Елена Портнова
Конспект логопедического занятия «Юные артисты. Автоматизации звука [ш] в словах»
▼ Скачать
МДОУ «Детский сад №21» г. Нижнего Новгорода
Подготовила и провела:
Педагог дополнительного образования, учитель-логопед Портнова Е. А.
Цели занятия :
• Развитие артикуляционной моторики.
• Развитие фонематического восприятия и слухового внимания.
• Развитие навыков словообразования.
• Развитие речевого выхода.
• Формирование способности самостоятельно контролировать произношение поставленных звуков.
• Развитие артистических способностей у детей через применение игровых упражнений.
Публикация «Конспект логопедического занятия „Юные артисты, Автоматизации звука [ш] в словах“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2023
Материалы и оборудование:
Мешочек с набором фигурок-символов для обозначения упражнений артикуляционной гимнастики, декоративные пёрышки, мешочек с шишками, корзинка, шапочки или ободки с лисьими ушками, картинки с изображениями различных предметов одежды.
Ход занятия:
1. Приветствие. Работа над развитием мимических мышц.
«Ребята, давайте поздороваемся друг с другом!
Сегодня мы с вами на занятии попробуем вот что – мы побудем артистами!
Давайте представим, что вы пришли в детский сад утром, а вашего лучшего друга там нет сегодня. Какое у вас будет лицо? (Дети изображают печаль) Но нет, друг просто опоздал, наконец-то он пришёл! (Изображают радость) Ваш друг рассказал вам, что по дороге в садик на него лаяла большая собака – покажите, как он испугался. Мама друга отогнала собаку и сделала замечание хозяину собаки – покажите, как мама друга сердилась. Но теперь всё хорошо, вы в садике, сейчас будет завтрак, вам спокойно. Покажите, какое лицо у человека, когда он спокоен и доволен.
Молодцы, артисты!»
2. Артикуляционная гимнастика.
«А теперь сделаем упражнения, которые надо уметь выполнять артистам, чтобы красиво говорить на сцене.
Возьмём мешочек, по очереди опускаем туда руки, достаем фигурку, называем её и делаем упражнение, которое называется так же.»
Упражнения:
«Слоник (Хоботок)»
Описание упражнения: Вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10.
«Лягушка»
Описание упражнения: Улыбнуться, максимально широко растянув губы. Зубы при этом не видны. Удерживать позу под счет до 5-10.
«Лопатка»
Описание упражнения: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.
«Лошадка»
Описание упражнения: Улыбнуться, широко открыть рот пощелкать кончиком языка наверху. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
«Грибок»
Описание упражнения: Улыбнуться, присосать язык к небу, чтобы подъязычная связка натянулась («ножка гриба»). Удерживать в таком положении язык под счет до 5-10. Если так сделать не удается, то возвращаемся к упражнению «лошадка».
«Бублик»
Описание упражнения: Губы округлить (зубы при этом видны) и немного вытянуть вперёд, удерживать в таком положении под счёт до 5, постепенно доводя до 10.
«Вкусное варенье»
Описание упражнения: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение сверху вниз, но не из стороны в сторону.
«Чашечка»
Описание упражнения: Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их, боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Таким образом язык принимает форуму чашечки. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10.
3. Развитие речевого выдоха и направленной воздушной струи.
«А теперь я попрошу маленьких артистов показать мне фокус!»
Упражнение «Фокус»
Описание упражнения: Поднять язык в положение «чашечка», выдвинуть вперед, чтобы кончик языка оказался снаружи, и плавно подуть на кончик носа. Перед этим на кончик носа кладём декоративное пёрышко. Когда ребёнок дует на язык, оно взлетает точно вверх.
4. Автоматизация звука Ш в словах, работа над развитием интонационной стороны речи.
«Ну что, а теперь пришло время примерить на себя разные роли – добрых и злых персонажей, пугливых или задиристых.»
Задание: дети по очереди берут из мешочка по одной шишке и кидают в корзину, произнося слово «ШИШКА» с разной интонацией. Необходимо правильно произнести все звуки в слове и передать голосом эмоцию, которую озвучивает логопед («Скажи радостно/испуганно/сердито/печально/задумчиво/капризно/весело и т. д.)
5. Развитие фонематического восприятия и слухового внимания.
«Браво! А теперь давайте поаплодируем сами себе. Но не просто похлопаем в ладоши, а сделаем это по-особенному. Вы будете хлопать в ладошки тогда, когда услышите слово, в котором есть звук Ш.»
Логопед называет слова со звуком Ш и без него. Например: собака, шалаш, дом, сон, кошка, бабочка, шапка, слон, крыша и т. д.
6. Автоматизация звука Ш в словах, развитие навыков словообразования.
«Давайте теперь попробуем сыграть вот какие роли – Вова будет хитрым лисом, Злата и Даша – плутовками-лисичками.
Вы будете пытаться подольститься к хозяйке дома, чтобы она впустила вас во двор к курочкам, а для этого всё будете называть ласково.»
Логопед называет слова, дети их преобразовывают:
Зима – зимушка
Изба – избушка
Сова – совушка
Тётя – тётушка
Дядя - дядюшка
Баба – бабушка
Дед – дедушка
Солнце – солнышка
Хозяйка – хозяюшка
Хлеб – хлебушек
Камень – камушек.
7. Развитие фонематического восприятия и звукового анализа.
«День в театре подходит ко концу. Прошли спектакли, актеры оставили свои наряды и разные предметы, с которыми выступали на сцене. Теперь в костюмерной (это комната в театре, где хранятся костюмы актеров) такой беспорядок! Давайте с вами поможем уборщице навести порядок. Она решила сложить отдельно и почистить все предметы, в названии которых есть звук Ш. Помогите ей!»
На столе перед детьми картинки с изображением одежды и предметов театрального реквизита:
Бальное платье, шуба, сапоги, кафтан, шляпа, корона, хрустальные туфельки, ступа с метлой, шпага, юбка, рубашка, шапка, перчатки, шлем, кольчуга.
Дети выбирают из картинок те, на которых изображены предметы со звуком Ш.
8. Итог занятия.
Логопед хвалит детей, отмечает, что у кого получалось лучше всего. Спрашивает, что было сложным, а что понравилось.