображение гномика – рот – большой круг
Выделение звука [а] из ряда гласных звуков.
Послушайте звуки, если услышите гласный звук [а] поднимите руки вверх.
И – У – А – О – У – А – И – А – А – Ы – А – У – О – А – У – А – И
Выделение звука [а] из ряда закрытых слогов.
- поднимите руки вверх, если услышите звук [а] в слогах (слог – это часть слова).
АТ – ОТ – УТ – АТ – ИТ – АК – ОТ – АП – УП – АМ – ИМ – ИП – АП – АТ – ОП – УК – АК.
Выделение звука [а] из слов (начальная ударная позиция).
- сейчас я буду произносить слова – предметы (кто? или что, ваша задача определить есть ли звук [а] в начале этих слов. Если есть, то вы должны на полосе, которая обозначает слово положить красную фишку.
Например, слова аист - звук [а] в начале слова (показ на доске).
Слова: арбуз, стол, аист, астра, стул, арка, дом, нож, апельсин, ананас, сон, нос, Аня, август, дом, апрель, аспирин, мост, аптека.
Выводы. Итак:
- все звуки, которые мы произносим, называются речевыми;
- звук [а] – гласный, так как он поется, при произношении нет преград, обозначается на схеме красной фишкой;
- звук [а] может встречаться в слогах. Слог – это часть слова. Схема – разделение полосы на части вертикальной линией;
- и в начале слов – предметов. Слово – предмет отвечает на вопросы «кто?» (живой) и «что?» (неживой). На схеме слово может обозначаться белой полоской (прямой линией).
Динамическая пауза «Урожай».
Знакомство с буквой А.
1. Все звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем.
Стихотворение:
Мы звуки произносим и слышим
А букву мы видим и пишем.
2. Познакомьтесь с буквой А.
- гласная буква А обозначает гласный звук [а].
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко,
Ноги ставит широко.
- рассмотреть букву;
- придумать на что она похожа;
-нарисовать букву А в воздухе;
- выложить букву А из косточек;
-дописать недостающие элементы на доске.
-найти букву А на веере букв.
Развитие мелкой моторики.
Работа в тетради. Печатание буквы А по образцу.
2. Гимнастика для пальцев «У Лариски - две редиски»
Итог:
Повторение выводов, чем звук отличается от буквы.